Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 им. Ф.П. Мануйлова пос. Высокого
Курганинского района Краснодарского края
Вводные слова и вставные конструкции в простом предложении
Урок русского языка в 11 классе
Составила: учитель русского языка и литературы Коромысличенко Н.В.
П. Высокий
Тема урока: Вводные слова и вставные конструкции в простом предложении. Знаки препинания
Цели урока:
- обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;
- содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;
- создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Этап всесторонней проверки знаний
Слайд 2
Орфографическая разминка “Третий лишний”
Вспомните соответствующие орфографические правила, т.е. правила написания слов. Найдите в каждом ряду слово, которое не подчиняется общему правилу правописания. Объясните, почему.
соб_ратель, заж_гать, соч_тание, вн_мание;
совреме_ик, связа_ы, естестве_о, пусты_ый;
(по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)видимому;
окруж_нный, холщ_вый, плеч_м, горяч_.
Проверим. Слайд 3
собИратель, зажИгать, сочЕтание, внИмание (сочетание – слово-исключение среди корней с чередованием);
совремеННик, связаНы, естествеННо, пустыННый (связаны – -н- в суффиксе краткого причастия);
по-французски, по-зимнему/по зимнему (снегу), по-нашему/ по нашему (мнению), по-видимому/ по видимому (следу) (по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно);
окружЁнный, холщОвый, плечОм, горячО (окружённый – -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола)).
Повторение по вводным словам
. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
(Вводным словосочетанием; 1) 1, 2)
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством “добывания” информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.
1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 3, 4; 4) 1, 3.
Слайд 6, 7
“Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”, - писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке.
А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: “Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет”.
??? Как вы понимаете эти высказывания?
Целеполагание. Слайд 19
??? Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку:
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Слайд 20
??? Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября?
).
4. Этап усвоения новых знаний
Чтение материала учебника с. 182 (§62) и заполнение таблицы. (Приложение 6)
Проверка таблицы
Исходя из теоретического материала учебника, данных таблицы, давайте сформулируем определение: вставные конструкции – это…
Сделаем это следующим образом: каждый последующий ученик, отвечая на свой вопрос, повторяет ответ предыдущего ученика.
Организация работы с таблицей
Чем могут быть выражены вставные конструкции? (Вставные конструкции могут быть выражены словом, словосочетанием, предложением – простым, сложным, придаточным)
Каково общее грамматическое значение вставных конструкций? Обратите внимание, что отвечая на вопрос, предусматривающий характеристику вставных конструкций, необходимо давать ответ, включая уже заполненные пункты таблицы.
(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки.)
Как связаны вставные конструкции с членами предложения?
(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей)
В каком месте предложения могут находиться вставные конструкции?
(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения)
Как в письменной речи выделяются вставные конструкции? (Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире)
??? Как в устной речи выделяются вставные конструкции? (Интонация включения)
(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире. В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения)
Итак, вставные конструкции – это… Слайд 23
5. Этап закрепления новых знаний
В чем, на Ваш взгляд, состоит особенность употребления тире и скобок? (Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком). Слайд 24.
Запись предложений, анализ их синтаксической структуры в аспекте вставных конструкций (значение, степень распространенности, месторасположения, знаки препинания)
Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно (вставное предложение (простое), значение – дополнение, пояснение содержания основного предложения).
Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (вставное слово, значение – пояснение отдельного слова в основной части предложения).
Анализ исходного предложения.
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Слайд 25
В какой речи (устной или письменной) чаще всего употребляются вставные конструкции и почему?
6. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока.
- Продолжите фразу. Сегодня на уроке я …
- Скажите, какую цель Вы поставили сегодня на уроке перед собой? Достигли ли Вы ее? Если да, то как, если нет, то почему?
Домашнее задание: упр.425