Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы сбора и обработки информации в журналистике традиционные и социологические

Цель Разобраться в методах сбора и обработки информации в журналистике. Задача Структурировать и классифицировать различные способы работы с информацией.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы сбора и обработки информации в журналистике: традиционные и социологические.

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т.д.

Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Поэтому в журналистской практике используется целый арсенал методов сбора первичной информации.

К традиционным журналистским методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности. С развитием журналистики данные методы дополнялись и обогащались конкретными методиками из социологии и психологии, представляющими «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь».

Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.); вторые – при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).

В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности. В силу того, что каждый метод таит в себе различные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных операций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.

Под процедурой обычно понимают последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Это – наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки информации.

Последовательность в применении тех или иных методов вполне согласуется со стадиальным характером творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. Замысел будущего произведения можно соотнести с выдвижением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиальность познания объекта действительности предполагает его всестороннее изучение, На этом этапе журналист решает, какой метод сбора первичной информации наиболее предпочтителен, какая техника более эффективна, наконец, в какой последовательности изучать объект. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитическую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требуется умело использовать общенаучные методы анализа и интерпретации данных.

Говоря о факторах, определяющих формирование методов деятельности журналиста в творческом акте, Г.В. Лазутина выделяет следующие:

а) стадиальность творческого процесса;

б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

в) характер источников информации (более широко – структура информационной среды);

г) законы познания, законы восприятия и переработки информации;

д) законы общения.

«Это, – заключает автор, – обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта – во-вторых». Задача журналиста состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от стоящих перед ним задач.

Далее мы переходим к социологическим подходам, которые использует непосредственно журналист.

Так, можно разделить условно на два варианта: использование социологический источников и социологические методы сбора информации.

Итак, социологические источники.Журналист может брать их за основу своего исследования, использовать как иллюстрационный материал для более полного раскрытия своей темы, или использовать разные данные исследований для сравнения. Также стоит отметить, что в каком-либо социологическом исследовании журналист может увидеть свою тему. Именно поэтому ему важно просматривать данные по интересующей его тематике. Его могут удивить цифры, натолкнуть на мысль приведенная статистика и т.д. «Социологические данные и просто могут быть оперативным, «событийным» поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом».

Журналист может и использовать свои наблюдения, накладывая их на данные социологов.

Журналист не только ищет тему, но и корректирует ее интересность под аудиторию на основе опросов общественного мнения. «Сегодня опросы общественного мнения – важный инструмент на верстаке журналиста. Многие сообщения строятся вокруг результатов опросов по самым разнообразным вопросам, получаемых из не менее разнообразных источников. Редакторы газет и теленовостей часто спрашивают репортеров, есть ли у них результаты опросов, для того, чтобы расширить тему или подтвердить выводы, которые они делают в своих сообщениях»

Почему важны опросы? Потому что опросы – это замер общественного мнения, индикатор для журналиста. В то же время общественное мнение во многом формируется за счет того, что люди узнают от прессы. Так и получается замкнутый цикл: общественность – пресса – опросы – общественность.

Теперь рассмотрим непосредственно социологические методы сбора и анализа информации, которые могут быть в арсенале журналиста.

Журналисты также могут использовать опросный метод для изучения различных проблем, ситуаций. Впрочем, для объективной подборки представляется это сложным для одного журналиста. Именно поэтому возможно, что в таком опросе кто-то ему должен помогать.

Экспресс-опросы по случайной выборке (телефонные, уличные и т.д.) сейчас часто применяют радиожурналисты, часто мы их можем увидеть как подтверждающие какую-то мысль журналиста в ТВ-репортаже, в газете они встречаются реже.

В журналистике также может использоваться методика структурализованного наблюдения. В случае с социальным экспериментом журналист обращается к экспериментальному методу. Также для подготовки обзоров может, конечно, применяться метод контент-анализа или некоторые его элементы.

Вообще с получением, поиском, сбором информации имеет дело не лишь журналистика и PR-коммуникации, но и множество остальных профессий - ученого, следователя, разведчика, психолога, врача и т.Д. По сути дела неважно какая область деятельности, где ключевое значение имеет событие – точна ли информация относительно объекта, процесса либо явления, сталкивается с неувязкой как эту информацию получить и оценить, с комплексом способов реализации данной задачки.Основой хоть какого журналистского произведения (текста) является информация, т. Е. Сведения о реально происходивших действиях и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения либо противоположной ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и верная оценка информации является ключевым этапом построения хоть какого журналистского и PR- материала. Чем больше уверенности в точности полученных сведений, тем с большой вероятностью журналист либо PR-man добивается поставленной цели. Отбор фактов просит тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени влияния социальной либо другой значимости. При этом следует избегать чрезвычайно лишней информации, так и недостатка её.

