Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблема развития творческих способностей в психологических исследованиях

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Коняхина Татьяна Михайловна, воспитатель.

Проблема развития творческих способностей дошкольников в психологических исследованиях

При определении сущности творчества и творческой личности нами было установлено, что в исследованиях В.А. Моляко, Я.А. Пономарева, В.А. Роменця, Ж. Пиаже и других ученых доказано, что среди всех адаптационных ресурсов, творчество является наиболее специфической формой взаимодействия с миром (не только предметной, но и социальной), которая кроме удовлетворения важных социальных потребностей создает предпосылки для духовного развития личности [6; 9; 18; 19].

Л. Выготский, определяя эту проблему, писал, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового: то вещей внешнего мира, или умозаключений или чувств, присущих самому человеку [3].

Наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев. В своих наблюдениях исследователь пришел к выводу, что результаты опытов позволяют схематично представить центральную шкалу психологического интеллекта в виде двух взаимопроникающих сфер, внешние грани которых можно считать абстрактными пределами (асимптотами) мышления. Нижняя граница является интуитивным мышлением (по ней размещены сферу строго интуитивного мышления животных), верхняя - логическим (по ней размещены сферу строго логического мышления - современных электронных вычислительных машин) [19].

По мнению А.Л. Туринина, термин "творчество" определяет и деятельность личности, и созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Ученый выделял в общей структуре творческой деятельности как системы несколько основных подсистем: процесс творческой деятельности; продукт творческой деятельности; личность создателя; среду; условия, в которых происходит творчество.

Исследовательница считала, что творческий процесс человека - это последовательность творческих актов. Творческий акт можно считать условной единицей творческого процесса, удобной для анализа и изучения механизмов творчества. На творческий процесс, работу воображения в общем человека побуждает потребность. Новые впечатления стимулируют тягу к творчеству и непосредственно ее процесс [10].

О.Б. Никитюк считает, что личность создателя характеризуется способностями, особенностями ума, темпераментом, возрастом, характером и тому подобное. Среда и условия являются физическим окружением, коллективом, стимуляторами и барьерами в творческой деятельности и др. [7].

По Р. Стернбергу процесс творчества возможен в случае трех особенностей интеллектуальных способностей: синтетической - видеть иначе и избегать привычного способа мышления; аналитической - выявлять идеи, которые достойны дальнейшей разработки; практической - умение убеждать людей в ценности идеи (иначе "продать" творческую идею другим) [23].

Таким образом, среди современных позиций ученых о природе творчества выделяют два подхода: первый - рассматривает творчество как деятельность, направленную на создание новых общественно значимых ценностей; основное внимание уделяют критериям объективной новизны и оригинальности продуктов творческой деятельности (Л. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, А.Л. Туринина) [3; 12; 20]; второй подход связывает творчество с самореализацией человека, с развитием мотивации ее творческой деятельности (И. Бех, А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс и др.) [3, 6; 18; 19].

С изучением креативности связаны имена таких зарубежных ученых: Т. Амабайл, Ф. Баррон, Х. Грубер, Дж. Дэвидсон, П. Джексон, Р. Мэй, С Мессик, Д. Фельдман, Дж. Фодор, А. Штейн, Д. Харрингтон и др.

Проблема раннего развития творческой личности вызывает острый интерес у ученых всего мира. Сейчас необходимо с первых лет жизни человека закладывать основы понимания мира как такового, динамично меняется, в котором личность находится в состоянии постоянного создания этого мира и самого себя.

В наше время в мире психологической науки были осуществлены фундаментальные исследования по изучению механизмов развития творчества детей разного возраста.

Методологические положения, разработанные Л. Выготским, С. Костюком, С.Л. Рубинштейном, Б. Тепловым, составили основу исследований в этой области [4; 12; 13; 19]. Изучались особенности развития отдельных компонентов творческих способностей ребенка, чаще всего интеллектуальных (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес) [13, 17]. Целостный подход к развитию творчески одаренной личности в различных видах детской деятельности реализовано в исследованиях А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцева, А. Н. Матюшкина, В.А. Моляко, Я.А. Пономарева [1; 6; 19].

У дошкольников способность к творчеству формируется медленно, проходя несколько стадий развития [79]. Творческие способности дошкольников характеризуются, прежде всего, проявлением воображения (Б. Никитин, Т.М. Титаренко, А.Н. Лук и др.) [6, 8]. Эти способности проявляются в тех случаях, когда ребенок действует не по шаблону, предлагает и реализует оригинальные способы решения практических и игровых задач, проявляет творчество и получает такие ее продукты, как рисунок, сказка, рассказы, конструкция.

