Технология разработки годового плана работы ДОУ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Технология разработки годового плана работы дошкольного образовательного учреждения»

(слайд 1) Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т.д.

Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремлённая программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведённая до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям её реализации.

(слайд 2) Цель данного планирования и основные задачи представлены на слайде.

(слайд 3) При годовом планировании в дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться на принципы ФГОС ДО.

(слайд 4) в качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и основная образовательная программа дошкольного образования учреждения, а в качестве перспективного плана действий – программа развития детского сада. Эти три важные документы дошкольного образовательного учреждения связаны между собой целями. Задачами и даже основными мероприятиями.

(слайд 5) Можно выделить следующие трудности в планировании.

(слайд 6) Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа, которые представлены на слайде.

(слайд 7) Подготовка годового плана работы дошкольного образовательного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей. Можно выделить два этапа подготовительной работы, перед тем как приступить к написанию годового плана.

Первый этап проводится ориентировочно в конце апреля и может состоять из следующих действий.

Проведение мониторинга оценки результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования учреждения.

Проведение анализа выполнения плана работы ДОУ за прошедший учебный год, т.е. уровень выполнения каждой годовой задачи, и систематизация этих данных;

Анализ выполнения запланированных мероприятий годового плана;

Выявление причины невыполнения (частичного выполнения);

Анализ заболеваемости детей, посещаемости детьми ДОУ, выполнения норм питания (за прошедший календарный год). Сравнение с аналогичными показателями прошлого года.

Обсуждение с педагогами и родительским комитетом основных проблем в работе учреждения.

Такая аналитическая работа позволит определить уровень выполнения плана ДОУ и на его основе с учетом предложении коллектива педагогов и родителей, наметить направления и задачи на следующий учебный год.

Второй этап - направлен на проектирование модели методической работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального мастерства. Систему методической поддержки педагогов нужно выстроить с учетом их реальных затруднений. Чтобы выявить в какой методической помощи нуждаются педагоги, можно использовать как анкетирование, так и беседу. В беседе, нужно тактично и без особого нажима выйти на разговор о том, что актуально для вашего дошкольного образовательного учреждения, отметить ряд общих недостатков в работе. Предложить перечислить затруднения, с которыми сталкивается каждый из них, и подвести к разговору о том, какая конкретно методическая помощь им нужна. Собранная информация поможет неформально спланировать методическую работу на следующий год с учетом названных педагогами запросов.

Это могут быть: консультации для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода и их запроса, семинары, семинары-практикумы, тренинги и другие формы, например, работа творческих групп.

Ежегодно в мае месяце на педагогическом совете по теме: «Подведение итогов работы за год» заслушиваются и обсуждаются годовые отчёты групп, специалистов. Важно, чтобы все участники педсовета активно включались в обсуждение, высказывали свою точку зрения в выборе направлений и задач на следующий учебный год.

(слайд 8) В настоящее время нет нормативов, определяющих форму, структуру и содержание годового плана. Форму написания плана дошкольное образовательное учреждение выбирает самостоятельно. Оценивается не форма плана, а его содержание. Лаконичность целей и задач. Представление в нём основных направлений деятельности и мероприятий на учебный год конкретного дошкольного учреждения. Варианты различных форм написания плана представлены на слайде.

(слайд 9) По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:

Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);

Основное содержание плана;

Сроки выполнения запланированных мероприятий;

Ответственные за выполнение плана лица.

(слайд 10) Эффективность планирования достигается при создании ряда условий, главными из которых являются условия, представленные на слайде.

Варианты оформления плана представлены в приложении к семинару.

(слайд 11) Создание проекта годового плана можно разделить на следующие этапы, представленные на слайде.

(слайд 12) Каковы же основные разделы годового плана?

Введение. Оно не указано К.С. Белой как раздел, с моей точки зрения он может быть. Сюда включаем: краткую характеристику ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).

Все этапы подготовки к планированию работы учреждения направлены на составление первого раздела годового плана – анализа работы за прошедший учебный год.

Задачи анализа работы:

- оценить уровень выполнения каждой годовой задачи, поставленной в прошлом учебном году,

- обозначить причины невыполнения (частичного выполнения) годовых задач,

- сопоставить, сравнить, оценить достигнутые результаты освоения детьми основной образовательной программы по направлениям развития.

Важно также учитывать социальный региональный заказ на дошкольное образование и систему внешних связей учреждения, способную обеспечить реализацию этих задач.

Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. (К.С. Белая предлагает следующие разделы, соответствующие шести блокам).

1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко необходимо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания, результаты адаптации вновь прибывших детей и др.

Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально - коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого и физического развития детей. Общие выводы.

3. Анализируется уровень развития целевых ориентиров выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования в подготовительной к школе группе), готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.

4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по анализу анкет, результатам контроля); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса, инновационная деятельность, результаты по экспериментальной деятельности.

Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

5. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы. Также отдельным разделом включается анализ внутриучрежденческого контроля.

