Мельникова Елена Александровна
воспитатель
МДОБУ «Чернореченский ДСКВ»
Лен.область г. Сертолово
«Синквейн – эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста»
Аннотация: В статье рассматривается возможность развития связной речи детей дошкольного возраста посредством систематического использования в работе современной педагогической технологии «синквейн».
Ключевые слова: речь, синквейн, пересказ, анализ, ФГОС.
Современный мир – век цифровых технологий и интернета. Наука не стоит на месте, появляется все больше устройств, способствующих связи людей, находящихся даже в самых отдаленных уголках мира, но… Все больше современных детей не умеют общаться. Причин тому великое множество, однако эта проблема должна решаться на ранней стадии – стадии дошкольного детства. Именно поэтому силы педагогов направлены на поиск способов устранения проблем и развития способности детей связно высказывать свои мысли. Один из способов развития связной речи – использование педагогической технологии синквейн.
Синквейн представляет собой пятистрочную стихотворную форму. В начале XX века она возникла в США под влиянием японской поэзии: силлабических миниатюр хоку и танка. Ее автором стала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В дальнейшем педагоги заметили дидактическую составляющую данной поэтической формы и внедрили ее в педагогический процесс в качестве эффективного метода развития образной речи.
С 1997 года данный метод начал использоваться и в России.
Рассмотрим его эффективность:
- простота: составить синквейн могут абсолютно все;
- творческая составляющая: с его помощью ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;
- игровая составляющая: синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Технология синквейн применяется в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Синквейн позволяет частично решить такие проблемы детей, как бедный словарный запас, неумение составлять рассказ по картинке, пересказывать прочитанное, трудности в разучивании стихотворений. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Сама процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной, что соответствует требованиям ФГОС.
Итак, классический синквейн представляет собой поэтическое произведение, состоящее из 5 строк:
•Первая строка — тема синквейна. Как правило, это одно слово, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.
•Вторая строка — два прилагательных (или причастия), которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта.
•Третья строка — три глагола (или деепричастия), способные описать характерные действия объекта.
•Четвертая строка — фраза из четырёх слов, заключающая в себе личное отношение автора будущего произведения к выбранному предмету или объекту.
•Пятая строка — одно слово, отражающее смысл существования предмета или объекта.
Суть данной технологии достаточно проста. Для наиболее правильного и точного выражения своих мыслей, ребенку необходимо иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн, а в дальнейшем пересказать текст или выразить свои мысли.
Таким образом, представленная технология отличается своей простотой, однако именно эта простота делает синквейн одним из эффективных методов развития речи ребенка – дошкольника, позволяющим быстро получить желаемый результат.