Науки гуманитарного цикла, а журналистика и PR относятся к таким, во многом исходят из предположительной информации, которую тяжело, а порой и нереально интерпретировать однозначно либо подтвердить. Поэтому тут имеют место, как чёткие данные, так и гипотезы, носящие характер более вероятного догадки.

В журналистике и PR методологическая база процесса сбора и информации творчески компилирует в себе все обилие способов разнообразных дисциплин. Журналист либо работник PR в этом контексте сводит воедино столь разнородные причины как собственный опыт, личные свойства, присущие ему в силу особенностей личности, обычные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы.

При этом сбор информации для специалиста не носит формального характера, а преобразуется в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом описывает все следующие стадии его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой конкретно факт обязан быть найден и зафиксирован, как на этот факт выйти и где его внедрение в дальнейшем принесет максимальную, пользу не менее принципиальна, ежели комплекс профессиональных навыков по её получению.

Чем точнее журналист либо PR работник представляет себе, какие конкретно факты необходимы для его материала, чем в большей степени готов он к предварительному сбору информации - тем эффективнее этот процесс.

совсем разумеется, что начальной стадией поиска информации по определенному заданию является первичное и очень полное в данных условиях предварительное ознакомление с неувязкой. Бывалые журналисты не лишь не пренебрегают возможностью понять суть трудности, ознакомиться со всеми её качествами до того, как приступают к практической работе - будь то написание короткой заметки либо подготовка серьезного аналитического материала, но напротив, изыскивают для этого всякую возможность.

Во время исследования литературы, я нашла, что способы сбора информации столь разнообразны и инвариантны, в таковой степени зависят от контекста, что даже приблизительное, беглое их описание заняло бы большой размер текста.Для журналистики и PR есть свои определенные профессиональные особенности методологии, но в общем смысле, группируя их по ключевым признакам - хотя таковая классификация в известной степени условна - их можно поделить на три группы:

- Коммуникативные способы.

- Некоммуникативные (документальные и физические).

- Аналитические.

Коммуникативные способы

К коммуникативным способам получения информации относятся все виды межличностной и технической коммуникации, которые доступны в работе журналиста либо PR-mena.. Очевидно это, в первую очередь, беседа, интервью и опрос.

К коммуникативным способам в определенной степени относится и переписка по почтовым информационным каналам, и специальные методики компьютерных коммуникаций, такие как телеконференции, электронная переписка и т.П.

Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед внедрением остальных более чётких коммуникативных способов, нужной для того, чтоб понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.

главным коммуникативным средством получения информации в практической журналистике является интервью (очное либо заочное интервью), в итоге которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Оно в свою очередь делится на формализованное и неформализованное. Формализованное интервьюирование характеризуется довольно огромным количеством времени либо периодом меж сбором информации и его публикации. В итоге этого происходит множество катаклизмов: выбор слов либо фраз из контекста, установка материала, заказной материал. А неформализованное интервьюирование характеризуется отсутствием времени меж сбором и публикацией. Данный способ характерен прямому эфиру, в итоге данного варианта мы получаем паблисити, т. К. Этот процесс непредсказуем и неконтролируем. Как правило этот способ свойственен радио и телевидению.В опросах также выделяют фокус-группы - способ сбора информации, который дозволяет оценить эффективность коммуникации на любом этапе, от возникновения идеи до конкретного PR- продукта. На практике этот способ заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначению заморочек.

