Использование здоровьесберегающих технологий в развитии вокальных навыков старших дошкольников.
(проект «Звонкие голоса»)
Содержание
Стр. | |
Паспорт проекта | 3 |
1. | 7 |
2. Цель и задачи проекта | 9 |
3. Сроки и этапы реализации проекта | 10 |
4. Перспективный план реализации проекта | 11 |
5. Ожидаемые результаты | 15 |
6.Список литературы | 16 |
7.Приложения | 17 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Звонкие голоса» |
Тема проекта | Использование здоровьесберегающих технологий в развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста |
Тип проекта | Музыкально-творческий, долгосрочный. |
Проблема | Увеличение количества дошкольников с хроническими заболеваниями. |
Цель | Развитие вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий. |
Задачи | Формировать ладотональный звук. Закреплять интонационный и фонематический слух, дикцию. Формировать правильное звукообразование. Активизировать речевой аппарат, развивать мимику, артикуляционную моторику. Формировать правильную осанку. Поддерживать заинтересованность вокальной деятельностью. Воспитывать уверенность, эмоциональную отзывчивость. Развивать фантазию, воображение, творчество. |
Участники проекта | Дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
Сроки и этапы реализации проекта | I этап – подготовительный - постановка проблемы, изучение литературы - знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании - разработка проекта, знакомство с проектом - накопление методического материала - составление примерных схем музыкальных занятий, включающих здоровьесберегающие технологии. - подготовка развивающей предметно-пространственной среды II этап – основной - организация образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий - реализация плана мероприятий проекта; - разработка методических материалов для реализации проекта; -консультации для педагогов и родителей; Третий этап - оценка эффективности реализации проекта посредством педагогического анализа и опроса участников проекта; - открытое обсуждение результатов проектной деятельности; - анализ перспектив дальнейшего развития проекта. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Дети, педагоги, родители |
Участники проекта | Музыкальный руководитель, воспитанники, родители МБДОУ. |
Ресурсное обеспечение проекта | Кадровое обеспечение: - наличие квалифицированных педагогических кадров; - наличие педагогов, имеющих опыт организации проектной деятельности с детьми и родителями. Материально-техническое обеспечение: - наличие оборудованных помещений, компьютерной и копировально-множительной техники, мультимедийного оборудования, доступа в сеть Интернет, видео- и аудио - техники; - достаточность дидактического обеспечения: наглядных пособий (иллюстрации, таблицы, видеотека, фонотека); - разработанность учебно-методических материалов для работы с детьми и родителями (разработки занятий, сценарии, стендовый материал и т.д.). Нормативно – правовое и методическое обеспечение: - наличие нормативно-правовой базы для организации проектной деятельности, - достаточность методической литературы по теме проекта. |
Ожидаемые результаты | В результате использования здоровьесберегающих технологий у детей : Разовьется интонационный слух и дикция, чувство ритма, темпа, тембра, динамики, выразительность речи. Обогатится мимика, артикуляционная моторика. Сформируются начальные представления о здоровом образе жизни (о правильной осанке, о способах сохранения голоса, о правильном дыхании и т.д.). Проявится уверенность в себе, эмоциональная отзывчивость. |
и анализ исходного состояния проблемы
Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса. Вокальные навыки у дошкольников развиваются путём приобщения их к музыке.
Музыка вызывает у детей разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или лёгкую печаль.
Музыкальное искусство, отражая жизнь во всём её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Это, прежде всего язык чувств, а пение- основное средство музыкального воспитания дошкольников, так как является самым массовым и доступным видом исполнительства для детей. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание произведения, и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Дошкольная педагогика рассматривает особенности детского пения с различных сторон: исполнение, распевание, пение, сопровождаемое движением, или игрой на детских музыкальных инструментах.
Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства. Обучение строится на основе вокально-хоровых требований. Детей учат правильному звукообразованию и дыханию, внятному, ясному произношению слов. Это так называемые вокальные навыки.
Пение является самым доступным видом детского исполнительства, то есть, каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких, как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным песнями, также помогает формированию эстетического отношения к музыке, а через нее – и к окружающей действительности.
Поэтому с самого раннего дошкольного возраста надо учитывать специфику детского голоса, чтобы избежать ошибок в работе по формированию певческих навыков. Детский голос очень хрупок и раним, голосовые связки короткие и тонкие. Гортань, легкие детей малы. Мышцы голосового аппарата также слабы, в результате чего детский голос высокий и не очень сильный. Диапазон детского голоса небольшой, который при правильной организации певческой деятельности расширяется. Работа по развитию певческих навыков у детей будет более результативной, если учитывать эти особенности детского голоса.
Общие проблемы в пении дошкольников - это неточное интонирование, крикливое пение, открытый звук и невнятная дикция. Вся дошкольная педагогика опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов.
