Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57546 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Основные направления работы по развитию речи детей с речевыми нарушениями " В гостях у Незнайки и его друзей "

Воспитание звуковой культуры речи. Развитие фонематических представлений. Словарная работа. Развитие связной речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

(МОУ МЦ «Раменский дом учителя»)

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

Основные направления работы по развитию речи детей с речевыми нарушениями.

Конспект занятия «В гостях у Незнайки и его друзей».

Слушателя курсов «Подготовка к школе детей с

речевыми нарушениями»

Романова Марина Владимировна

Воспитатель МДОУ № 54 г. Раменское

Научный руководитель: к.п.н., доцент Шичанина О.В.

2018

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………..…..3

2. Основные направления работы по развитию речи детей с речевыми нарушениями………………………………………………………………….4

3. Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей. »………………………………………………………….7

4. Заключение………………………………………………………………..13

5. Список литературы………………………………………………………14

Введение

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР, ФФНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности.

Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.

Основные направления работы по развитию речи детей с речевыми нарушениями

Принципы организации работы и основные направления работы.

1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

2.Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.

3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.

4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.

5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.

6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы.

Основные задачи развития речи:

воспитание звуковой культуры речи

развитие фонематических представлений

словарная работа

формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания

развитие связной речи

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так и в методике обучения.

Воспитание звуковой культуры речи

Основная задача работы по усвоению и правильному произношению всех звуков родного языка - дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи.

Словарная работа.

Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются загадки и описание предметов, их свойств Качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода), образование трудных форм глагола в повелительном наклонении. Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Особое внимание уделяют синтаксической стороне речи умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.

Развитие связной речи.

В пересказывании литературных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослых. Дети упражняются в рассказывании по картинке, по серии сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта. Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (один-два раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи. Поскольку все виды работы по развитию связной речи одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними равномерно. На каждый месяц планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятий по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по составлению рассказов из опыта.

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными. Наряду с играми, имеющие широкое обще развивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры. В них решаются вопросы активизации, уточнения той или иной грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные формы в словоизменении (родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Конспект занятия в подготовительной группе.

Тема. «В гостях у Незнайки и его друзей»

Цель:

Учить детей составлять творческие рассказы по набору картинок; упражнять в составлении предложений по опорным схемам; закрепить употребление предлогов; закреплять навыки словообразования, учить понимать и правильно объяснять буквальное и переносное значение крылатых выражений; развивать фонематический слух, память, логическое мышление.

Ход занятия:

I. Педагог обращается к детям.

-Недавно мы с вами читали рассказ «Незнайка и его друзья». Как называется город, в котором жили сказочные малыши? (Дети: Цветочный)

-А почему этот город так назывался?( Дети: Потому, что на улицах этого города росли цветы)

-Вспомните, как назывались улицы этого города и почему?

(Дети: Васильковая, потому что на ней росли васильки.

Ромашковая, потому что на ней росли ромашки)

Давайте пофантазируем и подумаем как можно было бы назвать улицу, на которой много солнца?(Солнечная)

А как назвать улицу, на которой постоянно идут дожди? (Дождливая)

А какое название дать улице, на которой кругом растут персики? (Персиковая)

-Назовите жителей этого города.

Давайте попытаемся объяснить, почему этого персонажа назвали именно так. (Задание выполняется с опорой на картинки)

-Как вы думаете, почему этого героя назвали Знайкой?

Почему этого мальчика назвали Торопыжкой?

Почему этого героя назвали Гуслей?

Сегодня к вам на занятие придет один из жителей Цветочного города. Отгадайте его имя. (Слово зашифровано. Дети отгадывают его по опорным цифрам.)

3 5 1 6 7 2 4 8 ( у каждой буквы своя цифра, и когда дети расставляют буквы в порядке от одного до восьми, получается Знайка).

— Однажды Незнайка пришёл к Знайке. Знайка сидел за столом и решал трудные задачи. Незнайка не смог решить ни одной задачи. Давайте ему поможем.

-Почему человек никогда не пройдёт? (По потолку.)

