ВИД ЗАНЯТИЯ: Комплексное занятие. Ознакомление с окружающим в старшей группе.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
Программное содержание: Закреплять представление детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий; обогатить знание детей о свойствах материалов, из которых сделаны предметы; развивать воображение средствами ТРИЗ, используя прием фокальных объектов, воспитывать интерес к учебно-познавательной деятельности.
Материал: Головной убор медсестры, фуражки военного и милиционера, солдатская пилотка и бескозырка, две черные атласные ленточки, каска пожарника, шлем мотоциклиста, хрустальная ваза, деревянный кубик бумага, металлическая миска, игрушка черепашонок Тип-Топ, газета на каждого ребенка, клей, кисти, подставки, грамзапись.
Предшествующая работа: Внесение альбома и рассмотрение иллюстраций о профессиях, беседа с детьми о профессиях их родителей, разучивание стихов Н.Кончаловской «Всем. Всем, всем» с детьми.
Ход занятия
Методические материалы | Взаимодействие педагога с детьми | Предполагаемые действия детей |
Художественное слово | - Ребята, послушайте загадку: Сижу верхом не ведая на ком. Что это? | - Шапка |
Вопрос | - Правильно, а какие бывают шапки? /достаю шапку-ушанку, панаму, вязаную шапку/ | |
- Ребята, а еще бывают шапочки специальные, которые носят люди разных профессий. Как вы думаете, кем «работает» Наташа, если она одела эту белую шапочку? | - Наташа работает мед.сестрой, врачом. | |
- А для чего врач надевает белую шапочку? | - Чтобы волосы не мешали работать | |
Художественное слово Показательные картинки с изображением повара | - Кто еще надевает белую шапочку? | - Продавец, повар. Вот повар в белом колпаке стоит с половником в руке, Готовит супы из гороха и получается не плохо. |
- А для чего повар и продавец надевают колпаки? | - Чтобы волосы не попали в кастрюлю или на продукты. | |
Рассказ воспитателя | - А я однажды видела как работают на часовом заводе, и старший мастер следил, чтобы каждый надевал или шапочку или платок, чтоб в часы не попал не единый волосок, чтоб они ходили так тики-так, тики-так. | |
Вопрос | - Ребята, а мне очень интересно узнать, кем работают ваши родители и носят ли они какие-нибудь головные уборы? Давайте сядем на стульчики и поговорим. Кто хочет первым рассказать? | |
Рассказы детей | - Пожалуйста, Алеша, расскажи нам про своего папу. | Рассказ ребенка |
Беседа о профессиях, родителях, их головных уборах | - По твоему интересному рассказу мы узнали, что твой папа милиционер и ты гордишься его профессией. | |
- Еще очень хочет рассказать о свой маме Сережа. | ----- | |
Оценка | - Как много и Сережа знает о профессии своей мамы. Молодец! | |
Оценка | - Я думаю, что все вы знаете много интересного, кем работают ваши мамы и папы. - А теперь, посмотрите, что это у меня такое в руках? | - Две черных ленточки |
Вопрос | - О каком головном уборе они вам напоминают? /показываю детям бескозырку/ | Бескозырка, шапка моряка |
Вопрос | - А как вы думаете, для чего на безкозырке такие длинные ленты? | - Для красоты. - Я думаю, чтобы узнать где служит моряк. |
- А могут ли как-то помочь ленты в ветреную погоду | -Я думаю, что можно завязать ленты под подбородком и голове будет тепло и шапку не следует. |
Физкультурная минутка
Скачет шустрая синичка, ей на месте не сидится,
Прыг, скок, прыг, скок, завертелась как волчок,
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку
И с забора на плетень тили-тили-тили-тень.
Игровой прием | - Ребята, а вы знаете, что нового появилось в группе? /предлагаю детям подойти к столу, где лежит черепашонок Тип-Топ и находят сундучок. Посмотрите, необычный сундучок. Давайте посмотри, что там лежит. Достаю Хрустальную вазу./ | |
Рассматривание предметов, анализ их свойств | - Посмотрите какая красивая ваза. Из чего она сделана, назовите, пожалуйста, свойства стекла. | - Из хрусталя, стекла |
- Представьте себе, что ваза превратилась в шляпу. Как вы думаете удобно бы было нам в ней? | - Нет | |
- А кто может носить такую шляпу? | - Снежная королева, снежный человек. | |
- У нас еще есть что-нибудь в сундучке? /достаю кубик./ | ||
- Что это? | - Кубик. | |
- Какой он? | - Деревянный, зеленый. | |
Вопросы на развитие воображения | - Как вы думаете, а если бы шляпа была деревянная, какой бы она была? | - Прочной, тяжелой, неудобной. |
- Посмотрите-ка, у черепашонка в сундучке лежит еще «И»… | - Бумага. | |
- Интересно, а если бы мы с вами носили шляпы из бумаги какими бы они были? | - Их сдует ветер, под дождем она размокнет, ее не надо покупать… | |
/Достаю металлическую миску/. - На что похожа? А кто может носить такой головной убор? Кому бы он пригодился? | - Железному человеку | |
Обращение к личному опыту | - Подумайте, а если мы с вами носили головные уборы из бумаги? | - Летом делали пилотки. |
- А бывают металлические головные уборы? | - Да. Нет. | |
- Люди каких профессий носят на голове железные /металлические/ головные уборы? | - Пожарник, Строитель, сталевар | |
- Оказывается, ребята, и у сказочных героев и у реальных людей есть металлические головные уборы. | ||
Художественное слово | - А вот Дима и Света знают очень интересное стихотворение про шляпы. | - Всем, всем, всем, всем В наше время нужен шлем, И рабочим на дорогах, скалолазам на острогах, Сталеварам у печей и строителям, что могут дом сложить из кирпичей. На экранах видим мы: хоккеисты носят шлемы, Шлем обязан надевать, тот кто хочет фехтовать И пожарник на пожаре носит шлем в дыму, в угаре. Носит шлем шахтер в забое и солдат во время боя. Надевают шлем танкисты, нужен шлем мотоциклисту, Он без шлема платит штраф, да еще лишится прав. |
Показ иллюстрации | - А еще, ребята, прозрачные шляпы надевают космонавты, в них они наблюдают за нашей прекрасной планетой - Земля. | |
- Давайте представим, что мы с вами отправляемся в путешествие в шляпах из разных материалов. | ||
Звучит музыка | /Дети ходят в хрустальной, железной, бумажной, деревянной шляпах./ | |
- В какой вам было всего удобнее? | - В бумажной. | |
- А вы хотите сами смастерить интересные головные уборы и сделать из них выставку? | ||
- Тогда не будем терять время, откроем нашу мастерскую, выберем самостоятельно материал и все необходимое для работы и самостоятельно приступим к творчеству. | ||
Включаю музыку | Индивидуальная помощь детям в оформлении | |
Анализ и объективная оценка деятельности детей на занятии | - Вот и оформлена наша выставка головных уборов. А о каких головных уборах вы бы смогли рассказать? Меня сегодня порадовало очень то, что вы были внимательны, отвечали на вопросы. Потрудились все на славу в мастерской и сможете применить все изделия. | - Подарить малышам, поиграем сами в игры. |
На этом наше занятие о головных уборах закончено.