(слайд 13) Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный год. Основные задачи деятельности учреждения должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа. Задачи должны быть не общие (даже в рамках одного направления работы, например, обеспечить высокий уровень физического развития детей, или повысить качество работы по познавательному развитию детей), а конкретные (указание чему уделить особое внимание, за счет чего, используя что), измеримые (предусмотрены конкретные параметры, по которым можно оценить качество работы), направленные на работу с детьми. Поможет в более четой формулировке годовых задач проектирование ожидаемых результатов, к которым должно привести решение этих задач: четкое представление предполагаемых результатов по каждой задаче в последовательности: дети – воспитатели – руководители – родители - методическое и материально-техническое обеспечение). Четкое представление этих результатов во многом определяет содержание планирования. Все это позволит выполнить второе важное условие – четко представить уровень, на который необходимо поднять работу к концу учебного года. Особое внимание необходимо обратить на осуществление преемственности в решении годовых задач на протяжении нескольких лет.

(слайд 14-15) Требования к постановке задач Вы можете увидеть на представленных двух слайдах. Особое внимание хочу обратить на то, что перед сформулированными задачами необходимо дать краткое обоснование их выбора.

(слайд 16) II раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.

В этом разделе планируется система работы с кадрами, представленная на слайде.

(слайд 17) III раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.

Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.

Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение»

(слайд 18) III раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.

Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников, в которой принимают участие все члены педагогического коллектива:

в подготовительной к школе группе подводятся итоговые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования. 

во всех возрастных группах детского сада - промежуточные результаты освоения основной образовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития. 

Как правило, в течение года планируются 3 тематических и 1 фронтальная проверка (в маленьких ДОУ – 2 тематических, 1 фронтальная) Особое внимание следует уделить разнообразию видов, форм и объектов контроля (кроме тематического, фронтального необходимо планировать эпизодический, обзорный, предварительный, предупредительный, сравнительный и др.). Объектом контроля должно быть не только состояние работы с детьми по тому или иному направлению (образовательной области), но и проведение мониторинга освоения детьми ООП ДО, состояние документации, деятельность узких специалистов, результаты работы по самообразованию, организация питания, лечебно-профилактической работы, выполнение требований нормативных документов и принятых решений и т.д. Определение цели контроля зависит от его формы и вида. 

(слайд 19) IV раздел. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей. Прописываем общие для ДОУ мероприятия: общие родительские собрания, конференции, консультации, «Дни открытых дверей», организацию праздников, развлечений с участием родителей, выставок совместного творчества, Школу молодой семьи, оформление информационных стендов, педагогических выставок, работу с семьями, состоящими на учете и т.д.

Также планируем работу со школой и другими организациями, с которыми заключены договоры, планы совместной работы обязательно согласовываются. В План преемственности со школой включаем работу с детьми, родителями, педагогами ДОУ и школы.

(слайд 20) VI раздел. Административно-хозяйственная работа (планируется совместно с зам. зав. по АХР).

Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ (ремонт, оснащение кабинетов, приобретение оборудования, озеленение и др.). Кроме того, в этом разделе прописываются производственные совещания, работа с обслуживающим персоналом.

(слайд 21) Обычно к годовому плану оформляют «приложения» по самым разным направлениям деятельности ДОУ. Это делается для удобства, так как некоторые разделы имеют несколько назначений и используются не только для внутреннего пользования, но и для представления в другие организации. Решение о количестве приложений и их оформлении решает руководитель ДОУ, если нет специального регионального приказа на эту тему. Как самостоятельными планами - приложениями могут быть: «План преемственности в работе ДОУ и школы», «План летне-оздоровительной работы» и др.

(слайд 22) Мы говорили о формах представления такого важного документа как годовой план дошкольного образовательного учреждения, о подготовительной работе, которая должна предшествовать планированию. Но не менее важным является вопрос об оценке качества планирования. Ведь от качества плана зависит и результативность работы всего педагогического коллектива. В план любого контроля со стороны учредителей обязательно включаются вопросы, связанные с оценкой качества годового планирования (обычно их анализируют не менее чем за три учебных года). Какие же показатели качества планирования являются основными? В своих работах В.Г. Алямовская выделяет следующие показатели, представленные на слайде.

А теперь мы переходим к практической части нашего семинара.

Обмен опытом работы по теме: «Форма написания плана, преимущества данной формы» (работа по подгруппам).

Игровой тренинг: «Формулировка годовых задач, согласно требований» (на примере одной).

Глаголы, с которых начинается формулировка задачи:

Добиться выполнения…

Ввести в практику…

Продолжить работу

Внедрить методику…

Обеспечить готовность…

Создать условия…

Апробировать программу…

Стабилизировать…

Изучить опыт работы…

Разработать…

Провести…

Расширить…

Систематизировать…

Способствовать…

Подготовить…

3. Самоанализ годового плана дошкольного образовательного учреждения, используя данные критерии:

-Соответствие структуры годового плана как документа, отражающего управление качеством деятельности организации;

-Логика построения годового плана (от основных направлений деятельности к второстепенным);

-Связь задач годового плана со стратегическими задачами развития ДОУ;

-Равномерность распределения мероприятий по времени, их реализуемость;

-Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответственных за проведение мероприятий, в соответствии с их должностными обязанностями;

-Отсутствие дублирования в работе различных органов управления детского сада;

-Обоснованность контроля деятельности персонала учреждения, рациональность и разнообразие видов контроля;

-Детальная проработка содержания приложений к годовому плану;

-Техническое оформление текста документа.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2020