Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Разработка психодиагностической программы на предмет выявления РАС

Изучение индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Разработка психодиагностической программы на предмет выявления РАС или изучения индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Пояснительная записка

В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс и в связи с этим обстоятельством идет реформа системы образования. Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на освоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развития личности, ее познавательных и созидательных способностей. В современной педагогической практике обучающийся является субъектом воспитания, становления и саморазвития. Поэтому каждый педагог должен овладевать приемами самосознания, рефлексии и обучить воспитанников познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания и саморазвития, включению учащихся в процессе самопознания и самосовершенствования совей личности.

Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач: раскрыть ученика, открыть его талант, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям и все что мешает ему проявлять себя. Чтобы правильно организовать воспитательную работу классный руководитель должны хорошо знать своих учеников их личностные качества и индивидуальные характеристики, поэтому необходимо диагностировать исходный уровень и производить постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся, осуществлять коррекцию воспитательной работы.

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Для изучения личности и коллектива представлена «Программа по изучению личности коллектива учащихся» (среднего звена). Срок ее реализации 5 лет (с 5 по 9 класс). В программе используются отдельные методики диагностики, но с различными модификациями, которые используются из года в год, что позволяет посмотреть за изменениями, происходящими в коллективе и вносить коррективы в воспитательный процесс.

Цель исследования:

Изучение индивидуальных особенностей ребенка

Задачи:

Анализ методик

Составление профиля личности

Формирование программы работы с ребенком на основе диагностики

Комплект методик.

1. Данная методика называется "Страхи в домиках", ее авторами являются М. Панфилова и А.И.Захаров. Благодаря ей производится обнаружение и детализация различных видов страха детей в возрасте от 3 лет. Для помощи детям преодолевать страхи, в первую очередь, важно понять причины и все виды страхов в ребенке. Процесс диагностики проходит следующим образом: рисуется два дома: один черный, а второй — красный. В черном домике поселятся страхи, которых боится ребенок.

В красном домике будут жить страхи, которые не влияют на внутренний мир ребенка. Необходимо спокойно и размеренно перечислить 31 вид существующих страхов ребенку. При этом понимать уровень и степень его реагирования, чтобы отсортировать все виды страха на значимые и не значимые. Взрослый находится рядом с ребенком и в доверительной атмосфере расспрашивает его. В процессе ведения диагностики полезно подбадривать и поддерживать ребенка, чтобы вдохновить его на исследование своих страхов. После окончания выполненной методики ребенку нужно закрыть черный домик. Для этого он рисует дверь, замок и ключ, которым он закроет дверь, а затем выбросит ключ. Данный способ помогает успокоиться ребенку и верить, что его страхи ушли навсегда. 

2. Диагностика тревожности с помощью теста Амена

Существует тест, разработанный знаменитыми американскими психологами, для определения уровня тревожности у детей. Апробация этого исследования проходила в 2007 году среди группы младших школьников, состоящей из 25 девочек и 25 мальчиков. Тестирование проводились в один день, что исключало влияние временных ситуационных факторов.

Для проведения данного обследования используется четырнадцать рисунков. Каждый из них состоит из основного рисунка и дополнительного, расположенного под основным. Размеры рисунков: основной −11 на 8,5 см, дополнительный –2,38 на 5 сантиметров. Рисунки выполнены отдельно для мальчиков и девочек. Лицо ребенка, который является главным персонажем, на главном рисунке не прорисовано, а обозначено контуром головы. На второстепенном рисунке изображены две детские головы, которые точно соответствуют контуру на основном. На рисунке представлена модель ситуации, которая типична для ребенка изучаемого возраста.

3. Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

4. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

4. Методика Рене Жиля.

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

5. Методика « Дерево»

«Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки, каждый учащийся получает лист с таким изображением (ученикам лучше сначала не предлагать подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор).

Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них – разное настроение и они занимают различное положение. Отметьте + того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь отметьте двумя ++ того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

6. «Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки 

7. Тест Люшера предназначен для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности. Применяется в психотерапии, психокоррекции, консультировании, экспресс диагностике. Этот тест дает возможность психотерапевту подбирать индивидуальные воздействия, адекватные внутреннему состоянию каждого клиента и контролировать изменения внутренних диспозиций и эмоциональной структуры клиента в процессе тех или иных психотерапевтических воздействий. Тест Люшера можно также использовать в целях более адекватной профориентации.

Заключение

Человек уже рождается человеком, у него в генах заложены природой предпосылки для развития человеческих качеств и признаков. Строение человеческого тела предполагает прямохождение, структура мозга дает возможность развития интеллекта, строение рук перспективы для использования орудий труда и так далее. Этим человеческий младенец отличается от детеныша животных. Факт принадлежности младенца к роду человеческому фиксируется в понятии индивид. В данном термине воплощается родовая принадлежность человека. Индивид - это и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны. Человек является биологическим существом, животным, которое наделено сознанием, речью, обладающее способностью трудиться, а также познавать окружающую действительность и изменять, преобразовывать ее. Вместе с тем, человек – общественное существо. Это важный признак, потому что общественные отношения и общественная жизнь, коллективный труд подчинили себе и изменили телесную, биологическую организацию человека.

Важность методов исследования для психологии можно выделить в нескольких пунктах ее значимости: Обеспечение четкости и ясности постановки проблемы. Это обеспечивается за счет грамотной формулировки вопроса, который требует решения. Осуществление мировоззренческой интерпретации результатов науки. Это проявляется в том, что новые факты обязательно включаются в систему уже известных знаний. Реализация возможности вырабатывать стратегию развития науки и практики. Стимуляция процесса развития науки и практики. В процессе научного развития происходит смена методологических подходов. Предоставление определенных средств для решения поставленных задач. Это проявляется в том, что разная область науки предоставляет свои методы.

Список реферируемой литературы

Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач / А.Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 2012. - 144 c.

Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук.. - СПб.: Питер, 2012. - 384 c.

Истратова, О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.. - Рн/Д: Феникс, 2010. - 375 c.

Каменская, В.Г. Психодиагностика ребенка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. - М.: Форум, 2011. - 400 c.

Пахальян, В.Э. Психодиагностика / В.Э. Пахальян, Ю.М. Забродин. - М.: Эксмо, 2010. - 448 c.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области