Государственно-общественное управление в ДОУ.
Р.В. Бабичева, старший воспитатель МОУ Центра развития ребенка №1 г. Волгограда
Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса.
Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.
Важным показателем эффективности модернизации российского образования является внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.
Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей и традиций.
Содержание государственно-общественного управления составляет деятельность субъектов по двум направлениям:
1. Обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных органов, способствующих гармонизации и гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов образования.
2. Развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и органов управления им и др.
Управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.
Принципы развития государственно-общественного управления:
реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и качества жизни воспитанников в ДОУ;
добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в ДОУ;
открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования ДОУ;
независимость и паритетность органов общественного управления;
законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;
согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.
В нашем учреждении МОУ Центре развития ребенка №1 формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся Совет Центра развития ребенка, Общее собрание работников Центра развития ребенка, Педагогический совет. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления Центром развития ребенка, порядок принятия ими решений и выступления от имени Центра развития ребенка устанавливаются Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общее руководство Центром развития ребенка осуществляет выборный коллегиальный орган управления - Совет Центра развития ребенка (далее – Совет). Совет состоит из представителей работников, родителей (законных представителей) воспитанников, общественности.
Кандидатуры в члены Совета выдвигаются на соответствующих собраниях коллективов. В Совет могут входить представители органов, осуществляющих управление в сфере образования, представители общественности.
Формирование Совета происходит путем выдвижения:
от трудового коллектива - не менее 4 человек (выдвижение оформляется протоколом общего собрания работников). Общее количество членов Совета из числа работников Центра развития ребенка не может превышать одной трети общего числа членов Совета;
от родителей (законных представителей) воспитанников - по одному представителю от каждой группы (выдвижение оформляется протоколом общего родительского собрания). Общее количество членов Совета, избираемых от родителей (законных представителей) не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета;
В состав Совета по должности входит заведующий Центром развития ребенка.
Состав Совета формируется и утверждается приказом заведующего Центром развития ребенка в 10-тидневный срок после выдвижения кандидатов. В приказе также указывается дата первого заседания Совета.
Срок полномочий Совета один год.
Компетенция Совета:
определяет стратегию развития Центра развития ребенка; принимает и рекомендует к утверждению Программу развития Центра развития ребенка;
разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
ведает вопросами этики и гласности;
рассматривает и утверждает локальные нормативные акты Центра развития ребенка по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
ходатайствует при наличии оснований перед заведующим Центром развития ребенка о поощрении работников Центра развития ребенка или о принятии к ним мер дисциплинарного взыскания;
ходатайствует, при наличии оснований, перед органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и другими органами о награждении, премировании и других поощрениях заведующего Центром развития ребенка или о применении к нему мер дисциплинарного воздействия;
представляет совместно с заведующим Центром развития ребенка интересы Центра развития ребенка в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных организациях;
в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию Центра развития ребенка от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность.
Совет заслушивает отчеты заведующего Центром развития ребенка и других работников о работе Центра развития ребенка по итогам учебного и финансового года, отчеты о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, вносит предложения по совершенствованию работы администрации и Центра развития ребенка в целом; знакомится с итоговыми документами по проверке Центра развития ребенка и содействует выполнению мероприятий по устранению недостатков в его работе.
С самого начала перехода нашего учреждения на новые условия финансирования и новую систему оплаты труда Совет участвует в разработке и согласовывает локальные нормативные акты Центра развития ребенка, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам Центра развития ребенка, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников Центра развития ребенка.
Совет обсуждает и вносит свои предложения по вопросу укрепления и развития материально-технической базы Центра развития ребенка в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса: согласовывает режим работы учреждения и правила внутреннего трудового распорядка, осуществляет контроль за качественным и рациональным питанием детей и поддержанием режима эпидемиологического благополучия учреждения, содействует созданию здоровых и безопасных условий в Центре развития ребенка.
Совет принимает непосредственное участие в реализации детско-родительских проектов, участвует в организации выставок семейных газет и конкурсов детско-родительского художественного творчества, принимает активное участие в проведении дней открытых дверей для родителей, поддерживает лучший опыт семейного воспитания, вносит предложения по составлению и реализации развлекательной и экскурсионной программ для детей.
Родительская общественность в лице Совета активно подключена к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности и хорошо знает, как финансируют учреждение за счет средств бюджета и внебюджетных источников, какие ремонтные работы проводили в летний период, какие приобретения необходимо сделать. Совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Центра развития ребенка;
обсуждает и вносит предложения по развитию платных образовательных услуг.
Накопленный в Центре развития ребенка № 1 опыт работы Совета позволил учреждению принять участие и стать лауреатом в областном конкурсе проектов эффективных моделей государственного общественного управления образованием по теме «Государственно-общественное управление образованием. Совет ДОУ».
Неформальное участие родительской общественности в образовательной, финансово-хозяйственной, управленческой деятельности, в организации условий для комфортного пребывания детей в нашем учреждении стало возможным благодаря созданию Совета Центра развития ребенка как органа государственно-общественного управления.
Положительные результаты деятельности Совета:
•система управления становится более открытой;
•усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей;
•укрепляется ресурсная база Центра развития ребенка;
•распределение стимулирующих выплат происходит прозрачно и руководитель не является адресатом жалоб своих сотрудников, уменьшается число конфликтов;
•повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;
•усиливается влияние общественности на жизнь дошкольного образовательного учреждения.
Мы уверены, что конструктивное сотрудничество и взаимный диалог педагогов и родителей, публичность, позитивность и открытость нашей работы привлекают все больше родителей, желающих участвовать в управлении учреждением, а это в свою очередь создает комфортную атмосферу в коллективе и дает возможность педагогам плодотворно трудиться, получать достойную зарплату и творчески реализовываться, любить детей и свою работу.