Понятие «инклюзивное образование», цель, основные ценности и принципы
Сегодня в России около двух миллионов детей, которые нуждаются в особом педагогическом подходе. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет на 4 %.
Еще недавно дети с ОВЗ воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. Но со временем начали проводить реформы, которые направлены на оказание помощи детям с ОВЗ для благоприятного вступления в общество, обучения вместе со своими здоровыми ровесниками и дальнейшего становления полноценными членами социума.
Одним из самых ярких социальных нововведений является инклюзивное образование, позволяющее детям с ОВЗ учиться в обычных классах наравне со всеми. Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под конкретные категории людей. Ведь от образования в определённой степени зависит процесс социализации личности в целом.
Целью работы является изучение особенностей реализации инклюзивного образования в современных условиях.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности организации инклюзивного образования.
2. Описать принципы, модели, преимущества и недостатки инклюзивного образования.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
После скандинавской концепции 60-х годов ХХ века было выдвинуто понятие «нормализации» для учета потребностей людей с ограниченными возможностями. Только к 80-м годам ХХ века на территории США начало распространяться понятие инклюзии с учетом предыдущих концепций. Мировую известность инклюзия получила благодаря Всемирной конференции по обучению лиц с ограниченными возможностями. Это мероприятие было проведено в г. Саламанка (Испания, 1994 г.).
Термин «инклюзивное образование» в научной литературе и практике используется для раскрытия основных составляющих компонентов процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовых школах.
Инклюзивное образование (от франц. inclusif – включающий в себя; от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – это непрерывный процесс развития образования, который предоставляет возможность доступности образования (самосовершенствованию, саморазвитию) и который признает, что все дети — это индивидуумы с различными потребностями в обучении1.
Согласно ст. 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» каждый педагог обязан «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями»2.
Основной целью инклюзивной школы является предоставление всем обучающимся возможности реализации наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, при этом обеспечить наиболее полное взаимодействие друг с другом.
Инклюзивные ценности – это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии3:
- возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
- поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
- сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.
Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых4:
- структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
- ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
- моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.
Ценности инклюзивного образования нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
Центральная идея инклюзивного образования состоит в преодолении дискриминации детей с серьёзными физическими и умственными недостатками, которая предполагает равенство в отношениях ко всем людям, но при этом создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основа инклюзивного образования представлена5: индивидуальным подходом к обучению; включением в познавательный процесс всех участников данного образования: детей, родителей, педагогов; формированием вариативной развивающей среды; установлением доверительных отношений с родителями; сотрудничеством с близкими ребенку людьми.
Термин «инклюзия» часто сопоставляют с термином «интеграция». Но данные понятия имеют главное отличие – инклюзивное образование с самого начала рассматривает всех детей частью общеобразовательной системы6. Поэтому для детей с ОВЗ нет необходимости в организации какой-то специальной адаптации, т.к. они с самого начала входят в часть школьной системы.
Таким образом, инклюзивное образование – образование, которое подразумевает организацию учебного процесса, при которой он становится абсолютно доступным для всех. Это осуществляется за счет того, что инклюзивное обучение максимально приспосабливается ко всем нуждам каждого ребенка.
2. ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ, ПРЕИМУЩЕСТВА и недостатки инклюзивного образования
Сущность инклюзивного образования раскрывается не только через определение. Необходимо также учитывать и общие принципы образовательного процесса7:
1. Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
2. Каждый человек ценен сам по себе как личность.
3. Все люди могут чувствовать и думать.
4. Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
5. Люди нуждаются друг в друге.
6. Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
7. Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
8. Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.
На практике можно встретить следующие модели инклюзивного образования:
1. Постоянная полная. Ориентирована на тех, чей уровень психоэмоционального, речевого и физического развития находится наравне с прочими участниками без особых потребностей. Учитывает психологическую готовность к групповым занятиям.
2. Дозированная. Отражает частичную вовлеченность в учебный процесс. Делается поправка на недостаточный уровень психического и физического здоровья.
3. Эпизодическая. Ориентирована на учреждения, организующие непродолжительные учебные мероприятия. Исключается длительное нахождение лиц с нарушениями здоровья на территории заведений.
В рамках дозированной модели выделяют следующие категории:
1. Постоянная неполная подходит для особых детей, чей уровень развития незначительно ниже, нежели у сверстников. Предполагает привлечение к совместным занятиям с незначительной коррекционной помощью со стороны преподавателя.
2. Постоянная частичная ориентирована на получение небольшого объема материала. Основная цель — увеличение общения со сверстниками.
3. Временная (иногда можно встретить определение «частичная»). Занятия проводятся за месяц не более двух раз. Тематика занятий исключительно воспитательной направленности.
Преимущества инклюзивного образования для детей с ОВЗ заключаются в следующем8:
- дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
- стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.
Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков9:
- отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
- общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями;
- нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
- отсутствие необходимой материально-технической базы.
Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе формировались 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.
Чтобы инклюзивное образование было эффективным педагогам необходимо соблюдаться конкретные условия:
- поставлены четкие и достижимые цели для всех обучающихся;
- созданы условия с целью максимально возможного раскрытия потенциала детей с ОВЗ;
- должна происходить постоянная и максимально возможная поддержка каждого учащегося;
- сформированы в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях совмещенные группы здоровых и особенных детей.
Таким образом, право ребенка с ОВЗ на получение качественного образования может быть реализовано с помощью организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками. Основным заданием, которое стоит перед создателями инклюзивного процесса является предоставление определенных условий, создание творческого, многогранного симбиоза.
Выводы
Исходя из вышесказанного и поставленных задач в работе, можно сделать следующие выводы.
Инклюзия – это новая философия не только образовательной сферы, но и системы общества в целом, которое, несмотря на его современную высокотехнологичную и информационную структуру, может и должно обеспечить полноценное участие всех членов независимо от их возможностей.
Цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.
Современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям с ОВЗ возможность учиться в обычных массовых школах. Несомненно, на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения идеи в реальность, и существует много преград, однако уже сейчас видна положительная динамика.
Развитие инклюзивного образования в России, прежде всего, связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса.
Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Программа обучения, подготовленная индивидуально для детей с ОВЗ, должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения урока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛитературЫ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 г. – URL:
Курганова Э.Н. Инклюзивное образование – право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2016. – №16.1. – С. 26-29.
Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. – 2015. – № 1. – С.77-88.
Никитина Е.Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 31-35.
Суворова С.Ф. Коррекционная школа – проблема детей, или всего общества? // Директор школы. – 2014. – №5. – С.12-18.
Чебарыкова С.В., Степанов К.В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 551-554.
Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом / Проблемы современного образования. – 2014. – №5. – С. 105-115.
Шкатова Е.А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. – 2018. – №V5. – URL:
Курганова Э.Н. Инклюзивное образование – право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2016. – №16.1. – С. 26.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 г. – URL:
Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. – 2015. – № 1. – С.78.
Суворова С.Ф. Коррекционная школа – проблема детей, или всего общества? // Директор школы. – 2014. – №5. – С.14.
Шкатова Е.А. Теоретико-методологический аспект инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. – 2018. – №V5. – URL:
Никитина Е.Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 32.
Чебарыкова С.В., Степанов К.В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 552.
Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом / Проблемы современного образования. – 2014. – №5. – С. 107.
Шевелева Д.Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом / Проблемы современного образования. – 2014. – №5. – С. 109.