26.02.2019 г. Конспект урока по русскому языку 2 класс
учителя начальных классов 1 категории МБОУ «СОШ № 69» Колесной Анны Николаевны.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: «Части речи»
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»
Цель урока:- ввести понятие части речи, формировать умение определять части речи, научится писать предложения со словами
разных частей речи;
- развивать абстрактное мышление учащихся при классификации слов по частям речи; развивать речь при составлении
предложений;
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи.
Тип урока: Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;
иметь образное представление о языке как о четко организованной структуре;
определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества;
Личностные:
ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей
деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному учителем плану; высказывать свои
предположения на основе учебного материала; осуществлять контроль за выполнением деятельности; совместно с учителем
и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Оборудование:
У учителя:
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
Мультимедийная установка
У учащихся: Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, тетради.
Ход урока
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой | – Скажем, здравствуйте руками. Скажем, здравствуйте глазами. Скажем, здравствуйте мы ртом: «Здравствуйте!» Будет радостно кругом. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют. Организуют рабочее место. | Л: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. |
II. Минутка чистописания | Слова противоположные по значению (антонимы). - Внимательно посмотрите на данную запись: (на экране) большой – маленький, сухой - … мокрый война - …мир старый - …молодой твердый - …мягкий Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то вы узнаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания. - К словам первого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу, начинающиеся на буквуМ. Значит, мы будем писать буквум. - Определите порядок следования в этом ряду: Мло омл лом … - Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. | Выявляют закономерность. - Последняя буква в каждой ячейке становится первой. Выполняют задание в тетради. | Р:высказывать своё суждение, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. К: вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию |
III.Словарно – орфографическая работа. | - Словарь на доске (дети пишут под диктовку и проверка) Раздаю карточки для работы в группах (разбор слов по составу) | Взаимопроверка. Работают в группах | П:находить ответ в заданном задании; осуществлять действия по образцу и заданному правилу |
Физминутка На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ручками хлопали, Ножками топали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. | Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления | ||
IV. Актуализация темы урока. | - Чему учились на прошлом уроке? - Кто скажет тему урока сегодня? - Поставим цель… - Что такое часть речи? (группы слов, которые отвечают на одни вопросы и имеют общие признаки) Стр 70 упр 93 - Нам дается словарное слово. Какое? (лягушка) - Кто такая лягушка? - Найдите слово в орфографическом словарике (учебник, стр. 141). Напишите его, поставьте ударение. -На правописание какой буквы следует обратить внимание? - Вспомните, в каких произведениях мы встречаемся с персонажем лягушка. –На какие группы вы уже умеете делить слова? - Прочитайте слова: Мед, жаркие, лягушка, плавится, поле, прыгает, стоят, сладкий, зелёная, колосится, большое Разбейте слова на группы. На доске: Предметы мёд лягушка поле дни - Какой вопрос можно задать к этим словам? На доске дополняется запись: Предметы Что? Мёд Кто? Лягушка Что? Поле Что? Дни - Какую группу слов еще вы выделили? - Это слова – признаки предметов. - К каждому предмету подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу. - Поставьте вопросы к этим словам. На доске появляются записи: признаки предметов какой? сладкий какая? зелёная какое? большое какие? жаркие - Какие слова ещё остались? - Поставьте вопросы к этим словам. - К каждому предмету подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу. На доске появляется новая запись: Действия предметов Мёд что делает? плавится, лягушка что делает? прыгает, поле что делает? колосится, дни что делают? стоят Сопоставление лексического значения слов каждой группы. - Разные или одинаковые предметы (признаки, действия) называют слова в группе? - А что объединяет слова в такие группы? - Что общего в значении слов каждой группы? | Отвечают на вопросы учителя. - Зашифровано словолягушка. - Лягушка – это бесхвостое земноводное животное. Работают со словарём. - Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласнойя. Её надо запомнить. - В русской народной сказке «Царевна-лягушка» - В сказке В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» - Имя автора записывается с заглавной буквы, само название произведения записывается в кавычках с заглавной буквы. Работают над проблемой, думают, рассуждают, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы учителя, обсуждают предложенные варианты, доказывают правильность своих решений - Тематические группы слов, синонимы, антонимы и т.