По мнению Е.В. Ильенкова, сущность процесса воображения заключается в умении схватывать "Целое" ранее части, в умении на основе отдельного намека тенденции строить целостный образ. Он рассматривает воображение как деятельность, формирует образы, а затем изменяет и развивает их [7].

По мнению Т.В. Яценко, воображение дошкольника отличает умение направлять свои представления в нужное русло, подчинять их определенной цели. Очень важно, что вместе с переходом деятельности воображения на внутренний план у старшего дошкольника появляется способность подчинять ее определенному замыслу, соблюдать заранее очерченного плана. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что лучшие замыслы и намерения гибнут, а не воплотившись.

Поэтому важнейшая линия в развитии воображения ребенка - это развитие его направленности.

Именно поэтому, начиная уже со старшего дошкольного возраста, важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, подчинить воображение определенной цели, сделать ее продуктивной [11].

В.А. Моляко в своей работе отмечал, что в творчески развитого ребенка, воображение выступает основной характерной качеством. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы - все это характерно для творчески развитого ребенка и является результатом воображения [17]. Следовательно, именно творческое воображение является критерием развития творческих способностей.

Креативность является одной из базовых характеристик ребенка дошкольного возраста, характеризует активную позицию личности, готовность принимать мгновенные решение, любознательность, способность комментировать процесс и результаты деятельности, устойчивую мотивацию достижений, развитое воображение, а также способность к созданию творческого образа, который характеризуется оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью (Г. Айзенк, А. Алейников, Г.Альтшуллера, А.Л. Кононко, Ю. Кулюткин, С.М. Лысенкова, А. Маслоу) [15; 16, 26].

По мнению Е.П. Торренса, креативность - творческие способности личности, которые характеризуются способностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуры одаренности в качестве независимым фактором; это творческие способности личности, воспроизводятся в способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Ученый считал, что креативность включает в себя повышенную чувствительность к определению этих проблем, к дефициту или противоречия знаний, действий по определению этих проблем, к поиску их решений на основе выдвижения гипотез, к проверке и изменения гипотез, к формулировке результата решения [22; 26].

Американский ученый Дж.П. Гилфорд выделил такие параметры креативности:

способность к выявлению и постановке проблем; способность генерировать много идей;

гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

оригинальность – способность нестандартно реагировать на раздражители;

способность усовершенствовать объект путем добавления деталей;

способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтеза [29].

Исследования Ф. Тейлора, подтвердили теорию Дж.П. Гилфорда, который рассматривает креативность не как единственный фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена ​​в той или иной степени [25].

По мнению Ф. Баррона и Д. Харрингтона, креативность - это способность реагировать необходимость новых подходов и новых продуктов. специфическими свойствами креативного процесса, креативного продукта и креативной личности является их оригинальность, новизна, исключительность, уникальность, адекватность заданиям.

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение.

Мотивация креативного поведения состоит в раннем детстве; она связана с переживанием чувства демиурга («Я могу», «У меня не получается»), с приемом (Не отторжением) собственных нецелесообразных желаний. Креативность достигает пика в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также растет в первые три года обучения в школе; снижается в течение последующих года-двух и затем получает новый толчок, возможно, в связи с повышением уровня физического развития. Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свою спонтанную отвагу, когда они становятся «окультуренными».

Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: повседневность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении детям возможности получать знания через собственный опыт; отсутствие желанием человека работать в силу своих возможностей.

Развитие современного ребенка как личности предполагает максимальную реализацию ею своей активности, самостоятельности, творческой инициативы, стремление выбирать по своему усмотрению пути и средства достижения целей, намерений, реализовать свои собственные потребности и интересы.

Жесткая обусловленность развития дошкольника воспитательными и учебными действиями привела к тому, что творческую активность начали рассматривать как производную от этих воздействий. Распространенным выражением в практике дошкольного является «формирование творчества», то есть предоставление творчества определенной формы. Проявление такого подхода - занятие «по замыслу», в начале которых воспитатель предлагает детям вспомнить все, чему их учили раньше, и воспроизвести то уже знакомо. Это формирует исполнителя распоряжений взрослого, предопределяет становление однообразных форм сознания и поведения дошкольника. Чтобы побудить ребенка к проявлению творческой активности, следует с доверием отнестись к ее природной склонности действовать по своему усмотрению, самостоятельно преобразовывать жизненные впечатления, полагаться на собственный опыт.

Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить, как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для нее ценностей, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.

Учебный процесс должен учитывать, что само включение индивидуального опыта дошкольника в процесс познания делает его собственное развивающим, благоприятным для раскрытия внутренних сущностных сил.

Творческая активность дошкольника имеет два тесно связаны между собой, однако не тождественны источники - учебно-воспитательные влияния людей, вокруг (прежде всего взрослых), и личный опыт самого ребенка, который включает опыт ее индивидуального взаимодействия с миром и результаты предварительного обучения и воспитания. Если первый источник задает нормативную построение учебной деятельности как модели общественно выработанных форм познания, то второе несет в себе черты «открытости» мира, целостное (иногда неосознанное) отношение к окружающей действительности, отражение личностно значимых для дошкольников аспектов жизни, которые не всегда являются существенными с точки зрения взрослого.

Включение личного опыта усвоения дошкольником информации способствует созданию ребенком оригинального продукта и характеризует творчество как личностный процесс.

Базовая программа ориентирует педагогов на формирование у дошкольников креативности как общей способности, творчества как способности к конструктивному преобразовательной активности.

В своем развитии творческая активность детей дошкольного возраста проходит четыре стадии, а именно:

Первая стадия: подражания - копирования готового. Попадая в новую ситуацию, ребенок репродуцирует готов способ действия, повторяет его за взрослым ради достижения желаемого результата.

Вторая стадия: творческое подражание - внесение элементов новизны, проявление самодеятельности без внесения существенных изменений в предложенную другими схему действий, образец, идею. Это - первая заявка ребенка о себе, свое желание самовыразиться. Именно на этой стадии она знакомится с различными вариантами осуществления инновационной деятельности, определяет свои преимущества, в соответствии с собственными склонностями и умениями.

Третья стадия: репродуктивная творчество - умение взять за основу предложенную схему (идею), но существенно ее переделать, внести изменения. Здесь ребенок отрабатывает переработку инноваций, пропуская их через себя, проверяет их соответствие требованиям ситуации, вносит элементы новизны и оригинальности. Эта стратегия характерна для дошкольников - креативов.

Четвертая стадия: настоящее творчество, создание нового. Она недоступна дошкольнику: ведь создать оригинальную идею можно только на пике своего креативного развития и в сфере своих интересов, способностей.

В течение дошкольного возраста креативное развитие детей претерпевает существенные изменения.

В течении   младшего дошкольного возраста   совершенствуются действия и операции мышления ребенка: он умело анализирует и обобщает полученную в различных сферах жизнедеятельности информацию - о природных явлениях и объектах, рукотворные продукты и произведения искусства, о жизни взрослых и сверстников, и свое собственное тело, внутреннюю жизнь и место в социальной группе. В 4-5 лет жизни - малыш уже имеет собственный опыт обследования окружающей среды, смелее и одновременно взвешенно обследует незнакомое, спрашивает о нем у взрослых, проявляет определенный риск, пытаясь расширить пространство своего «Я», степени своей свободы. Ребенок экспериментирует не только с предметами ближайшего окружения, но и с более отдаленными от нее территориально объектами предметного мира, она время от времени фантазирует про себя, опираясь на предыдущие жизненные впечатления, прибегая к аналогам, элементарных ассоциативных связей. Младший дошкольник импровизирует с красками, карандашами, глиной, пластилином, готовыми аппликативного формами, строительным материалом, музыкальными движениями, сценическими образами, охотно занимается словотворчеством. Значительно изобретательнее чем раньше, он в отношениях со взрослыми и сверстниками: все чаще инициирует замысел совместного занятия или игры; варьирует знакомый сюжет, внося в игровую роль новые характерные детали, помеченные подробности о поведении, тональности речи, типичных для его ближайшего окружения невербальных средств общения. Исследовательскую, элементы рационализаторства, самодеятельность, творческое отношение к различным видам деятельности и жизненных ситуаций, стремление не только воссоздать заданный взрослым образец, но и сделать что-то по-своему становятся все более характерными чертами ребенка.

