Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Родителям о дочках и сыночках

В помощь воспитателям по организации работы с родителями по формированию гендерной идентичности у дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Родителям о дочках и сыночках.

В помощь воспитателям по организации работы с родителями по формированию гендерной идентичности у дошкольников

Петухова М.В.

Воспитатель МБДОУ "37 "Сказка"

г. Альметьевск респ. Татарстан

2019г.

Круглый стол и развлечение с участием родителей и детей

“Из чего же, из чего же, сделаны наши детишки…”

Задачи мероприятия:

Уточнить и обобщить представления детей о соответствии поведения человека его гендерной роли.

Способствовать формированию способности к самореализации богатства внутреннего мира.

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Выявить инициативу и поощрить стремление родителей к созданию единых с МБДОУ условий для гармоничного развития личности мальчика и девочки.

Предварительная работа:

Вместе с детьми приготовить приглашение на собрание. Девочки делают приглашение в форме цветочка, мальчики – в форме рыцарского щита.

Оформить фотовыставку "Девочки и мальчики в детском саду"

Записать на видео размышления детей о принадлежности к тому или иному полу.

Приготовить атрибуты для игры “Родительские заботы”.

Подготовить оборудование и материалы для проведения “Рыцарского турнира”.

Провести анкетирование на тему “Воспитываем мальчиков и девочек”, которое поможет выявить уровень родительских знаний по проблеме, степень заинтересованности данной темой.

Анкета “Воспитываем мальчиков и девочек”

Уважаемые родители!

Для повышения уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам полового воспитания нам очень важно знать ваше мнение. Просим вас искренне ответить на предлагаемые вопросы.

Хотели бы Вы видеть своих дочерей женственными, а сыновей мужественными?

Как вы считаете, в чем заключается роль семьи в воспитании мужских (женских) качеств в ребенке?

Какова роль матери в полоролевом воспитании ребенка?

Как отец влияет на полоролевое развитие ребенка?

Считаете ли вы тему полоролевого воспитания актуальной для детского сада?

Какие мероприятия по данной теме вы могли бы посоветовать провести в детском саду?

В каких мероприятиях хотели и могли бы поучаствовать лично?

Спасибо за сотрудничество!

Ход круглого стола:

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в музыкальный зал. Перед началом собрания родители знакомятся с фотовыставкой "Девочки и мальчики в детском саду".

Выступление воспитателя

“Возрастные и психологические особенности мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте”.

Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек. С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребенка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребенок, в свою очередь, через подражание взрослым учиться быть мальчиком или девочкой.

В старшем дошкольном возрасте становится наиболее заметна разница в двигательной активности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр и физическими показателями. У мальчиков доминируют игры подвижного характера. Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием статических поз (сюжетно-ролевые – “Семья”, “Магазин”, “Школа”). Мальчики и девочки берут на себя разные роли, используя при этом своей уже достаточно богатый двигательный опыт. Мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной, чем в организованной кем-то деятельности.

У девочек в этом возрасте обычно лучше, чем у мальчиков, развита речь, они более послушны, внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их биологический возраст старше. Но у мальчиков больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он – будущий мужчина значит, как папа должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. Отсутствие папы в неполной семье или второстепенная роль отца в полной могут негативно повлиять на характер мальчика. В таких случаях необходимо обеспечить ребенку полноценное общение с дедушкой, другими родственниками – мужчинами.

В воспитании мальчиков и девочек родители зачастую сталкиваются с рядом трудностей. Например, некоторые отцы девочек, мечтающие о сыне, стремятся воспитать мальчика из своей дочери. Это негативно влияет на дальнейшую жизнь девочки, мешает ее нормальному развитию. Девочке необходимо постоянное подтверждение того, что ее любят. Девочку нужно чаще хвалить, говорить ей комплименты, каждая девочка мечтает услышать от своих близких слова: “Мы тебя так любим! Ты просто красавица! Ты у нас просто чудо!”

Мальчику тоже приятно, когда им восхищаются, но с 5-6 лет мальчику недостаточно просто чувствовать себя любимым. Ему хочется, чтобы его хвалили за личные достижения. Он стремится быть лучшим, быть лидером. Когда родители смотрят на сына и восхищаются качествами, присущими мужскому полу, он приобретает уверенность, которая помогает ему вырабатывать мужские черты характера.

