Использование игровых технологий при подготовке специалистов в организациях среднего специального образования
Педагоги среднего профессионального образования зачастую сталкиваются с проблемами в подготовке конкурентоспособного специалиста, так как каждый год в колледжи поступают обучающиеся с разным уровнем сформированности учебной деятельности, профессиональной и учебной мотивацией. Использование игровых технологий позволяет активизировать творческую деятельность этих студентов, сформировать интерес к знаниям, развить профессиональную, учебную мотивацию и инициативу, предупреждает утомление и создает комфортную среду обучения и воспитания.
В профессиональном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, чаще всего используются деловые игры, поэтому я в своем ответе подробно остановлюсь на сущности и методике проведения именно этого вида обучающих игр.
Деловая игра – это активный метод обучения, позволяющий обучающимся творчески осмысливать знания и применять их в ситуациях, моделирующих условия их профессиональной деятельности.
Деловая игра в профессиональном образовании, прежде всего, используется для решения следующих педагогических задач:
- формирование у студентов целостного представления о будущей профессии;
- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- приобретение опыта работы в коллективе и принятия индивидуальных решений;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Деловая игра в среднем профессиональном образовании может использоваться для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Структура деловой игры включает подготовительный этап, этап проведения игры и анализа.
Подготовительный этап предполагает:
- определение проблемы, темы, предмета, содержания и учебной цели игры;
- выбор объекта деловой игры (определяется часть производственного или трудового процесса, который предстоит моделировать, подбирается проблемная ситуация; определяются условия конкретных типовых ситуаций);
- разработку сценария деловой игры (представляет собой развернутое изложение содержания деловой игры и последовательности ее выполнения).
Затем следует этап проведения деловой игры, в котором, как правило, принимают участие: ведущий (руководитель деловой игры, преподаватель), эксперты (анализируют ход игры, исполнение игровых ролей, правильность выполнения заданий) и игроки.
Данный этап состоит из введения в деловую игру и самого процесса игры.
1.Введение в игру включает:
- совместное определение задач игры и учебных задач, постановки проблемы;
- ознакомление участников и экспертов с исходной информацией, условиями игры, введение игровых правил, вручение пакета игровых материалов, определение режима работы;
- распределение ролей.
2. В ходе процесса игры происходит:
- анализ исходной информации;
- групповая работа над заданиями;
- выполнение участниками ролевых функций, имитация подготовленных заданий;
- работа экспертов.
Особое значение приобретает в деловой игре совместное обсуждение ее результатов, анализ полученного опыта, это являет заключительным этапом в структуре игры. На данном этапе преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного процесса.
Таким образом, занятия в форме деловой игры побуждают познавательный интерес к предмету, приводят к достижению высокой степени усвоения материала, развитию творческого мышления обучающихся, формируют практические навыки и профессиональные представления студентов.
Очень важным для преподавателя колледжа является включение в урок активных методов идентификации целей, ожиданий, опасений, которые позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Плюсы и минусы», «Список покупок», «Лицензия на приобретение знаний» позволяют преподавателю лучше понять аудиторию и каждого обучающегося, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к студентам. Зная ожидания и опасения учащегося, преподаватель может составить конкретный маршрут действий для эффективного обучения и активации резервных возможностей личности. Результатом применение этих методов станет сближение преподавателя и студента, где основным фактором отношений станет доверие, что немало важно для плодотворной работы.