Ведущими задачами развития креативности детей младшего дошкольного возраста являются: воспитание потребности и готовности проявлять элементы творчества в разных видах и условиях организации деятельности; предоставление реальных возможностей исследовать, экспериментировать, придумывать, проявлять творческую инициативу. Поддерживать и одобрять малейшие проявления конструкторской творчества ребенка, формировать у него элементарные умения соотносить необходимые и целесообразные для качественного выполнения и дальнейшего практического использования предмета нормы с возможностью выявить самодеятельность и творческую выдумку. Вводить в обобщенной оценки качества конечного продукта труда ребенка параметр «по-своему» как один из важнейших для личностного становления. Предоставлять приоритет не столько потому, что сделал ребенок самостоятельно и с помощью взрослого, сколько потому, как достигала цели, насколько была самостоятельной, изобретательной, конструктивной в поисках, которых личностных усилий стоило ей конкретное достижение, насколько оптимальным для этого возраста оказался «вектор личностной характера».

Характерными признаками креативного развития детей   старшего дошкольного возраста   есть такие. Растут возможности дошкольника обращаться самостоятельно, его практическая умелость, богатый жизненный опыт, способность наблюдать, сопоставлять, размышлять, представлять, что способствует становлению интереса к проблемам практического и теоретического плана, нахождение способов их разрешения. Общаясь с природой, осваивая рукотворный мир, налаживая общение с разными людьми, наблюдая за собой, старший дошкольник охотно берет на себя роль исследователя, открывателя и создателя нового, экспериментатора, рационализатора, фантазера, сочинителя. В различных видах и условиях деятельности дошкольник стремится отойти от жестокой регламентации, нормированности, образца, шаблона, пытается предложить доступные возрастные формы творческой активности, инициировать самостоятельные решения. Ребенок все чаще замечает новое, отличное от знакомого, начинает осознавать, что исследовать и экспериментировать интересно, весело, полезно, хотя и не всегда безопасно. С помощью взрослого старший дошкольник учится здорового риска, сопряженного с взвешенностью, осторожностью, чувством пределы безопасного поведения. Если взрослый с помощью своих оценочных суждений сводит на высшую ступень такие параметры практической и умственной деятельности, как оригинальность, гибкость, самостоятельность, ребенок ориентируется на них как на социально одобряемые, желательные, проявляет большую, чем раньше, смелость, любознательность, сообразительность.

Знание личным жизненным опытом, открытость новому, интерес к выполнению незнакомых задач, настрой на успех, преобразовательная активность - такие предпосылки развития в старшем дошкольном возрасте креативности как базовой качества личности.

В этом возрасте перед воспитателями возникают следующие задачи: обогащать практический и теоретический опыт ребенка; предоставлять ей возможность самоопределяться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельные выборы, принимать решения, варьировать содержание и форму выполнения задания; поощрять исследования и экспериментирование; воспитывать потребность в новых впечатлениях; поддерживать стремление делать по-своему, отходить от заданного шаблона, образца, стандарта; одобрять попытки действовать самостоятельно, конструктивно, на уровне здоровой меры риска, проявлять любознательность, смелость, гибкость, определенность позиции; создавать благоприятные условия для становления креативности как базовой качества личности старшего дошкольника, привлекать к ней внимание ребенка.

В результате совместной работы воспитателей и родителей растут возможности ребенка старшего дошкольного возраста действовать самостоятельно, по своему усмотрению, инициативно, творчески, что сказывается на ее практических действиях, мышлении, чувствах, общении с окружающими, отношении к себе. Она проявляет выдумку и здравый смысл на разных этапах деятельности - в выборе цели, подборе средств ее достижения, способах преодоления трудностей, оценке достижений. Она замечает противоречия, проявляет интерес к новому, непривычному, странного, таинственного; восприимчива к новым идеям, не боится проблемных ситуаций, охотно занимается исследовательскую, экспериментированием, пытается решать непростые жизненные задачи. Ребенку нравятся ситуации незавершенности или открытости, она пытается избежать жестоко заданных контролируемых взрослыми, лишенных элементов здорового риска ситуаций. Все реже проявляет конформность, меньше зависит от давления авторитета, чаще пытается действовать сама, расширяет пространство своего «Я», занимается доступными возраста опытами, фантазирует, варьирует решение, имеет свои тайны. Старший дошкольник гордится собственными оригинальными решениями, разумными находками, удачными действиями, конструктивными действиями.