От родителей зависит, каким вырастет их ребенок, и насколько он будет соответствовать своему полу.

Предлагаются родителям памятки «Воспитываем мальчика, девочку»

2. Видеостанция “Малышок”

Предлагаем родителям посмотреть и послушать размышления детей о принадлежности к тому или иному полу (просмотр видеоролика, где дети отвечают на следующие вопросы:

Чем различаются мальчики и девочки?

Что у них общего?

Во что любят играть девочки? А мальчики?

Какие черты характера тебя нравятся в девочках? В мальчиках?

Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?

Как стать настоящим мужчиной? Женщиной?)

3. Выступление воспитателя “Роль отца в воспитании детей”

Любящая мать – залог душевного здоровья ребенка. Но не менее важна роль отца в полноценном воспитании девочки. Отец – первый мужчина, с которым она встречается в жизни. От отношений родителей в семье во многом зависит ее дальнейшая личная жизнь, ее женская самооценка. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Девочки, с первых дней окруженные папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищенными.

Отец может похвалить платье дочери или ее прическу, новую куклу, что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь, девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим мужчиной, готовясь выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став взрослой, ее замужняя жизнь будут во многом определятся теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

Мальчикам очень необходимы дружба и одобрение отца, они нуждаются в обществе отца, его любви. Мальчик начнет чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, которые рядом, которые пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, то мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок, скорее всего, потянется к матери и воспримет ее интересы. И так, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда он плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за свои успехи.

- Уважаемые папы, есть с чем поспорить? Согласиться? Согласны, что папа не только кормилец в семье, но также как и мама, главный воспитатель? (выслушиваются ответы родителей).

- А как поступаете Вы? Проанализируйте свои отношения с ребенком. Есть к чему стремиться?

Предлагаем нескольким папам поделиться опытом воспитания дочери или сына, рассказать об интересных увлечениях, любимых играх, совместных занятиях и т.д.

- Я желаю Вам мудрости, взаимопонимания, добра и благополучия в семье.

4. Викторина про сказочных мальчиков и девочек.

В зал приглашаются дети. Предлагаем им вместе с родителями ответить на вопросы викторины, для этого необходимо вспомнить героев сказок.

Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван Царевич)

Какая девочка появилась на свет из цветка? (Дюймовочка)

Кто является самым “интересным мужчиной в рассвете сил” с пропеллером за спиной? (Карлсон)

У какой девочки голубые волосы? (Мальвина)

Кто потерял на балу хрустальную туфельку? (Золушка)

Какой сказочный герой любит кататься на печи? (Емеля)

Как зовут девочку из сказки “Снежная королева”? (Герда)

Кто нанялся к попу на работу с оплатой три щелчка по лбу в год? (Балда)

Кто побывал в стране лилипутов? (Гулливер)

Кто побывал в гостях у трех медведей? (Машенька)

Кто может кататься верхом на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен)

Какая принцесса самая нежная принцесса в мире? (Принцесса на горошине)

Какой мальчик живет в цветочном городе и носит большую голубую шляпу? (Незнайка)

Как зовут самого доброго доктора? (Доктор Айболит)

Как зовут девочку, совершившую путешествие в Изумрудный город? (Элли)

Как зовут лукового мальчика? (Чиполлино)

Кого держал в плену Кощей Бессмертный? (Василису Премудрую)

Развлечение

Конкурсная программа “Рыцарский турнир”

Из числа родителей выбираются король, королева, свита. Дети – участники турнира. Остальные родители - подданные королевства.

Задачи:

Реализовать полоролевой подход при выборе физкультурных упражнений для девочек и мальчиков, объема физической нагрузки детей.

Воспитывать стремление проявлять сочувствие, сопереживать успехам и неудачам товарищей, готовность помочь окружающим.

Используя игровую ситуацию, формировать в представлении детей полоролевые ориентации и ценности.

Ход развлечения:

Звучит музыка из оперетты “Легкая кавалерия” Ф.Зуппе.

