Открытый урок по слушанию музыки с элементами ритмики, сольфеджио, оркестра.
Тема урока: «Чувства и настроения в музыке»
Цель урока: Внимательно слушать музыку от начала до конца. Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.
Задачи: Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую-ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком, в оживленном темпе. Прививать любовь к музыке и литературе.
Атрибуты: шкатулка, колокольчики, ложки, погремушки, бубен, треугольник, шары.
Методическое обеспечение: ноутбук, музыкальный центр, экран, фонограммы, слайды.
ХОД УРОКА:
(Дети заходят в класс и садятся на стульчики) | ||
Преподаватель: | (поет музыкальное приветствие) «Здравствуйте, ребята!» (по ступеням мажорного трезвучия ) | |
Дети: | «Здравствуйте!» (также по ступеням мажорного трезвучия ) | |
Преподаватель: | Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? | |
Дети: | Веселое, радостное…. | |
Преподаватель: | Правильно! Настроение у меня хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас. А если бы я поздоровалась вот так (повторяет приветствие в миноре) | |
Дети: | Грустное, печальное… | |
Преподаватель: | Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сегодня я предлагаю вам послушать сказки из волшебной музыкальной шкатулки. | |
(Звучит «Музыкальная табакерка» А.К.Лядова. На экране видео – слайды музыкальных шкатулок) | №1 | |
Преподаватель: | А сейчас я попрошу вас закрыть глаза, и мы с вами перенесемся в волшебную сказку. Как только зазвучит музыка, вы откроете глазки… | |
(Звучит «Старый замок» М.П.Мусоргского) | №2 | |
Преподаватель: | Вот мы и у стен сказочного замка. Повсюду сверкающие огни, золоченые шпили башенок. Перед нами ворота. Откроем их и окажемся в волшебном саду. Здесь множество клумб со знакомыми и незнакомыми цветами, плодовые деревья и море, плещущееся о зеленый берег. В саду летает много птиц, торопятся куда-то зверюшки, а крошечные гномы – садовники занимаются своим хозяйством. Давайте поможем им. | |
(Дети стоят в кругу и под текст стихотворения выполняют движения) (Звучит «Норвежский танец» Э.Грига) | №3 | |
Динь – дон, динь – дон – (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе) Гномы строят новый дом. (ударяют кулаком о кулак) Красят стены, крышу, пол. (руками изображают движение маляров) Прибирают все кругом. (метут метлой) Мы к ним в гости придем (шаги на месте) И подарки принесем (руки вперед ладонями) На пол – мягкую дорожку (наклон вперед, руками «стелят» дорожку) Расстели её к порожку, (пятятся назад) Две подушки на диван, (ладони под одну щеку, затем под другую) Меду липового жбан (руки перед собой, округлить) Братцы в гости снарядились Друг за друга уцепились И помчались в пусть, а путь далек Лишь оставили дымок | ||
(Дети выстраиваются «паровозиком» Игра «Поезд») | ||
Дети и преподаватель: | Чук-чук, пых-чу, ворчу. Стоять на месте не хочу. Колесами стучу, стучу Колесами ворчу, ворчу. Садись скорее, проскачу! Чу! Чу! Чу! | |
Преподаватель: | Стоп! Приехали! | |
(Дети садятся на стульчики) | ||
Преподаватель: | Сказка продолжается! Посмотрите: на остроконечных башенках замка сидят золотые петушки, а из распахнутых окон выглядывают веселые лесные зверюшки и нарядные мальчики и девочки, похожие на кукол. Увидев нас, гномы затрубили в крошечные трубы, забили в барабаны, петушки на башенках захлопали крыльями. Они приглашают нас заглянуть в залы дворца. В одном из них, самом большом и красивом, идет бал, куда съехались гости из разных сказок. Я прошу вас, ребята, принять участие на этом празднике. | |
(Звучит «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) (Дети под «Танец пастушков» танцуют танец) | №4 | |
А) Дети парами идут по кругу. Мальчики садятся на одно колено, А девочки обходят их Б) Стоя лицом друг к дркгу, дети делают по 3 хлопка у правого т левого уха. Мальчики делают «пружинку», а девочки боковым галопом перебегают к следующему мальчику. | ||
(Дети садятся на стульчики) | ||
Преподаватель: | Сказка продолжается… Из окон доносятся веселые голоса, музыка и смех. Вот Золушка вышла из кареты, остановилась в перешительности. На ней бело – розовое платье, все в кружевах и блестках. А на ногах – настоящие хрустальные башмачки. Легко взбежав по длинной лестнице, поклонилась улыбающемуся швейцару в напудренном парике и вошла в залитый светом парадный зал дворца. Бал шумел, танцевал, смеялся. | |
(Звучит «Вальс» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского) | №5 | |
Преподаватель: | Здесь собралось великое множество гостей из разных сказок. Белоснежка танцует с Котом – в- сапогах, Дюймовочка – с Мальчиком –с-пальчиком, а принц кружит в вальсе проснувшуюся Спящую Красавицу. Сюда приехали герои сказок из разных стран. Вопрос: Какое настроение у музыки? | |
Дети: | (ответы детей) | |
Преподаватель: | Давайте оставим этот полный веселья зал и продолжим путешествие по замку…. А что это за витая лестница, ведущая высоко – высоко, непонятно куда и неизвестно где начинающаяся? Давайте поднимемся по ней. Свое путешествие по дворцу мы продолжим под музыку. | |
(Звучит из «Карнавала животных» пьеса «Аквариум» Сен-Санса) | №6 | |
Преподаватель: | Теперь мы оказались в тихой уютной комнате самой Хозяйки замка. В комнате много вьющихся растений – на стенах, подоконнике, даже на потолке, в аквариумах плавают разноцветные рыбки, а из открытых клеток, висящих среди зелени и цветов, то и дело вылетают с веселым щебетом яркие попугайчики, синицы, канарейки и ещё какие-то радостные птички. | |
(Звучит «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) (Дети поддерживают пьесу ударными инструментами: треугольник, погремушки, колокольчики, ложки, бубен и др.) | №7 | |
Преподаватель: | Вот и подошла наша сказка к концу. Понравилась вам, ребята, волшебная карусель живых снов? | |
Дети: | Да. | |
Преподаватель: | Прекрасно. И мне бы хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? (ответы детей) А веселое? (ответы детей) Мечтательное? (ответы детей) Сердитое? (ответы детей) | |
А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы нарисуем на них «глазки», «бровки», «ротик» и постараемся более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета. | ||
(Звучит «Утреннее размышление» П.И.Чайковского из «Детского альбома») (Дети выполняют задание) | №8 | |
Преподаватель: | Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Это – грустный шарик, Этот – задумчивый, мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А этот – веселый. Они такие разные, какими бывает наше с вами настроение. Возьмите эти шарики с собой, а нам пора прощаться. | |
Преподаватель: | (поет) «До свиданья, дети!» | |
Дети: | (поют) «До свидания!» | |
(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) (Дети выходят из класса) | №9 |