Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Обобщение опыта работы педагога-наставника Кузнецовой О.В. с молодым специалистом Трухиной О.В.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого педагога с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в учебные заведения необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Обобщение опыта работы педагога-наставника Кузнецовой О.В.

с молодым специалистом Трухиной О.В.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого педагога с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в учебные заведения необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на обучающихся с целью побуждения у обучаемых интереса к знаниям;

систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов–новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития профессиональной школы для внесения коррективов в свою педагогическую деятельность;

совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

В этот момент начинающему педагогу необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

В 2017-2018 учебном году в ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М.Шемарова» пришла молодой специалист Трухина Ольга Викторовна, педагогического опыта у неё не было. Было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника.

Обладая опытом работы в колледже (19 лет в должности преподавателя, 12 лет в должности педагога-организатора), взяла на себя обязанности наставника.

Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего педагога с колледжем, учебной группой, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к педагогу, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение О.В.Трухиной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего педагога был разработан ряд мероприятий, который включал:

составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;

подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

разработка методических рекомендаций для организации работы;

осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой педагог в своей работе.

К таким проблемам относятся:

проблемы в отношениях с обучающимися;

проблемы в учебной работе.

Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

планирование работы;

организация деятельности педагога;

контроль деятельности самого педагога и обучающихся.

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе,

сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

С этой целью молодому специалисту были даны рекомендации, оказана практическая помощь.

Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первого семестра учебного года у Ольги Викторовны сформировался свой стиль, сформировалось умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяет направления работы по сопровождению молодого педагога Трухиной О.В. Кроме того, в программе прослеживается работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

Также разработан план работы по сопровождению начинающего педагога Трухиной О.В. В него были включены следующие вопросы:

изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;

самостоятельная работа по теме самообразования;

работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;

общественная работа, участие в заседаниях методического объединения.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Стержнем прогрессивных форм моей методической работы является активизация познавательной деятельности педагогов. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволяют начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Наставничество, направленное на  передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор колледжа. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, а молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор же колледжа повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития подростков и молодёжи;

взаимодействия родителей и педагогов колледжа на практике.

Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста

Молодой специалист Трухина О.В. за 2 года работы в ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М.Шемарова» показала высокие результаты в профессиональной деятельности на внутриучрежденческом уровне:

проведение открытых внеклассных мероприятий в рамках работы МО классных руководителей;

выступление на заседании методического объединения классных руководителей по программе профессионального самообразования "Применение информационных технологий в обучении".

О.В.Трухина публикует материалы о проведённых мероприятиях на сайте колледжа и в группе колледжа в социальной сети ВКонтакте.

Обучающиеся Ольги Викторовны участвуют в предметных олимпиадах, игровых и творческих конкурсах, становятся победителями и призёрами.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области