Под музыку входит король, королева и шут. Король и королева садятся на трон.

Шут: Внимание, внимание! Сегодня в нашем королевстве объявляется рыцарский турнир. (Входят дети – участники)

Уважаемые гости, храбрые рыцари, прекрасные дамы, подданные королевства, король с королевой рады приветствовать вас на рыцарском турнире. (Король с королевой встают, кланяются.)

А теперь вас приветствуют и дадут клятву храбрые рыцари.

Рыцари:

Клянемся рыцарями быть!

За слабых заступиться

И просто так не драться.

Клянемся рыцарями быть!

Нашу дружбу не забыть.

А невежам дать отпор,

Чтобы мучил их позор.

Шут: Приветствие прекрасных дам.

Леди:

Клянемся леди, леди быть,

Всегда “спасибо” говорить,

“Добрый день” и “до свиданья”

Нет в мире выше призванья,

Чем нежной-нежной леди быть!

А значит, красоте служить!

Король:

Сегодня в королевстве нашем

Нам ловкость, красоту покажут,

Я свою волю оглашаю,

Турнир открыть я разрешаю

Шут: Во все времена храбрые рыцари, кто же из них самый сильный, ловкий, смелый и достоин внимания наших прекрасных дам! А дамы, в свою очередь, демонстрировали, как они прекрасны, стройны, изящны, милы и нежны.

Вот и сегодня на турнире мы увидим:

У кого зоркий глаз?

У кого рука точна?

Кто бьёт наверняка?

Кто изящна? Кто стройна?

Кто из леди всех милее,

Всех нежнее, красивее!

Согласны?

Дети: Да!

Королева: Пусть в справедливой борьбе победит сильнейший!

(Бросает платок)

Шут:

Мы с вами на турнир все собрались

Не чай с вареньем распивать,

А свою удаль, силу, ловкость показать!

Шут: Внимание! Наши маленькие леди покажут, какие они спортивные.

(Девочки исполняют спортивный танец “Маленькая королева”)

Шут:

А сейчас на турнире проведем мы наглядный урок

Кто из вас, рыцари, меткий стрелок?

Конкурс №1 “Метание в цель”

(показывает папа, участвуют мальчики)

Шут: (По окончании конкурса)

Чтоб красивой леди быть,

Надо всегда за осанкой следить!

Конкурс №2 “Ходьба по змейке”

(показывает мама, участвуют девочки. Выполняют упражнения под музыку, на голове мешочки с песком. Побеждает та, кто не уронит мешочек)

Шут:

Рыцари, скорей на коней вы садитесь,

Кто лучший наездник, всем покажите!

Конкурс № 3 “Прыжки на больших мячах”

(Участвуют мальчики)

Шут:

Ну-ка, леди, быстро вставайте,

Ловко нитки вы смотайте.

Конкурс № 5 “Кто быстрее намотает клубок серебряных ниток”

(Участвуют девочки)

Шут:

Рыцарю мышцы крепкие нужны,

Руки сильные важны,

Друг перед другом становитесь,

Крепче за канат держитесь.

Конкурс № 5 “Перетягивание каната”

(Участвуют мальчики)

Шут:

Наши леди в ученье упорны, прытки,

Освоили даже суперпрыжки.

Конкурс № 6 “Прыжки со скакалками”

(Участвуют девочки)

Шут:

Что за чудо-чудеса?

Загорелись небеса!

Фейерверк король затеял,

Собери кто что успеет.

Шут разбрасывает по залу разноцветные шарики, дети должны собрать их в две корзины. Рыцари – синие шары, леди – жёлтые.

(Подвижная игра проходит под весёлую, ритмическую музыку.)

Шут:

Ловким и находчивым рыцарь должен быть,

Внимательность и точность ему не повредит.

Конкурс №7 “Сорви цветок”

(Мальчики поднимаются по шведской стенке, “срывают” цветы, закрепленные наверху, и дарят девочкам)

Шут:

Вот и завершилось наше состязание.

Вот и закончился наш рыцарский турнир.

Слово королю и королеве!