-Где сухого камня не найдёшь? (В воде.)

-Как можно принести воду в решете? (Заморозить.)

-Сколько на берёзе яблок, если восемь сучков, на каждом сучке по одному яблоку? (На берёзе яблоки не растут.)

-Из какой посуды нельзя есть? (Из разбитой.)

-Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо.)

. — Молодцы!!Пошёл Незнайка дальше. Видит на дороге буквы. Буквы его привели к Торопыжке. Тот сидит за столом и плачет: все перепуталось! Помогите ему, ребята!!

На виду у детворы Крысу красят маляры. (Крышу.)

Старый дедушка Пахом На косе скакал верхом. (На коне)

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей.)

Говорят, один рыбак в печке выловил башмак. (В речке.)

Жучка будку не доела: Неохота. Надоело. (Булку.)

Миша дров не напилил, Печку репками топил. (Щепками.)

Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. (Чайки.)

— Идёт Незнайка по дороге и «ворон считает». Наткнулся на Растеряйку. А почему его так называют? (Дети: потому что все теряет) У него рассыпался цветок. Цветок этот непростой. Каждый лепесток имеет свою букву. Прочитайте. К М А - (мак)

— На первый звук придумайте животное.

- На второй звук — транспорт.

— На третий звук — предмет мебели.

- Идет наш Незнайка дальше, а навстречу Торопыжка бежит, всех с ног сбивает. Незнайка рассердился на него и говорит: «Всегда ты летишь как угорелый, поэтому у тебя буквы и потерялись и всегда ты голову морочишь!».

— Как вы понимаете выражения: «летит как угорелый», «морочить голову»?

Тут к Торопыжке пришёл Знайка. Незнайка ему и говорит: «Явился ты как снег на голову! Я готов перед ребятами сгореть со стыда!» Объясните значение этих двух выражений.

(Выставляются картинки. Дети должны указать, какая из них отражает переносное значение, а какая— буквальное. Аналогично разбирается второе крылатое выражение.)

— А когда говорят: «Зарубите себе на носу»?

II Физкультминутка.

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели — встали, сели — встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

— Художник Тюбик принёс вам картинки. Возьмите их. А теперь встаньте в пары, но так, чтобы ваши картинки объединило маленькое слово-предлог. (Картинки: лес, дом, берёза, девочка, птицы, гнездо, река, цветы, клумба, камыш, ёж, забор, солнце, скамейка.)

(Дети попарно выставляют картинки на фланелеграфе, проговаривая словосочетания с предлогом.)

-Ребята! Составьте рассказ по картинкам художника Тюбика. На картинках изображена жизнь жителей Цветочного города. Дети составляют творческие рассказы, используя картинки.

III. Подведение итога занятия.

- Ребята! Чем мы сегодня занимались?

- А что вам понравилось больше всего?

- Чем бы вы хотели заняться в следующий раз?

Заключение.

Занятие проводилось в группе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III уровня.( 6,5 лет).

Дети справлялись с заданиями хорошо. Некоторые моменты вызывали трудности у детей с ОНР. Такие задания, как понимание имен собственных, объяснение переносного значения крылатых фраз. Дети давали грамматически неправильные ответы. Так, на вопрос, почему улица называется Василькова, были предложены ответы, что на ней живут Васи. На вопрос как может называться улица, на которой постоянно льют дожди, дети давали ответы, что называется Дождичная, Дождиная . Из этого следует вывод, что с этими детьми еще стоит поработать над усвоением семантики слов.

Стоит отметить, что все дети показали хороший уровень на заданиях, связанных с исправлением ошибок (на фонематичекий слух). Хочется отметить, что у всех детей был отмечен интерес к героям прочитанной накануне сказки и все дети проявили отличную речевую активность на данном занятии. Особенно хорошо дети рассуждали и спорили над объяснением значений крылатых выражений.

Список литературы:

Парамонова Л.Г. Ваш ребёнок на пороге школы. СПб., 2005.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 2004.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М., Просвещение, 1985.

Филичева Т.Б., Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). М., Просвещение, 1978.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 22.06.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области