В соответствии с задачами нашего исследования и дальнейшего экспериментального исследования необходимо определить показатели креативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Показателями развития креативности у детей старшего дошкольного возраста определяют:

· Чувствительность к проблемам, готовность их решать собственными силами; открытость новым идеям, интерес к неизвестному;

· Склонность разрушать или изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов, способность выходить за рамки заданной другими ситуации;

· Скорость аналогий, противопоставлений, ассоциаций;

· Обостренное восприятие неточностей, недостатков, отклонений, необычности, сложности;

· Умение подойти к проблеме с разных точек зрения;

· Умение вносить что-то новое, выдавать оригинальные идеи, решать новые задачи, достигать необычных результатов;

· Поисково-преобразовательное отношение к действительности; высокая познавательная активность; любознательность;

· Умение быстро переходить от одного способа разрешения к другому; переключаться; переконструировать элементы в новых комбинациях (комбинаторные свойства)

· Остроумие, чувство юмора, интерес к парадоксам;

· Смелость и независимость суждений; способность посмеяться над собой;

· Использование различных форм доказательств;

· Умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;

· Способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное, существенное, открывать потенциальное;

· Развито воображение, метафоричность (создания фантастических идей)

· Умение удивляться;

· Способность прогнозировать, предвидеть, выдвигать гипотезы, предположения;

· Ориентация на высокие стандарты качества, идеальные образцы.

Если деятельность дошкольника характеризуется большинством указанных особенностей, это означает, что его можно считать креативом, практически и интеллектуально продуктивной личностью.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

При традиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ей способы решения задач. Однако она не участвует в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска.

Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности обучающихся самостоятельно об этом никогда не стоит забывать педагогам.

Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Развитие ребенка с максимальной реализацией ею своей активности, самостоятельности, творческой инициативы, стремление выбирать по своему усмотрению пути и средства достижения целей, намерений, реализовать свои собственные потребности и интересы способно обеспечить педагогическое проектирование как особый способ освоения и преобразования образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Особенности организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы рассмотрим в следующем параграфе.

 Е.П. Торренс выделяет следующие критерии творческих способностей ребенка:

- скорость - способность продуцировать большое количество идей;

- гибкость - способность применять разнообразные стратегии в случае решения проблем;

- оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

- разработанность - способность детально разрабатывать идеи, возникшие;

- сопротивление замыканию - способность не следовать стереотипам и длительное время «Оставаться открытым» для разнообразной информации, поступающей в случае решения проблем;

- абстрактность названия - понимание сути проблемы того, что действительно существенно.

Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму [25].

По мнению А.П. Кошель, В. М. Кошель, одним из условий развития творческих способностей дошкольника является организация развивающей среды, то есть совокупности пространств, открытых для действия лица, для становления особой субкультуры, в которых педагоги могут отвечать на активность детей собственной активностью, развивая, таким образом, творческую личность дошкольника. Они считали, что развивающую среду формируется на основе среды социального и выступает как организован педагогический пространство, основанное на взаимодополняющих деятельностного общении всех участников воспитательного процесса, и предполагает смысловые и межличностные отношения, связанные с созданием в выполняемой деятельности новых сторон творческого потенциала личности и взаимообогащением каждого субъекта воспитательного процесса, включенного в активную творческую деятельностную взаимодействие [15].

Поиск методов и приемов развития творческих способностей дошкольника показал, что учеными создан большой арсенал эффективных приемов, помощью которых происходит активизация творческого мышления и творческих способностей.

По убеждению Л.В. Долинской, З.В. Огороднийчук и А.В. Скрипченко, творческое развитие дошкольников происходит с помощью наблюдения и попыток манипуляций с предметами, а творческое развитие старших дошкольников происходит с помощью попыток передачи своих ощущений с помощью доступных им средств. То есть стадия наблюдения постепенно переходит в действие, поэтому способы и методы творческого развития заключаются в стимулировании ребенка к действиям. Лучше в этом возрасте ненавязчиво, но методично предлагать ребенку игры, которые будут в деликатной форме побудить ребенка к творческой активности. Но в этом возрасте для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Они должны проявлять живой интерес к деятельности ребенка, играть в развивающие игры дома [30].

Чтобы стимулировать творческую активность дошкольника, учеными предлагаются разнообразные методы и приемы работы. Вот некоторые из них:

- способ образного сравнения (аналогии) по В.А. Моляко, когда какой-нибудь сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Это средство используется при составлении загадок, пословиц, поговорок [69];

- метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы.

Автор "мозгового штурма" Д. Халперн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа [201]. Поиск идей проводится в условиях, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная и бессмысленная, вознаграждается. Благодаря мозговому штурму отчасти возникают новые и оригинальные пути решения проблемных ситуаций;

- метод комбинационного анализа. В его основе лежит матрица сообщений двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов). Например, во время изучение языка ребенок может совмещать понятия, относящиеся к частям речи, и членов предложения. При этом она отвечает на вопрос: "Какой частью речи может проявляться тот или иной член предложения?». Каждая ячейка матрицы – это сообщения какого-либо члена предложения и какой части речи. Ребенок может придумать предложение с таким сообщением или сказать, что такое сочетание невозможно [2].

