Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


урок русского языка

подготовка к сочинение-описанию

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Подготовка к сочинению по картине В.П. Степанова «Бабье лето»

Цели:

ученик познакомится с творчеством художника -дальневосточника В.П. Степанова;

Сможет научиться строить высказывание по картине в определённой композиционной и жанровой форме;

Задачи.

Создать условия для осознания учащимися нехватки знаний о художниках-дальневосточниках;

организовать работу в парах;

организовать работу в группах;

организовать индивидуальную работу;

предоставить возможность работать со словарем эпитетов.

Средства наглядности: репродукции картин Васильева, Шишкина, Крамского, Левитана, В.П. Степанова; презентация, пьеса П.И. Чайковского « Времена года. Октябрь»

.

Ход урока.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправляемся в мир прекрасного. Предлагаю послушать пьесу «Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года», посмотреть репродукции картин художников 19 века.

Звучит пьеса Петра Ильича Чайковского. На фоне музыки видеоряд картин осенней тематики. Среди них предлагается картина Степанова Валентина Петровича «Бабье лето»

Стадия вызова:

Ученикам предлагается обсудить, что объединяет все картины, чем они отличаются. (Предполагается, что ученики увидят, что картины пейзажные, тема осени, но каждый художник передает свое отношение, картины разные по настроению, использованию цветовой гаммы)

I.Слово учителя:

Пейзажная картина дает художнику возможность выразить свое отношение к миру в широком, обобщенно-поэтическом плане. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны.

Только что мы восхищались полотнами А.М. Васнецова, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи.

Этих мастеров сближает между собою трепетное отношение к окружающему. Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами самих художников, благодаря чему этот поэтический мир становится нам понятнее и ближе. Художники зачастую изображали в своих произведениях сходные пейзажные мотивы. Однако видели они их и передавали всегда по-разному, каждый по-своему. Создавая поэтический мир художественного полотна, живописцы транслировали свое отношение к родному краю, передавали свое представление о мире. Имена известных художников 19 века нам известны. А что мы знаем о современных художниках? О художниках Дальнего Востока, наших земляках? Хотим ли мы встретиться с их работами.

Ответы учащихся. (Осознание проблемы нехватки знаний, что мы не знакомы с живописью художников-дальневосточников)

Учитель

Полотна художников наших земляков Станислава Шаронова, Сергея Петухова, Николая Вагин, Валентина Степанова показывают неповторимое своеобразие нашей родины. Перед вами удивительно простая и вместе с тем полная восторга картина В.П. Степанова.

Осмысление-размышление

II.Художник исключительной судьбы и таланта. (Сообщение учащегося.)

  Учитель:Родился 9 апреля 1931 года Архангельской области. В феврале 1930 года его родители, как раскулаченные, так называемые спецпереселенцы, были поселены на Белом море в Архангельской области. После окончания семилетки в 1946 году поступил в Ярославское художественное училище, его однокашниками были фронтовики, те, кто выжил, затем перевелся в художественное училище города Саратова.

  С 1951 по 1954 год служил в рядах Советской Армии. В 1956 году окончил Саратовское художественное училище. Высшее образование получил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

  Биография Степанова - биография поколения, родившегося в 20-30 годы. Они – дети отцов, сидевших в лагерях или погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Судьба этого поколения не минула и Валентина Петровича. Из детства он хорошо запомнил – Соловки, войну, голод, затем службу в армии.

   В 1964 году Валентин Степанов приехал в Хабаровск. На суд зрителя он выносил картины, законченные произведения, выстраданные в сомнениях и муках. «Письма», «Весна», «Ледоход на Амуре», «Утро Победы», «Золотая осень» - все произведения художника сохраняют теплоту и искреннее отношение автора, поскольку все пронизано личной памятью. В «Ледоходе на Амуре» бегущие по берегу мальчишки кричат - война закончилась. Радость передана так ярко, живописно - победа, конец войне, от Балтийского моря до Тихого океана. И ледоход на Амуре воспринимается как очищение, как движение новой жизни.