Некоммуникативные способы (документальные и физические)

очень принципиально в работе журналиста употреблять все доступные информационные массивы для получения информации. Тут следует отметить, что знакомство с печатной и другой прессой, первичными документами, связанными с событием (книгами, дневниками, письмами, записками, деловой перепиской, приказами и распоряжениями, другого рода документами и т.Д.) Дает журналисту большой информационный массив, на который он может опираться в собственной работе над материалом. Иным очень эффективным способом являются методы получения информации в итоге использования разных инструментальных средств наблюдения. Впрочем наблюдение(мониторинг), как некоммуникативный способ, даже без использования особых устройств дает часто неоценимую информацию, так как в этом случае журналист сам может стать очевидцем действия, следить обстановку и т.Д. Для PR мониторинг это проведение анализа СМИ, стиль письма, манера изложения материала. Принципиально довольно представлять картины работы СМИ, его сферу деятельности, точку зрения главенствующего редактора, кто стоит за газетой, т.Е. Ее учредителей.Также принципиальным является выявление рейтинга СМИ, в итоге определяем на какую целевую аудиторию рассчитана информация.

Технические средства также очень разнообразны - их арсенал постоянно пополняется по мере развития технологии. К ним можно отнести оптические приборы, приборы фиксации аудио-видеоинформации, различного рода регистраторы и т.Д.

огромную пользу может принести и опыт, моделирующий либо воспроизводящий определенные действия, но степень его применимости не очень высока, чтоб останавливаться на нем подробнее. Довольно сказать, что в силу быстротечности и уникальности неких событий, сделать их зримыми можно часто лишь с помощью опыта- реконструкции. Конкретно таковой принцип лежит в базе жанра риэлти, являющегося очень популярным в наши дни жанром художественной публицистики ("Телефон спасения 911", "Первая городская клиника" и т.Д.).В передаче "Городок", многих газетах журналисты употребляют опыт- розыгрыш, чтоб с его помощью получить информацию о реакции человека в определенных заданных условиях. Для PR этот способ удобен, т. К. Он минимизирует издержки и может быть узнать о реакции аудитории либо целевой аудитории.

Аналитические способы

В первую очередь характерные для науки аналитические способы получения информации очень эффективны в тех обстоятельствах, в которых по различным причинам тяжело либо нереально получить исчерпывающих данных другими, рассмотренными нами способами. Журналисту приходится сталкиваться с ситуациями, когда событие не имеет очевидцев, способных вернуть его происшествия, когда объект либо предмет носит специфичный характер и не может быть определен однозначно, когда относительно действия очень много разноречивых мнений. Таковы большая часть катастроф, не нормальных явлений, событий в мире науки, преступления, чрезвычайные происшествия и исторические действия в силу тех либо других обстоятельств становящиеся социально важными и актуальными. В этих вариантах получение информации напрямую маловероятно, затруднено различными обстоятельствами а, порой, просто нереально. Напротив косвенных, неподтвержденных данных, догадок и домыслов- очень много. Аналитические способы науки очень разнообразны, и перечислять их все довольно затруднительно. Приведем только краткую классификацию:

- Системный анализ (то есть построение системы с определенной взаимосвязью частей, их иерархией, определение главных функций, системообразующих, системоразрушающих и системо-нейтральных факторов и т.Д.). Тут речь идет по преимуществу о чёткой систематизации данных по разным признакам (хронологии, теме, значимости и т.Д.)

- Сравнительный анализ (компаративные методики), при котором событие, явление либо объект сравнивается с аналогичным (довольно вспомнить, как"обставляют" телевизионные анонсы различного рода катастрофы и кризисы, рассказывая об аналогичных явлениях, проводя вольные либо невольные параллели).

- Дедуктивный и индуктивный способы, то есть построение суждений в первом случает от общей картины к частной детали, во втором - напротив, от частному к более общему.

- Моделирование (компьютерное, логическое, математическое и т.Д.) При котором некие характеристики объекта переносятся на модель, подвергающуюся исследованию.

В PR в особенности можно выделить анализ документов, в том числе с помощью средств массовой информации и веба. Для удобства исследования употребляются следующие формы: клиппинг, мониторинг, транскрипирование электронных СМИ. Для определения свойства текстовой информации употребляется способ контент-анализа- перевода массовой текстовой информации в количественные характеристики с последующей статистической обработкой.

В любом случае выбор конкретной методики (методик) получения информации во многом зависит от личных особенностей журналиста либо PR- работника, его опыта, интуиции и профессионализма.

Информация может быть получена журналистом:

•в ходе беседы с экспертом государственной или общественной организации, чиновниками, случайными свидетелями, жертвами;

•из ответа на официальный запрос (в основном это касается "государственной" информации);

•при чтении специальной литературы (учебников, справочников, документов);

•путем поиска информации в сетях Интернет;

•в результате собственных наблюдений и размышлений.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области