Цель: закрепление навыков четкого произношения звуков т, ть; упражнение в звуковом анализе и синтезе; упражнение в чтении слогов и слов с буквой Т; обучение письму буквы Т; развитие связной речи; развитие мышления, внимания, моторных функций.
Материалы: Рабочий лист. Простые и цветные карандаши. Звуковые кубики. Кегли, мячи диаметром 15-20 см. Массажные трубочки.
План занятия:
1. Приветствие. 2. Развитие слухового внимания. Игра. Повтори, не ошибись. 3. Звук и буква Т. 4. Подвижная игра. Сбей кеглю. 5. Чтение слогов. 6. Звукобуквенный анализ слов. 7. Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай слово. 8. Диктант. Слоги. 9. Массажная пауза. Молоток. 10. Работа с предложением. 11. Чтение слов. 12. Развитие связной речи. Согласование прилагательных и существительных. 13. Пальчиковая гимнастика. Компот. 14. Развитие графических навыков. 15. Прощание.
Ход занятия.
Приветствие.
Приветствие организуется на ковре. Дети и педагог садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Будем с буквами дружить, Чтобы в слоги их сложить, А потом читать слова, Чтоб умнела голова!
Развитие слухового внимания. Игра. Повтори, не ошибись.
Педагог произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их.
Цепочки слогов: та – та – та; те – та – те; ти – та – та; то – тэ – то; ту – ти – ту.
Работаем индивидуально и в группе. Следим за правильным произношением звуков у детей.
- Какие согласные звуки мы слышим в этих слогах? (Звуки т или ть).
Звук и буква Т.
- Что вы можете рассказать о звуке т? (Согласный, воздух из ротика свободно не выходит, зубы сомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Ушки не звенят. Звук т– глухой. Может быть твердым – т и мягким –ть).
Педагог называет различные слова со звуками т или ть. Дети определяют, в каком из слов звук т - твердый, а в каком – мягкий, на каждое слово показывают соответствующую сторону звукового кубика (звук мягкий – зеленый цвет, твердый – синий цвет). Слова: тело, туфли, теремок, таз, танк, телевизор, тина, трон.
Педагог показывает детям карточку с буквой Т. Дети обводят букву пальчиком по контуру, «запоминают букву».
- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Т).
- Напишите букву Т пальчиком в воздухе.
- Заштрихуйте букву Т линиями слева направо, как показано на образце.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Т.
- На что похожа буква Т? (На антенну, на молоточек…).
Подвижная игра. Сбей кеглю.
На полу кладут веревочку. На расстоянии 1 -1,5 м от нее ставят 2-3 большие кегли (расстояние между кеглями 15-20 см). Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки, лежащие рядом мячи, и катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив 3 мяча, ребенок бежит, собирает их и передает следующему играющему. Для выполнения упражнения сначала надо дать мячи диаметром 15-20 см. Затем, когда дети научатся прокатывать мяч энергично, попадать в кегли, им можно дать мячи меньшего размера и увеличить расстояние для их прокатывания.
Чтение слогов.
- На рабочих листах написаны слоги. Прочитайте их слева направо.
Читаем, постепенно увеличивая темп. Следим за чётким произношением звуков при чтении.
- Найдите в слогах гласные и подчеркните их красным карандашом.
- Придумайте слова со слогом ТА. (Танк, такса, Таня, тарелка).
- Придумайте слова со слогом ТИ. (Тишина, тихо, Тима, тина, тир, тигр).
- Назовите количество слогов в каждом слове.
Звукобуквенный анализ слов.
- Назовите предметы, изображенные на рабочем листе. (Платок, торт, лист).
- Какой согласный звук мы слышим в каждом из этих слов? (Звук т - твердый).
- Определите, где стоит звук т: в начале, середине или конце слова.
- Обозначьте местоположение звука т на схеме буквой Т.
- Придумайте предложение со словом ТОРТ. Назовите количество слов в предложении.
Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай слово.
Игра проводится в кругу с мячом.
- Я бросаю кому-нибудь из вас мяч и называю слово, не говоря первый звук. Вы подставляете звуки т или ть и называете слово целиком. Затем перебрасываете мне мяч обратно. Слова: … еленок, …очка, …анк, …орт, ...юльпан, ….уча, ….апочки, ….ыква, …..аракан, …рус, …есто, …ок.
Диктант. Слоги.
Педагог диктует слоги, дети пишут их на рабочих листах. Слоги: ТЕ, ТИ, ТА, ТО, ТУ.
- Определите, в каком слоге звук т – твердый, а в каком ть – мягкий.
Массажная пауза. Молоток.
Массажную трубочку держим вертикально в обеих руках и стучим легко по полу. Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком — Получилась полка. (Поворачиваем трубочку горизонтально.)
Работа с предложением.
- Рассмотрите картинку, изображенную на рабочем листе.
- Кто нарисован на картинке? (Цыплёнок, утёнок, гусёнок, червячки).
- Определите, в названии, каких предметов мы слышим звуки т или ть? (Утёнок, трава).
- Раскрасьте предметы со звуками т, ть.
- На листах слева изображены схемы предложений. Составьте предложения по схемам, опираясь на картинку.
- Назовите количество слов в каждом предложении.
Пример: Наступила весна. (Два слова). Цыплёнок, утёнок, гусёнок гуляют. (Четыре слова). Червяки испугались птичек. (Три слова).
Чтение слов.
- Прочитайте слова столбиками. - Поделите слова на слоги.
- Сколько слогов в словах из третьего столбика? (Три слога).
- Назовите самые короткие слова в этом упражнении. (Ток, кит, кот).
- Сколько в них букв? (В каждом слове три буквы).
- Назовите самые длинные слова. (Таракан, молоток, теремок).
- Сколько букв в этих словах? (По семь букв).
- Проставьте ударение в каждом слове.
- Составьте звуковую схему к слову КИТ.
Развитие связной речи. Согласование прилагательных и существительных.
Педагог называет одно существительное и ряд прилагательных. Дети подбирают подходящее к слову прилагательное.
Рекомендуемые слова: ТАНК – какой (веселый, нарядный, военный). ТУФЛИ - какие (горячие, вкусные, кожаные). ТРОЛЛЕЙБУС - какой (большой, толстый, радостный). ТЕЛЕФОН - какой (маленький, терпеливый, грустный). ТАКСИ – какое (умное, быстрое, кислое).
Пальчиковая гимнастика. Компот.
Будем мы варить компот, (соединяем пальчики обеих рук поочерёдно – мизинец с мизинцем и т.д., чуть согнув пальчики, ладони стоят на ребре) Фруктов нужно много. Вот. (сжимаем-разжимаем кулачки в ритм стихотворения) Будем яблоки крошить, ( делаем рёбрами ладоней поочерёдные движения по столу) Грушу будем мы рубить. (ставим ладошки ребром и стучим ими по столу) Отожмем лимонный сок, (кулачки приставить друг к другу со стороны больших пальцев, руки держим горизонтально вращаем кулачки вперёд-назад) Слив положим и песок. (вращаем кулачки ) Варим, варим мы компот, (указательным пальцем делаем круговые движения, пальчик опущен вниз) Угостим честной народ. (хлопаем в ладоши в ритм стихотворения) Н. Нищева. Развитие графических навыков.
- Кто изображен на картинке? (Цыплята, петушок, курочка).
- Куда идет первый цыпленок? (К папе петуху).
- Второй цыпленок? (К маме курочке).
- Проведите цыплят по дорожке сначала пальчиком, потом карандашом.
Следим за правильным положением спины и головы у детей.
Прощание.
Дети садятся на пол вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт. Мы чудесно занимались, Все играли, все старались, Скоро встретимся опять, Чтобы снова почитать!