Королева:

Вам, рыцари и леди,

Мы благодарны за игру,

Ловким, сильным быть сегодня

Не мешает никому!

Шут: Результаты турнира огласит король!

Король:

В награду рыцарям отважным

Вручаю приз я очень важный,

Желаю силу умножать

И королевство прославлять!

(Король награждает мальчиков)

Прекрасны были наши леди,

Они красивы и нежны,

В награду книги им подарим,

Они для красоты ума нужны.

(Король награждает девочек)

Общая игра «Комплименты сыну. Комплименты дочке. Комплименты маме. Комплименты папе. Комплименты всем!»

Шут: Что за чудесный вальс я слышу,

Кто к нам спешит? Друзья, потише!

Лесные эльфы к нам летят,

Свои дары вручить хотят!

“Прилетают” эльфы (девочки и мальчики из младшей и средней группы в костюмах эльфов - младшие братья и сестры воспитанников старшей группы, родители которых присутствуют на собрании), исполняют танец, дарят сладкие призы.

6. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Вопросы к родителям:

Вы по-прежнему хотели бы видеть своих дочерей женственными, а сыновей мужественными? Нужно Вам это?

Общество, в котором девочки не хотят быть матерями,

а мальчики – защитниками, обречено.

Владимир Иванович Даль

Консультация для родителей

 «Семья-главный фактор

в становлении гендерной идентичности ребенка»

Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Уважаемые родители!

В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.  По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Поэтому проблема формирования половой идентичности является напоминает о необходимости её решения в интересах подрастающего поколения. И именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

От отношения родителей к ребенку,

От характера родительских установок,

От привязанности матери к ребенку,

От привязанности ребенка к матери,

От роли отца в воспитании ребенка,

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность ( женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. И для того чтобы максимально помочь вам, в возникших трудностях при воспитания своего ребенка предлагаем Вам, ответить на ряд вопросов.

Консультация для родителей

 «Как правильно воспитать сына? Советы родителям по воспитанию»

• Начать следует с того, чтобы примером в воспитании сына был именно отец (ну или любой другой мужчина, вымышленный или реальный, не имеет значения). Лишь при этом условии он будет брать пример со своих мужских сородичей, с их поведения. Дело тут не в том, что женщины слишком женственны, а в том, какую манеру поведения мужчины поощряют, а какую нет. Вы должны были заметить, что приоритеты у мужчин и женщин в этом деле разные. У мужчин любознательность поощряется, в отличие от женщин. Если нет настоящего мужчины, примером которого вы хотели бы взять для сына, воспользуйтесь помощью сказок и фильмов, поведение героев тоже довольно тщательно впитывается в подсознание мальчиков. Только не забудьте хорошенько проработать свою домашнюю коллекцию, без наличия современных комиксов и боевиков, в которых куча крови и мало смысла. Пусть его героями станут рыцари и мушкетеры, которые борются за справедливость.

• Дайте сыну почувствовать себя настоящим мужчиной. Для этого покупайте ему игрушки для мальчиков спокойных цветов, не кричащих и ярких, ведь это – прерогатива девочек. С раннего детства давайте ему участвовать в домашних делах, например, при забивании гвоздей. Папа может дать ребенку молоток, когда сам хочет что-то забить, так ребенок почувствует свою значимость.

• Кроме того папа личным примером должен показывать, как обращаться с противоположным полом. Ребенок должен понять, что необходимо открывать перед девочками двери, помогать носить тяжелые сумки – прививать джентельменские навыки.

• Когда ребенок достигнет переходного возраста, вы должны оказать ему полное доверие. Он должен принимать какие-то решения самостоятельно, пусть они будут не всегда верными, но мальчик должен видеть, что ему предоставляется такая возможность. Таким образом вы научите его отвечать за поступки, стать самостоятельным.

• Не забывайте хвалить его, это только повысит его мотивацию. Только не переусердствуйте, хвалить надо как мужчину – молодчина! Вот как делают мужчины! Совсем как папа! Говорите ему (не слишком часто, но и не особо редко), что он очень сильный и смелый, решительный и отважный, и даже если он не обладает такими качествами, то в нем загорится огромное желание ими обладать.