п. Слова – названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий. Анализ языкового материала. Нахождение общих свойств одинаково выделенных групп слов. (значение, вопросы) Выслушиваются варианты ответов. - Наша речь состоит из слов. - Мед, поле, лягушка, дни, т.к. они называют предметы. - Кто? Что? -Жаркие, сладкий, зелёная, большое, т.к. они описывают предмет - Мёд сладкий, лягушка зелёная, поле большое, дни жаркие. -Какой? Какая? Какое? Какие? - Плавится, прыгает, колосится, стоят. Они называют действия этих предметов. Выполняют задание. Выслушиваются варианты ответов. Общее значение – предмет, признак, действие. | П:анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения. К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Р:исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения; принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
V. Основной этап урока. | 1. - Для чего надо правильно выделять части речи? - Давайте прочитаем сообщение профессора Самоварова (учебник стр70) - Слова – предметы, слова – признаки предметов, слова-действия предметов - это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. СД-диск к учебнику слушают сообщение профессора Самоварова - Обобщите то, что узнали во время нашего рассуждения. Выслушивает ответы детей. 2. Организует индивидуальную работу. Работа по учебнику (стр 71 упр.94). Составление распространённых предложений из слов разных групп. Проверка. - У кого получились другие предложения? - Поиграем. Я буду называть слова предметы и слова – признаки предметов. Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? или что? подпрыгиваете и хлопаете ладонями над головой. Если назову слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? какое? какие? – приседаете, руки на пояс. Сад, ребёнок, холодная, лето, кудрявый, страна, тополь, молодые, ручей, звонкое, капля. 5. -Следующее упражнение на экране. Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на картинке. Назовите его признак в следующем порядке. Первый ученик называет предмет и один из его признаков с вопросом. Например, яблоко (какое?) красное. Второй ученик называет предмет, вопрос, признак и новый признак данного предмета. Например, яблоко (какое?) красное, большое. И т.д. Картинки: дом, берёза Выслушиваются варианты ответов. Работа с текстом учебника. | Делают вывод: - Все слова в русском языке относятся к какой-либо части речи. Части речи – это слова предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов. Чтобы определить к какой части речи относится слово, нужно задать вопрос. Дети работают индивидуально. Читают задание. Составляют предложения. Записывают в тетрадь. Зачитывают предложения. Взаимопроверка. Проверяют работы друг друга, анализируют, оценивают Записывают текст под диктовку. Выполняют задание. Проверяют работу, оценивают. Проговаривают по цепочке. | П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью;Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять учебное задание с взаимопроверкой. К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения; овладение адекватным межличностным восприятием. Л.установка на здоровый образ жизни. П:определять границы собственного знания незнания; |
VI. Домашнее задание. | Подобрать и записать по 3 слова, отвечающие на вопросы, кто? что делает? какой? | Записывают задание в дневник. | Р:работать по предложен- ному плану, инструкции; |
VII. Итог урока. | - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - А что такое часть речи? - Какие общие признаки имеют слова, объединённые в одну часть речи? - Как определить, какой частью речи является слово? | Мы узнали, что наша речь состоит из слов. Все слова относятся к какой-либо части речи. - Части речи – это слова-предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов. - Общее значение, вопрос. - Чтобы определить какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать , что оно обозначает. | П:умение обобщать полученные знания. Л:устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
VIII. Рефлексия. | Оцените свою работу на уроке сами. Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило, нарисует зелёный кружок; Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – жёлтый кружок; Тот, кому было что-то непонятно на уроке – красный кружок. За работу на уроке я выставила такие оценки … | Дают оценку своей работе. | Р: уметь давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, Л: иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет. |
ПРИШКОЛЬНЫЙ 1. 2. |
ПРИШКОЛЬНЫЙ 1. 2. |
ПРИШКОЛЬНЫЙ 1. 2. |