Список использованной литературы

Абрамова, Н.А., Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н.А. Абрамова // Научный поиск. – 2015. – № 3.5. – С. 20-22.

Аляутдинова, Р.Н. Мониторинг как основа модели управления качеством обучения в дошкольном учреждении [Текст] / Р.Н. Аляутдинова //Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. С. 81 – 85

Алексеева, В.Ю. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации как условие развития детей дошкольного возраста [Текст]/ В.Ю. Алексеева // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 74-77.

Ахтырская, Ю.В. Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в контексте реализации ФГОС ДО (из практики работы ДОО «Организация предметно-пространственной среды») [Текст] / Ахтырская, Ю.В // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7). – С. 98-99.

Бережнова, О. В., Проектируем основную образовательную программу дошкольного образования: организационный раздел [Текст] / О.В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2015. – № 5. – С. 18-32.

Вербенец, А. М., Особенности и условия развития дизайн-деятельности старших дошкольников [Текст]/ А. М. Вербенец// Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 10. – С. 50-69.

Виноградова, Н.А., Мониторинг в современном детском саду [Текст] / Н.А. Виноградова. – ТЦ Сфера. – 2011. – 64 с.

Галкина, И.П. Предметно-развивающая среда: модульный подход [Текст] / Галкина, И.П. // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2014. – № 4. – С. 7-10.

Демидова, Е.Н. Организация развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]/ Е.Н.Демидова // Инновации в современной науке Материалы VII Международного зимнего симпозиума. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 83-86.

Елетина, Е.В. Внедрение интегративного подхода в проектировании музыкальной предметно-пространственной среды детского сада [Текст]/ Е.В. Елетина // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 1 (8). – С. 126-129.

Загребина, Е. В. Создание эколого-развивающей среды на прогулочных площадках ДОУ [Текст] / Е. В. Загребина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. – № 9. – С. 47-55.

Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.– С. 320 .

Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования. – 2014 . – 96 с.

Киселева, Т.В. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] //Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. С. 99-107.

Кох, И.Э. Основы сценического движения. [Текст] Учебник / И. Э. Кох. – Изд-е 2-е, испр. – СПб. : Планета музыки. – 2010. – 512 с.

Красильникова, Л.В. организация предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений в целях решения задач инклюзивного образования [Текст] / Л.В.Красильникова // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 27.

Крежевских, О.В. Развитие технологии ретроинноваций в теории и практике среды дошкольной образовательной организации [Текст] /Крежевских, О.В. // Педагогическое образование и наука. 2016. № 6. С. 129-134.

Карабаева И. Интеллектуально одаренные дошкольники: поддержка и сопровождение / И. Карабаева, Т. Яценко, А. Пасечник. - М .: Библиотека "Школьного мира", 2011. - 128 с. - С. 12-46.

Крутой К. Л. Перспективное планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста по программе "Ребенок в дошкольные годы" / К. Л. Крутой. - Запорожье: ООО "Липс" ЛТД, 2012. - 246 с. - С. 243-244.

Крутой К. Л. Ребенок в дошкольные годы: комплексная образовательная программа / автор. коллектив; наук. руководитель К. Л. Крутой. - Запорожье: ООО "Липс" ЛТД, 2016. - 160 с.

Кузнецова И. В. Компьютер в школе и семье / И. В. Кузнецова. - 2011. - № 1. - С. 19-20.

Макарова, А.В. Модель построения предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС дошкольного образования [Текст]/А.В. Макарова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – №3 (4). – С. 260-262.

Микляева, Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ.: серия Библиотека Воспитателя [Текст] / Н. В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера. – 2012. – 128 с.

Молодушкина И. В. Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста / сост. Молодушкина И. В. - М .: Изд. группа "Основа", 2012. - 204 с. - (Серия "Творческом педагогу") - С. 115-217.

Назмутдинова, А.Р. Формирование художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста [Текст] / А.Р. Назмутдинова // Технологическое образование в школе и вузе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга, 2016. с. 79-83.

Немыкина, Г.В., Создание в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Г.В. Немыкина // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. – № 1 (3). – С. 67-69.

Сергеева, Г. В. Международные практики проектирования среды для дошкольного образования [Текст] / Г. В. Сергеева // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 82-91

Смирнова Е. Организация предметной игровой среды в детском саду. [Текст] / Е. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. – №2. – С.22

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области