Педагог Нагорных Ирина Евгеньевна
Отчет по самообразованию на 2018 – 2019г.г.
Образовательный методический продукт музыкально-фольклорной творческой деятельности.
Тема: Эстетическое воспитание детей по средствам русского народного творчества.
Цель: формирование нравственных качеств личности через приобщение русской народной культуры.
Возрождение национального самосознания приобретает в настоящее время особую актуальность.
Родная культура, как образ матери, должна быть неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народная культура, фольклор – это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Перед дополнительным образованием и педагогом стоит задача помочь воспитаннику сформировать интерес к миру традиционной русской культуры. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Детский коллектив ансамбль народной песни «Веселка» был создан в 2009 году. В «Веселке» первого состава было всего пять человек. У коллектива появились свои традиции и богатая творческая жизнь. Дети изучают фольклор на углубленном уровне, отрабатывают навыки и умения в области народного песенного исполнительства. Теоретическая подготовка, подкрепляемая практикой концертных выступлений, создает прочный фундамент совершенствования профессионального мастерства для детей и подростков. Концерты «Веселки» - всегда запоминающееся событие. Хоровая народная группа дает сольный годовой творческий отчетный концерт для педагогов, детей и родителей с тематической программой; Наш ансамбль участвовал в краевом вокальном конкурсе в Хабаровском Институте искусств и культуры где ансамблю прсвоили Дипломант 1 степени Фестиваля –конкурса творчества детей «Путь к успеху». Так же ансамбль «Веселка» участвовал в краевом конкурсе концертных программ «Центр развития творчества детей и юношества «с народной сольной песней в инструментальном исполнении. В нашей школе был организован концерт совместно со студентами Педагогического института Тихоокеанского государственного университета где ансамбль «Веселка» вместе со студентами исполняли фольклорные обрядовые песни.
«Создание ситуации успеха для каждого ребенка», - вот девиз, под которым я работаю на своих занятиях. Я помогаю детям обрести уверенность в своих силах и способностях, развивая нравственную культуру каждого воспитанника.
Организация педагогического процесса на занятиях в народном ансамбле строится с опорой на следующие принципы:
Принцип воспитывающего обучения, который предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему;
Принцип доступности обучения, определяющий построение учебного процесса таким образом, чтобы у детей появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения;
Принцип сознательности и активности, который основывается на формировании у воспитанников мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, устойчивом интересе к изучаемому материалу;
Принцип «интеграции». Данный принцип обучения позволяет мне использовать на занятии по фольклору несколько видов жанров одновременно:
- вокальное мастерство;
- элементы русского народного танца;
- элементы актерского мастерства;
- обучение игре на музыкально-шумовых инструментах;
- посещение концертов, выставок, музеев, связанных с русской культурой и фольклором;
- знакомство с народными промыслами;
- изучение народного календаря и обрядов.
Принцип индивидуального подхода, когда ребенок добивается максимального успеха при обнаружении его собственных моделей учения, т.е. наиболее эффективных именно для него;
Принцип наглядности, который предполагает использование на занятиях технических средств, демонстрация кино – и видеофильмов и других средств наглядности.
Формирование нравственных качеств личности детей на занятиях ансамбля «Веселка» реализуется через:
активное сотрудничество, сотворчество детей и педагога;
активное диалоговое общение;
мотивацию учащихся на исследовательскую, творческую деятельность;
формирование социального успеха (участие в конкурсах, фестивалях и т.д.).
С момента прихода ребенка в ансамбль начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Это сопровождение заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. Используется дифференцированный подход. Применяется индивидуальное и групповое обучение.
За одиннадцать лет своего существования коллективом «Веселка» был накоплен опыт создания образовательной и социокультурной среды, в которой ребенок становится причастен к гармонии духа, таящейся в звуках музыки, творческом общении. Концерты, исполнительская деятельность, театрализованные народные праздники, участие в ежегодных фестивалях, все это способствует единению коллектива образовательным методическим продуктом деятельности.
Традиция преемственности – основная в ансамбле. Она продолжается в наставничестве старших над новичками. Репетиционный процесс, разучивание песен, подготовка к выступлению, дружеская опека во всем.
Таким образом, вся деятельность ансамбля «Веселка» направлена на развитие нравственных качеств личности воспитания учащихся. Своими выступлениями, обрядами, ансамбль воспитывает у зрителей чувство любви к Отечеству, родному краю, развивает нравственность, пропагандирует народные песни, возрождает культуру, традиции своего народа.