  «Весна» - картина, которую художник считал одним из лучших своих произведений. Весна - по свежевспаханному полю идут молодые люди, новая счастливая послевоенная жизнь, мощные пласты вспаханного поля уходят далеко вглубь картины, соединяясь с небом. Воздух, дышащий весной, заполняет все пространство полотна. Яркое мироощущение создает сочная живопись, написанная темпераментной кистью художника.

  Россия Степанова - любовь и уважение к людям, их чувствам. Персонажи его картин взяты из жизни. Пиши, что чувствуешь и что знаешь, будешь всегда современным.    

«Какой чудный, какой чистый целомудренный художник! Никогда не угождал текучим вкусам. Все его творчество — свободная песня души. Могучий цветовой вокал. Полнота красочных звуков вселяет в души людей светлую радость. Он пишет русскую жизнь с большой сыновней любовью», -писал заслуженный художник России Е. В. Короленко.

Рассмотрите картину Степанова, как вы думаете, какое название дал полотну художник?

(Предположения учащихся. Учитель говорит о названии, )

-Что означает фразеологизм «Бабье лето»

Учащиеся (индивидуальное задание) "Исторически бабье лето связано с жизнью женщины-крестьянки. Во второй половине сентября заканчивались полевые уборочные работы, и женщина немного освобождалась от тяжелого труда и могла некоторое время отдохнуть. Совпадение такого периода с относительно теплой, приятной погодой и послужило причиной названия "бабье лето". Согласно словарю Брокгауза и Эфрона, «бабье лето» — это сухая, ясная осень в конце августа и в начале сентября, когда в воздухе летает паутина паука-бокохода. Пословарю В. Даля, начало бабьего лета было связано с народным праздниками и начиналось в деньСимеона-летопроводца 14 сентября, и заканчивается наОсенины21 сентября; или вдень Воздвиженья27 сентября. «Бабье лето» с его золотыми и рубиновыми листьями, тёплым осенним солнцем и прохладным ветерком служило вдохновением для великих русских поэтов и прозаиков.

КлассикрусскойпоэзииФёдор Тютчевпосвятил поре бабьего лета следующие строки.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

УОльгиимеется одноимённое стихотворение:

Есть время природы особого света,

неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется бабье лето

и в прелести спорит с самою весною.

Уже на лицо осторожно садится

летучая, легкая паутина...

Как звонко поют запоздалые птицы!

Как пышно и грозно пылают куртины!

Учитель. Еще раз обратите внимание на картину

- Что изображено на полотне Степанова?

- Каким настроением наполнена картина?

- Каков её общий колорит?

Прочитайте стихи русских поэтов об осени, какое из них соответствует настроению картины Степанова?

Учитель. Для того, чтобы подготовиться к сочинению по картине необходимо собрать материал. Эту работу мы будем выполнять индивидуально, затем обсудим результаты в парах

III.Работа в парах по вопросам.

Почему художник выбирает горизонтальный формат полотна? Что является композиционным центром картины?

Почему лесу отдана на полотне большая часть картинного пространства? Какие краски использует Степанов?

Что изображено на первом плане? Опишите деревья, траву.

Что изображено на среднем и дальнем планах? Какие цвета и формы преобладают.

Что рассказал нам художник о себе на этом полотне? Каково его личное отношение к миру?

Слушаем ответы учеников.

Дополнение материалов.

IV. Учитель. Чтобы грамотно построить высказывание необходимо составить план. Сегодня я предлагаю проявить свою творческую индивидуальность и выбрать по желанию жанр, в котором вы будите выполнять работу.

Сочинение- описание картины .

Сочинение-зарисовка «Родные просторы»

Репортаж из картинной галереи.

Сочинение по картине в эпистолярном жанре.

Групповая работа.

VI.Защита составленных планов.

VII.На основе составленных планов устное высказывание по картине.

VIII. Рефлексия. Что я узнал на уроке?

Итоги урока.

IХ. Задание на дом. Редактирование черновых вариантов сочинения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области