Литературная викторина
«Каменный цветок» по сказам П.П. Бажова
(для детей подготовительной к школе группы)
Цель:
Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.
Задачи:
Создать условия для длительного сохранения большой информации и для полного воспроизведения ее.
Через прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.
Через творчество П.П. Бажова пополнить исторические знания об Урале.
Способствовать развитию литературного языка, творческих и коммуникативных способностей детей.
Ход викторины:
Ведущий:
Уважаемые ребята! Сегодня у нас литературный праздник – викторина. Нас пригласил попутешествовать великий уральский сказочник Кто это? (ответ детей Павел Петрович Бажов). Недавно исполнилось – 140 лет со дня его рождения. Мы знаем, что он был очень образованный, мудрый человек
Давайте вспомним, что мы знаем о жизни и творчестве П.П.Бажова.
Показываются слайды
1Скажите, в каком городе Свердловской области родился П.П. Бажов? (в Сысерти)
2. Сколько у Бажова братьев и сестер? (Бажов был единственным ребенком в семье)
3. Кем работал П.П. Бажов? (сначала учителем русского языка, потом журналистом)
4. Какую называется первая книга, которую написал П.П. Бажов? («Малахитовая шкатулка»)
5. Чей это памятник? В каком городе он стоит? (В Екатеринбурге)
6. Как называется этот теплоход? (Павел Бажов)
7. Что еще называют именем П.Бажова (улицы городов)
В нашем городе Тавда тоже есть улица П.Бажова.
П.П. Бажов много ездил по Уралу, жил в различных городах. Назовите города Свердловской области, в которых жил и работал П. П. Бажов
Показываем на карте эти города (Cысерть, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург).
Работая журналистом в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник (показ)…
Дети – «Малахитовая шкатулка».
Ведущий: Какие сказы вам запомнились?
Дети:1.«Серебряное копытце».
2. «Огневушка – Поскакушка».
3. «Голубая змейка»
4. «Таюткино зеркальце».
5. «Медной горы Хозяйка».
6. «Малахитовая шкатулка».
7. «Каменный цветок»
8. «Горный мастер»
9. «Синюшкин колодец».
10. «Золотой волос»
Сейчас мы мысленно отправимся в сказы Бажова, еще раз вспомним сказочных героев, талантливых и добрых людей, необычные события прошлого времени.
Итак, отправляемся в путешествие!
Стук в дверь. Заходит персонаж «Хозяйка медной горы» (ребенок)
Хозяйка медной горы Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Правильно, я-Хозяйка Медной горы. Вы любите сказы Бажова? А вы их хорошо знаете? Сейчас я проверю. Назовите сказы, в которых говориться обо мне?
Дети: «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»
Хозяйка медной горы: Правильно, ребята, молодцы! А сейчас отгадайте мои загадки, назовите сказку:
Загадки
1.Темной ночью у костра появляется она,
Мастерица петь, плясать, самородок указать,
Звали эту веселушку …
(Огневушка – Поскакушка)
2.Ставила Даренка во дворе корытце
Чтоб волшебный козлик мог воды напиться.
(Серебряное копытце)
3.Круглое окошко - как в ключе водица
Возле той водицы старушонка злится
Синенькая, тощая дунь – и нет ее
Охраняет старая сокровище свое.
(Синюшкин колодец)
Ведущий: Присаживйтесь, уважаемая гостья, а мы продолжим нашу викторину.
Узнай сказ по отрывку.
«Пожелали Марьюшке доброе и плиточки у обоих стали золотые» (ответ детей: «Голубая змейка»).
«Как темнеть стало, запобаивались, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится» (ответ детей: «Серебряное копытце»).
«Приходит к ним женщина. На спине котомочка холщовая, в руке черемуховый батажок, вроде как странница». (ответ детей: «Малахитовая шкатулка»).
Узнай сказ по одному слову.
ПАЛАТИ – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко в «Голубой змейке».
БАЛАГАН – это охотничья избушка, в которой жили Даренка и Кокованя. «Серебряное копытце»
ВОСТРОШАРАЯ – большеглазая, озорная Таютка. «Таюткино зеркальце».
ПРИДАНОЕ – «Хозяйка медной горы». Она предлагает Степану свои богатства, если он на ней женится.
РЕШЕТО – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец»
Ведущая: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. После игры все занимают свои места.
Ведущий: Бажов – мудрец. Он дает нам не только знания и развлечения, но и учит нас пословицами жить, поступать правильно.
Давайте повторим пословицы, которые встречаются в сказах Бажова.
Дети хором: Не хвастай – голенастый, сначала дело сделай!
«Кто силен – тот драчлив не живет».
Ведущий: Вот как! Гнев, драка – это слабость человека!
Ведущий: «Широко, далеко пораскинулся богатырь великий – Седой Урал!
Камни дивные, самоцветные в тайне синих гор щедро он собрал!
Вот оно, богатство нашего Урала Давайте еще раз вспомним и полюбуемся камнями Урала.
Дети смотрят презентацию о камнях
Яшма 8. Дымчатый кварц
Кальцит 9. Обсидиан
Лазурит 10. Пелеривт
Малахит 11. Пегматит
Нефрит 12. Скарн
Мрамор 13. Змеевик
Ведущий: Удивительно! Вы знаете, самоцветы, как Данила – мастер!
А что скажет наша гостья Хозяйка Медной горы?
Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, много вы знаете. Хочу вам подарить самоцветные камни Урала и предлагаю составить из них самоцветную гору.
Дети складывают «Самоцветную Гору» из цветной бумаги.
Ведущий: вот и закончилась наше путешествие. Нам всем приятно было вспомнить сказы П.Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.
Спасибо, Вам за знания, мудрый сказочник!
«В который раз склонимся мы над книжкой,
Впитаем мудрость этих слов.
Нам не забыть этих рассказов
Спасибо, добрый дедушка Бажов»