Перспективное планирование ОД в Старшей группе по ИЗО.
Сентябрь.
№ недели | Тема занятия. | Программное содержание. |
1-я. Мой любимый детский сад. Труд работников детского сада. | Аппликации «Детский сад будущего» (интернет) | Совершенствовать приемы бумагопластики в изображении построек, стараясь передать особенности домов. Учить детей продумывать сюжеты и детали будущей композиции, а также последовательность наклеивания их на основу. Формировать у детей навыки групповой работы (распределять работу между собой, принимать участие в обсуждении композиции, отражать в аппликации свои знания и представления о зданиях). Учить вырезать из прямоугольника новую геометрическую фигуру-трапецию и делить ее вдоль. |
2-я Игрушки. Народные игры и игрушки. | Лепка «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки) (Т.С. Комарова стр. 58) | Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие. |
3-я. Осень. Признаки осени. Осенняя одежда и обувь. | Аппликация «На лесной полянке выросли грибы» ( Т.С.Комарова стр. 49) | Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов |
4-я. Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала. | Лепка «Водоём пресной воды в Прибайкалье и его обитатели». (Доп. Программа «Жемчужина Сибири») | Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приёмы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание) для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорций. |
Октябрь.
5-я. Растительные мир Прибайкалья: деревья, кустарники, ягоды, грибы. | Объемная аппликация «Байкальский пейзаж».(Доп. Программа «Жемчужина Сибири») | • учить вырезать листья из бумаги, сложенной вдвое; поощрять интерес к познанию природы и отражению этих представлений в аппликации; • закреплять технику вырезания ножницами, умение работать с оборудованием по аппликации; • развивать у детей воображение, внимание, наблюдательность; мелкую моторику пальцев рук, глазомер; • воспитывать интерес к работе с бумагой, аккуратность. |
6-я. Дары осени: овощи- фрукты. | Лепка «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» (Т.С. Комарова стр. 50) | Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал), находить сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания. |
7-я. Путь хлеба (раньше и теперь). Сельскохозяйственный труд. | Аппликация «Золотые колосья хлеба» (интернет источник) | Познакомить детей с особенностями строения колоса; Вспомнить правила безопасного использования ножниц; Продолжать учить детей путем срезания уголков прямоугольника получать овал; Закреплять приемы аккуратного наклеивания; Развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. |
8-я. Мой дом (русская изба, бурятская юрта, современные строения). Моя семья. Безопасность дома. | ЛепкаСтроительство русской избы. (интернет источник) | Формировать у детей умение лепить избу из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать воображение и творчество при создании поделки. Продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Пластилин, стеки, картонки-подставки, клей ПВА, дощечки для лепки. |
Ноябрь.
9-я. Мебель (русская, бурятская и современная). Бытовая техника. Пожарная безопасность. | Трон. Объемная аппликация. (интернет источник) | уточнять и расширять знания детей о предметах мебели и их предназначении, закреплять навыки симметричного вырезания, совершенствовать умения работать по образцу и по собственному замыслу, развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, прививать любовь к народным сказкам, воспитывать аккуратность и трудолюбие. |
10-я. Посуда (старинная русская и бурятская, современная). Продукты питания, русские и бурятские национальные блюда. | Лепка «Кувшинчик» (Т.С. Комарова стр.95) | Учить детей создавать изображение посуды (кувшин с высоким горлышком) из целого куска глины (пластилина) ленточным способом. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами (при лепке из глины смачивать пальцы в воде). Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме. |
11-я. Домашние животные и птицы | Аппликация на тему «Домашние животные» (интернет источник) | Создать условия для развития речевой активности в ходе образовательной деятельности, диалогической речи; Развитие познавательной активности детей; Воспитывать самостоятельность, внимательность к речи педагога, самоконтроль, умение работать в командах, договариваться, совместно решать творческие задачи (социально-коммуникативное развитие). |
