Обобщение опыта работы педагога-наставника Кузнецовой О.В.
с молодым специалистом Трухиной О.В.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого педагога с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в учебные заведения необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:
систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на обучающихся с целью побуждения у обучаемых интереса к знаниям;
систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов–новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития профессиональной школы для внесения коррективов в свою педагогическую деятельность;
совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.
В этот момент начинающему педагогу необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
В 2017-2018 учебном году в ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М.Шемарова» пришла молодой специалист Трухина Ольга Викторовна, педагогического опыта у неё не было. Было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника.
Обладая опытом работы в колледже (19 лет в должности преподавателя, 12 лет в должности педагога-организатора), взяла на себя обязанности наставника.
Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего педагога с колледжем, учебной группой, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к педагогу, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение О.В.Трухиной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего педагога был разработан ряд мероприятий, который включал:
составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
разработка методических рекомендаций для организации работы;
осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой педагог в своей работе.
К таким проблемам относятся:
проблемы в отношениях с обучающимися;
проблемы в учебной работе.
Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:
планирование работы;
организация деятельности педагога;
контроль деятельности самого педагога и обучающихся.
Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:
недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе,
сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
С этой целью молодому специалисту были даны рекомендации, оказана практическая помощь.
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первого семестра учебного года у Ольги Викторовны сформировался свой стиль, сформировалось умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяет направления работы по сопровождению молодого педагога Трухиной О.В. Кроме того, в программе прослеживается работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
Также разработан план работы по сопровождению начинающего педагога Трухиной О.В. В него были включены следующие вопросы:
изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
самостоятельная работа по теме самообразования;
работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
общественная работа, участие в заседаниях методического объединения.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Стержнем прогрессивных форм моей методической работы является активизация познавательной деятельности педагогов. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволяют начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор колледжа. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, а молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор же колледжа повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.
Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:
отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития подростков и молодёжи;
взаимодействия родителей и педагогов колледжа на практике.
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста
Молодой специалист Трухина О.В. за 2 года работы в ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М.Шемарова» показала высокие результаты в профессиональной деятельности на внутриучрежденческом уровне:
проведение открытых внеклассных мероприятий в рамках работы МО классных руководителей;
выступление на заседании методического объединения классных руководителей по программе профессионального самообразования "Применение информационных технологий в обучении".
О.В.Трухина публикует материалы о проведённых мероприятиях на сайте колледжа и в группе колледжа в социальной сети ВКонтакте.
Обучающиеся Ольги Викторовны участвуют в предметных олимпиадах, игровых и творческих конкурсах, становятся победителями и призёрами.