• Вы в свою очередь не старайтесь быть мужественной и грубой, как мужчины, чтобы сын брал с вас пример. Этому он научится у папы, а вы должны оставаться слабой и нежной, ласковой и любящей. Именно благодаря маме ребенок научится понимать и ценить женщину, помогать ей (как когда-то в детстве маме). Он будет видеть, что любая женщина нуждается в защите и в свое время обязательно предоставит ей эту помощь.

А вот, чего делать при воспитании мальчика делать не стоит:

• Если мальчик проявит инициативу в чем-либо, не стоит его прерывать. Вместо того, чтобы кричать на него и причитать, поддержите, даже если вы видите, что действие, которое он хочет совершить, ошибочное. Пусть он убедится в этом сам. Для того, чтобы узнать, где таится опасность, а где ее нет, он должен увидеть ее в лицо, так что просто подстрахуйте его, а дальше он все сделает сам. Все, что следует делать вам – это комментировать его действие. Не причитайте и не ругайтесь, а просто объясняйте, почему туда ходить не стоит, оттуда прыгать небезопасно. Больше разговаривайте с ребенком. Конечно, понятно, что маме проще и удобней сидя на лавочке кричать во все горло, чтобы он не лез туда, убрался оттуда и прочее. А ведь гораздо сложнее включиться вместе с ним в игру, следить за его неудачей и подстраховывать в случае опасности, вместо того, чтобы поболтать с подружками.

• Не балуйте его, ну или, по крайней мере, не переусердствуйте с этим делом. Если глядя на девочку, мы воспринимаем ее капризную натуру еще в порядке вещей, то глядя на капризного и вечно ноющего мальчика, постоянно испытываем только отвращение.

• При воспитании сына не стоит полагаться всецело какой-то системе, не нужно подводить свою жизнь и жизнь ребенка под строгий режим, отступление от которого считается страшным проступком и наказанием. Бесспорно, режим играет огромную роль в жизни любого человека, только иногда не так уж плохо от него отступать, в обратном случае ребенок вырастет замкнутым, иногда он может возненавидеть за это всех женщин, а все потому , что мама в детстве заставляла его жить как в тюрьме. Время от времени нужно потакать его капризам.

Все, что вам следует знать о воспитании своего ребенка, так это то, что вам не стоит бояться любить своего ребенка. Не стоит строго придерживаться какой-то определенной модели воспитания, все они не идеальны, ведь какие-то из них призывают спрятать свои чувства родителей, а другие – наоборот, позволить вылить эти чувства на ребенка в слишком большой количестве. Выберите оптимальную середину, что-то возьмите от одной методики, что-то от другой, вы ведь не хотите воспитать робота, а ваш ребенок не будет индивидуален, если вы будете воспитывать его по алгоритму. Любите своего сына и позвольте сыну любить себя, а воспитание ребенка проводите через ситуации, через какие-то примеры, сказки, фильмы. Поверьте, воспитать настоящего мужчину – в ваших силах, нужно просто не лениться.

5 ошибок в воспитании сына. (С сыном мама связывает особые надежды и мечты вырастить идеального мужчину. Но наши ошибки порой мешают этому.)

1. Гиперопека – это самая распространенная материнская ошибка. Следствием этого является пониженная самостоятельность, для мальчика это грозит вырасти «маменькиным сынком».Часто мамы оправдывают это тем, что «он у меня нежный, такой необычный, он не такой, как все остальные, к нему нужен особый подход». И вместо успешного человека вырастает неудачник.

2. Повышенный контроль. Когда сыну 3, 4, 5, 6, даже 8 лет контролировать можно все: что поел, с кем разговаривал по телефону, где гуляешь, - это нормально. Но когда перед вами подросток, а вы его отчитываете за пятиминутное опоздание или неопрятный вид, - это слишком. Мужчинам в большей степени нужна свобода, чем женщинам.

3. Стремление уберечь от ошибок. Конечно, лучше не доводить до проблем. Но лишь набив себе шишки, мальчик научится нести ответственность за свои поступки.