12-я. Животные жарких стран. | Лепка «Зоопарк для кукол» (Коллективная работа) (Т.С. Комарова стр.112) | Развивать воображение, творчество. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки при создании образа животного. Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. |
13-я. Серебристое богатство Байкала. | Аппликация «Среда обитания эндемика Байкала - голомянки».(Доп. Программа «Жемчужина Сибири») | Учить детей составлять из вылепленных и вырезанных фигурок коллективную композицию; Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе; Учить детей самостоятельно выбирать художественные материалы для раскрытия выбранной темы; Активизировать разные приемы создания красивых водных растений (свивание, скручивание, декорирование жгутиков и лент) Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению. Воспитывать эстетическое отношение к природе. |
Декабрь
14-я. Человек. Части тела. Мое здоровье. | «Лепка» Тема «Дружные ребята» ( | Закреплять умение лепить человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Учить дополнительный материал – спички, как каркас туловища. Учить лепить мелкие детали – губы, брови, глаза. Закреплять умения использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест крепления. |
15-я. Мои права. | Аппликация «Загадки» (Т.С. Комарова стр. 114) | Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали на несколько частей. Закреплять умение составлять изображение по частям из разных фигур, аккуратно наклеивать. |
16-я. Зима. Признаки зимы. Зимняя одежда и обувь. | Лепка «Девочка в зимней шубке»(Т.С. Комарова стр. 76) | Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления. |
17-я. Любимый праздник- Новый год. Зимние забавы. | Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка»(Т.С. Комарова стр. 77) | Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая исоздавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение. |
Январь.
18-я. Зимние забавы. | Лепка «Снегурочка»(Т.С. Комарова стр. 80) | Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения. |
19-я. Народные праздники: Рождество. Крещение, бурятские народные праздники. | Аппликация «Петрушка на елке» (Коллективная работа)(Т.С. Комарова стр. 81) | Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки). Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы и др.), аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции. |
20-я. Зимующие птицы Прибайкалья. | Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби или вороны и грачи)»(Т.С. Комарова стр. 97) | Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. |
21-я. Животный мир Прибайкалья. Ластоногий символ озера Байкал. | Аппликация «Нерпы на Байкале» ( zanyatie-applikaciya-nerpi-na-baykale-starshaya-gruppa-1577247.html) | Приобщать детей к искусству аппликации, учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали различной формы, величины. Формировать умение пользоваться клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. |
Февраль.
22-я. Животные Севера. | Объемная лепка «Лесные обитатели».(Т.С. Комарова стр. | познакомить детей с несколькими приемами лепки животных, воспитывать у детей интерес к животным, развивать любознательность, уметь передавать характерные признаки животных, учить контролировать свои действия при лепке. |
23-я. Мой город (символы Иркутска). Мой микрорайон. | Аппликация «Дома на нашей улице» (Коллективная работа)(Т.С. Комарова стр. 63) | Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины. |
24-я. День защитника Отечества. Мужские профессии. | Лепка «Это Т -34, нет надежней танка в мире!» (интернет источник) | развивать творческие способности; учить детей лепить предметы, используя усвоенные ранее приемы: скатывать шар, сплющить его, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; раскатывать столбики движениями ладоней вперед-назад на дощечке, соединять детали. Воспитывать в детях отзывчивость и доброту. |
25-я. Транспорт. Профессии на транспорте. Правила дорожного движения. | Аппликация «Машины едут по улице» (Коллективная работа)(Т.С. Комарова стр. 70) | Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения. |
Март.