В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, Емельянова В.В., а также методические рекомендации Орловой Т.М., Бекиной С.М. и других современных педагогов.На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми результативными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др.), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.
Новизна проекта заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.
Цель и задачи проекта
Цель: развитие вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Формировать ладотональный звук.
Закреплять интонационный и фонематический слух, дикцию.
Формировать правильное звукообразование.
Активизировать речевой аппарат, развивать мимику, артикуляционную моторику.
Формировать правильную осанку.
Поддерживать заинтересованность вокальной деятельностью.
Воспитывать уверенность, эмоциональную отзывчивость
Сроки и этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 1 учебный год. Реализация проекта делится на три основных этапа.
Первый этап (подготовительный)
Задачи этапа:
Определение задач и направлений совместной работы.
Выявление потребностей и определение социального заказа родителей.
Обсуждение перспективного плана реализации проекта.
Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в проектной деятельности.
Апробирование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Второй этап (основной)
Задачи этапа:
1. Реализация мероприятий, запланированных по проекту.
2. Оказание консультативной поддержки родителям в вопросах музыкального развития детей.
3. Разработка методических материалов для реализации проекта.
Третий этап (заключительный)
Задачи этапа:
Подведение результатов реализации проекта.
Определение эффективности, целесообразности и перспектив дальнейшего развития проекта.
4. Перспективный план реализации проекта
Сроки | Содержание | Катего-рия участни-ков | Предполагаемый результат, задачи | Продукт деятельнос-ти |
Сентябрь | Педагогический мониторинг сформированности певческих навыков у детей стершего дошкольного возраста Разработка картотек здоровьесберегающих игр и упражнений | муз. руково-дитель муз. руково-дитель | Определение сформированности певческих навыков у детей стершего дошкольного возраста Пополнение методических материалов для работы с детьми | Карты педагогичес-кого мониторин-га Картотека |
Октябрь | Составление конспектов совместной образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий Консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка» | муз. руково-дитель Родители | Создание технологических карт образовательной деятельности Раскрыть особенности развития певческого голоса дошкольников и его сохранения | Сборник конспектов (технологи-ческих карт) образовате-льной деятельно-сти Информа-ционный стенд |
Ноябрь-Апрель | Включение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс: -Пальчиковые музыкальные игры (Приложение 1) -Дыхательная гимнастика (Приложение 2) -Артикуляционная гимнастика (Приложение 3) Тематические консультации для родителей: - «Как сохранить голос ребенка» - «Речевые игры и упражнения дома» - «Игры с голосом» Мастер-классы для родителей: - Артикуляционная гимнастика в условиях семьи - Играя пальчиками – развиваем речь, улучшаем голос. | Дети, музыкальный руководитель Родители Родители, муз. руководитель | Формировать ладотональный звук. Закреплять интонационный и фонематический слух, дикцию. Формировать правильное звукообразование. Активизировать речевой аппарат, развивать мимику, артикуляционную моторику. Формировать правильную осанку. Поддерживать заинтересованность вокальной деятельностью. Воспитывать уверенность, эмоциональную отзывчивость Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления голоса, знакомство с игровыми приемами Формировать у родителей представления о способахс охранения и укрепления детского голоса в совместной практической деятельности | Концерт «Звонкие голоса» Информа-ционные стенды и тематичес-кие папки-передвижки Картотека электрон-ных игр и упражнений «Поиграйте дома» |
Май | Педагогический мониторинг Развлечение «Звонкие голоса» | Муз. руково-дитель Родители, дети | Определение сформированности певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Поддержать интерес детей к вокальной деятельности. Мотивировать родителей к дальнейшему сотрудничеству. | Карты педагоги-ческого мониторин-га Фотоотчет на сайте ДОУ |
5. Ожидаемые результаты
В результате использования здоровьесберегающих технологий у детей:
Разовьется интонационный слух и дикция, чувство ритма, темпа, тембра, динамики, выразительность речи.
2.Сформируются начальные представления о здоровом образе жизни (о правильной осанке, о способах сохранения голоса, о правильном дыхании и т.д.).
3. Проявится уверенность в себе, эмоциональная отзывчивость.
Список литературы
Абелян Л., Как Рыжик научился петь [Текст]– М.: Советский композитор, 1989. – 33с.
Битус А. Ф., Битус С. В., Певческая азбука ребёнка[Текст] – Минск, 2007. – 96с
ЕмельяновВ. В, Развитие голоса. Координация и тренаж[Текст] – СПб, 1997.- 192c
Картушина М. Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду[Текст] – М.: 2010 – 176с
Кацер О. В., Игровая методика обучения детей пению[Текст] – Санкт - Петербург, 2005. – 52с
Музыкальный сад - Форум[Электронный ресурс] //