4. Тесные отношения с мамой. Замечательно, когда мама – лучший друг и ей можно многое доверить. Мальчик растет сочувствующим, заботливым, внимательным. но тесная связь с мамой грозит тем, что сын вырастет инфантильным. Поэтому с подросткового возраста «отпускайте» от себя сына, позвольте ему иметь свои мужские секреты от вас.

5. Мама берет на себя воспитание детей полностью. Это неправильно. Дети, тем более мальчики, должны общаться с папами и получать мужское воспитание, а если папы нет, то с другими старшими мужчинами – дядями, дедушками и т.д.

Консультация для родителей

 «Как правильно воспитать дочку? Советы родителям по воспитанию»

У вас в семье родилась принцесса, красавица, крошка, куколка но детки растут быстро и встает вопрос как воспитать свою дочку, что нужно дать ей в жизни, чтобы она стала хорошим человеком, хозяйкой, любящей женой, заботливой мамой как много всего, но как привить эти качества ребенку. Давайте разложим все по порядку. С чего начать.

- первое это для девочки привить ей женственность, конечно примером для нее будет мама, красивые платья, прически макияж, дочка будет брать пример с матери, обратите внимание в большинстве семьях, если у матери короткая стрижка, то она и будет в большинстве случаев у дочки, если у мамы стиль спортивный, то и дочка примет такой стиль.

-показать пример - мама и папа идеальная семья, какие отношения у вас в семье, как мама обращается к мужу, как заботится о нем так и дочка будет брать пример, есть семьи в которых постоянно супруга пилит мужа, и уже для ребёнка это норма, она начнет поступать так же как ее мама потому, что это для нее нормой не совершайте таких ошибок.

-прививать к хозяйственности учите дочку убираться, готовить еду вести домашние дела, гладить, стирать, мыть окна, - если вы научите дочку этому всему достаточно, чтобы она стала идеальной хозяйкой для своей семьи.

-следите за здоровьем дочери, проходите необходимых врачей - ведь она будущая мама и значит посещение гинеколога обязательно. Так же отдайте дочь на танцы, гимнастику, все что подходит для девочки, чтобы она научилась танцевать, держать осанку, иметь красивую походку.

- прививайте девочке чувство вкуса чтобы она умела красиво одеваться, делать прическу, наносить макияж.

-развивайте девочку интеллектуально, чтобы она была всесторонне развита, интересно себе в первую очередь, а потом окружающим. (ведь есть хорошая пословица, встречают по одежке, провожают по уму)

-научите дочку любить свою внешность, чтобы она была уверена и у нее не зародились комплексы.

- прививайте любовь к животным. Чувство милосердия. заведите домашних животных, пусть дочка учится ухаживать.

-научите дочку уважать старших, помогать малышам ведь уважение очень важно.

-создайте в своей семье гармонию и уют, чтобы в ней царила любовь, надежность поддержка, дети берут пример со своих родителей и будут основываясь на вашем примере строить свою семью, воспитывать детей, а значит ваших внуков.

Список можно продолжать но основная мысль выражена выше, мамочки задумайтесь, как вы будете воспитывать свою дочь, какой вы пример ей подадите чему научите, а мы как отцы будем вас во всем поддерживать, и помогать в воспитании дочери.

5 секретов воспитания дочки (Каждой маме хочется, чтобы ее дочка была красивой, здоровой, умной и, самое главное, счастливой. Но не все знают, как этого достичь и что делать ни в коем случае нельзя.)

Не сравнивайте с другими! Женская сущность даже маленькой девочки этого не переносит. Причем сравнение не в в плане успешности в учебе, а в том, в чем каждая девочка должна чувствовать себя принцессой, - в привлекательности, обаянии, женственности. Многие мамы думают, что если девочке поставить в пример ее же сверстницу или сестру, то дочь начнет меняться к лучшему. Обычно все происходит как раз наоборот.

2. Не подавляйте в ней привлекательность. Некоторые родители бояться, что если девочке говорить, какая она хорошенькая, позволять модничать и тд., то она вырастит пустышкой. Если во всем знать меру, то чем раньше ваша дочь начнет слышать комплементы, тем более счастливой и гармоничной она вырастет.