26-я. Праздник мам. Женские профессии. | Лепка"Сердечки для мамы на 8 Марта. () | учить применять такие приемы лепки как: скатывание шариков, раскатывание столбиков, расплющивание столбиков, прищипывание, соединение деталей в единое целое, приплющивание нижней части формы, постучав ею о дощечку, рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов. - формировать навыки работы со стекой |
27-я. Искусство, традиции и обычаи родного края. Сибирские промыслы. Признаки весны. | Аппликация «Русская матрёшка» () | Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c промыслами матрёшекрасписанными под Хохлому, Гжель, Урало – Сибирскую роспись. 2. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам. 3. Обучить навыкам работы с бумагой – скручивание бумаги в технике «квиллинг». 4. Научить изготавливать основные формы «квиллинга» (плотную спираль, свободную спираль, каплю) и в дальнейшем составить композицию цветок. |
28-я.Мы умеем дружить. | Лепка «Мой лучший друг». () | развивать умение лепить животного (собаку) по представлению; закрепить умение лепить комбинированными способами; формировать умение сглаживать частей туловище собаки, делать фигуру устойчивой. |
29-я. Моя страна. Символы государства. Главный город- Москва. | Аппликация«Государственный флаг России» () | Обобщить знания детей о Государственном флаге России; Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в современной жизни; Познакомить со значением цветов, изображенных на флаге; Закрепить технику обрывания; продолжать учить скатывать между ладоней шарики из салфеток, аккуратно наклеивать изображение в определенной последовательности. |
Апрель.
30-я. Природная лаборатория. Невидимые санитары озера Байкал. | Лепка «Байкальский рачок».(Доп. Программа «Жемчужина Сибири») | Расширить и уточнить знания детей об Байкальском рачке. • Активизировать словарь детей. • Развивать память, моторику рук. • Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение. |
31-я. День космонавтики. Моя планета. | Аппликация«В космические дали…» () | Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе, названия планет; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Космос». Развивающие: развивать зрительную память. внимание, аккуратность Воспитательные: формировать умение работать в коллективе. |
32-я. Признаки весны. Народные праздники. (масленица). | По лепке (пластилинография) Тема: “Весенний пейзаж” () | обучать выполнению фона из пластилина на пластиковой или картонной основе и композиции из пластилина на плоской основе с использованием бросового материала. развивать эстетическое восприятие мира природы; развивать чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы. |
33-я. Перелетные птицы Прибайкалья. | Аппликация «Сказочная птица» (Т.С. Комарова стр.98) | Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. |
34-я. Волшебница вода. Воздух- невидимка. | Лепка по замыслу (Т.С. Комарова стр. 94) | Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами. |
Май.
35-я. День Победы. | Аппликация «Матрос с сигнальными флажками»(Т.С. Комарова стр. 90) | Упражнять детей в изображении человека; в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека (руки внизу, руки вверх, одна рука вверху, другая внизу и т.п.). Закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки), красиво рас-полагать изображение на листе. |
36-я. Насекомые Прибайкалья. | лепка на тему "Божья коровка"() | научить лепить божью коровку, используя природный материал. закрепить знакомые приемы лепки; обогатить знания детей о насекомых; развивать мелкую моторику рук, память, речь и эстетическое восприятие; воспитывать заботливое отношение к природе. |
37-я. Цветы Прибайкалья. | Сюжетна я аппликация «Байкальский пейзаж». | Учить детей делать картину с объемной аппликацией, дополняя ее деталями, придающими работе особую выразительность. Закрепить у детей навыки приема обрывания бумаги, совершенствовать навыки работы с ножницами. Развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделками, изготовленными своими руками. |
38. По дорогам сказок (народные, волшебные, бытовые, про животных) | Лепка «Сказочные животные»(Т.С. Комарова стр. | Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни-Пух, мартышка, слоненок и другие); передавать форму основных частей и деталей. Упражнять в сглаживании поверхности смоченными в воде пальцами; в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество. |
Июнь.
39-я. Отдых на Байкале. | Аппликация «Туристы» | • Обогащать бытовой и природоведческий словарь детей. Прожать работу над словом, его слоговом и звуковом составе. • Развивать познавательные интересы детей, мышление, память. • Воспитывать интерес к окружающему, к природе родного края. • Продуктивная, творческая деятельность детей. |
40-я. Здравствуй лето. | Лепка на тему «Символ лета» () | Использовать в лепке конструктивный способ - способ налепа. Закреплять приемы лепки: сглаживание, раскатывание круговыми движениями рук, расплющивание, защипывание, навыки пользования стекой: показать возможность деления стекой пластилинового столбика на 4 равные части. Развивать композиционные умения, составляя симметричный узор на круге. |