3. Не разрушайте иллюзий. Не стоит готовить маленькую девочку к тому, что жизнь не будет преподносить подарков и всего придется добиваться самой, это значит рушить детские иллюзии, которые до поры до времени необходимы.

Учите доверять. Если девочка с раннего детства слышит, что на мужиков нельзя положиться, - этого вполне достаточно, чтобы, став взрослой, она никогда не доверяла мужчинам. Это грозит невозможностью создать крепкую семью, неудачами на личном фронте.

Сохраняйте баланс между работой и семьей. Еще один вредный для воспитания девочек момент – это излишняя женская эмансипация. В таком случае главное, на что ориентируют девочку, - это то, что она должна хорошо учиться, получить профессию, стать хорошим специалистом. Таким образом, воспитание получается как бы бесполым. Конечно, и учеба, и карьера важны. Но в жизни женщины не меньшее место занимают семья и дети, и не стоит думать, что это сложится само собой. Как показывает опыт, женщины, кого родители готовили исключительно к профессиональному будущему, поздно выходят замуж и поздно рожают, что не всегда хорошо.

Консультация для воспитателей и родителей

«Дидактические игры по гендерному воспитанию»

Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей.

Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам.

Игры приключения. Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.

Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше, для мальчиков, из-за отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.

Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков — свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!

Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом. Сомневаетесь, есть ли смысл учить девочек математике с детства? А вот, например, первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская осваивала математику с самых ранних лет. Если верить легенде, на её комнату не хватило обоев, и детскую маленькой Сони пришлось обклеить листами с лекциями известного механика и математика XIX века

…Выйдя из магазина, мы не можете избавиться от мысли, что есть какие-то способы поиска девчоночных и мальчиковых игр и игрушек. Перебираем в уме жанры игр: бродилки и стрелялки, гонки, логические игры….

Нейропсихологии физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном, учреждении.

Игры нашего детства не были особенно затратны. Коробки мелков могло хватить на пол-лета, футбольный мяч служил несколько сезонов, а для игры в бадминтон можно было просто стряхнуть пыль с папиной ракетки. Игры для мальчиков в XXI веке во многом напоминают игры их родителей, за исключением одной мелочи: когда родители были детьми, о домашних компьютерах даже не мечтали. Опрос детей показал, что они сейчас отдают предпочтение компьютерным играм.

Родителям обычно нравятся такие игры из-за их простоты доступа и относительно низких рисков для безопасности компьютера. Детские игры онлайн привлекательны для мальчиков ещё и тем, что флэш-игры могут быть интерактивными: это значит, что с их помощью можно играть в командные игры с другими детьми или даже общаться друг с дружкой.

Однако содержание игр дошкольников с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что приводит к отсутствию у детей, специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки — нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных, форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий: Но выявлено, что в группах ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками.

В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % - с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.

Дидактические игры в детском саду и в домашних условиях

1.« Волшебный цветок » ( со второй младшей группы).

1 вариант « За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2 вариант « Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3 вариант « Кто я в семье?»

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра ( в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)? и т. д.

2.«Дом добрых дел» ( со средней группы).

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

3.«Давайте говорить друг другу комплименты» ( со второй младшей группы).

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

4.«Пожелания» (со второй младшей группы).

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания:

« Я желаю тебе….»

5.«Вежливые слова» ( со второй младшей группы).

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

6.«Благородные поступки» ( со второй младшей группы).

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки.

7.« Ушки на макушке» ( со второй младшей группы).

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

8.«Отгадай профессию» ( со старшей группы).

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

Например, «Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач)

После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т.д.) работают врачами?

Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?

9.« Смайлик» ( со второй младшей группы).

Цели: развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).

Материал: Большой круг из картона, Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.

Ход игры:

Детям предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый.

-Смайлик увидел друзей.

-Смайлик заболел.

-Смайлик сердится.

-Смайлик поет песенку и т. д.

Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.

Консультация для родителей

«Роль книги в воспитании мальчиков и девочек»

 «Через книгу происходит «врастание» ребенка

в гендерную культуру того общества,

где он живёт и развивается»

 (с позиции концепции Л. С. Выготского).

Художественная литература - это средоточие исторических фактов и житейской мудрости, она  открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,  в ней содержится совокупность различных социальных норм и ценностей.

Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.    Фольклорные произведения очень любят дети, т.к. они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины. Рассмотрим некоторые формы народного творчества.

Пестушки  (от слова «пестовать» — нянчить, растить, холить) — один из видов устной поэзии для детей младенческого возраста.

Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. (Ай, люли, ай, люли, прилетели голуби. Будем голубей кормить, нашу доченьку любить! или Будем доченьку купать и  все хвори прогонять!)

Потешка - жанр устного народного творчества. Исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

(А чу чу, а чу чу, я горошек молочу на чужом на тожку, на прилипочку…)

Так, пестушка незаметно переходит в потешку - песенку – приговор,

сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Когда ребенок начинает становиться на ножки, приговаривают и припевают: «Дыб, дыб, дыбочек!», «Топ, топ, топоточек!».

Здесь происходит не только словесное, но и физическое общение ребенка с матерью или другими родственниками. Для ребенка очень важен физический контакт с родителями. Во время потешек они чувствуют теплоту маминых рук, ее нежные прикосновения.

3. Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют пословицы и поговорки.

Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли, народные изречения. или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме.  В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.; народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.

«Мужик хлопочет – себе добра хочет», «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит». и другие

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей.

4. В  колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота»,   «А баиньки, баиньки качаю дочку маленьку».

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях – величаниях мальчиков и девочек.

Для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,  

Мой сиреневый цветочек, 

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый, смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

Для девочки:     

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась.

И с рассветом просыпалась

Вы, конечно же знаете как красочно иллюстрированы данные жанры народного творчества. Такие книжки дети с большим удовольствием подолгу рассматривают, а произведения воспитатель предлагает детям для  прослушивания и заучивания,  затем дошкольники применяют элементы русского фольклора в в сюжетно – ролевых играх, в театральной деятельности , на  праздниках и развлечениях.

5. Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки.

Как в народных, так в авторских и  в дидактических сказках в художественной форме даны образцы гендерного  поведения. Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации:

• терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

• силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

• любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;

• проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.

При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:

«мужские», где главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои

которых принадлежат к мужскому полу. («Колобок», «Три Поросёнка», «Мальчик – с- пальчик» и другие)

«женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие.)

«смешанные», где есть два главных героя обоих полов. («Царевна – Лягушка»)

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.  

То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - женское поведение. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предшественником гармоничного союза.

Выбирая художественные произведения для чтения детям, необходимо обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, присущие представителям разных полов.

Девочкам нужны литературные произведения, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг ее чтения только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери.

Мальчикам нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости, необходимо, чтобы была выделена общественная значимость и нравственная направленность этих качеств. Смелость и сила нужны, только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работе. Мальчикам необходим положительный пример взаимоотношений мальчика с девочкой, мальчика с родителями и родственниками.

Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.

Вот несколько примеров литературных произведений с описанием тех положительных черт характера, которые свойственны и желательны для представителей обоих полов. Литература для девочек:

—  Украинская сказка "Хроменькая уточка".(Девушка: Трудолюбие, терпение, покладистость).

—  Русская сказка "Гуси-лебеди", Девочка: Смелость, ответственность, любовь к брату.

—  В. Одоевский "Мороз Иванович", Рукодельница: Трудолюбие, оптимизм, доброта, смелость, послушание, забота о других.

Литература для мальчиков:

—  Украинская сказка "Катигорошек", Катигорошек: Сила, смелость, доброта.

—  Русская сказка "Бой на Калиновом мосту", Иван-крестьянский сын: Сила, мужество, бдительность, патриотизм.

Необходимо очень тонко и аналитически подходить к отбору художественных произведений для использования в работе по полоролевой социализации, следуя требованиям:

доступность возрасту;

эмоциональная привлекательность;

динамичность сюжета;

образное описание главных героев;

наличие эпизодов, которые дети могут перенести  в игру.

Художественная литература и устное народное творчество - это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать, и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть на них похожими.

Таким образом, книга помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается.  И мы очень надеемся,  что из наших мальчиков и девочек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области