Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57073 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



«Развитие сенсорно – познавательной деятельности детей раннего возраста через занимательные дидактические игры»

Познакомить детей с названиями цветов красный, синий, желтый, зеленый, развивать внимание. Материал четыре цветка из картона основных цветов, четыре плоскостные фигурки бабочек таких цветов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развитие сенсорно – познавательной деятельности детей раннего возраста через занимательные дидактические игры»

составила: воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»

Юферова Татьяна Александровна

Магнитогорск,2019

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком  чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и  связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна  и для психического развития ребенка.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно,  а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием.

Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей  дошкольного возраста, я разработала картотеку игр, способствующих сенсорному развитию младших дошкольников.

«Найди цветок для бабочки»

Задачи: Познакомить детей с названиями цветов: (красный, синий, желтый, зеленый), развивать внимание.

Материал: четыре цветка из картона основных цветов, четыре плоскостные фигурки бабочек таких цветов.

Содержание:

Воспитатель: Бабочки хотят найти " свои " цветы -сесть на такой цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.

(Воспитатель кладет бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают, бабочку " не видно "- она спряталась).

Воспитатель: теперь помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок.! Воспитатель раздает конверты с маленькими бабочками и просит детей наложить бабочки на цветки такого же цвета. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, помогли бабочкам. А теперь посадите бабочек так. Чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, желтая бабочка села на синий цветок, теперь ее хорошо видно. (Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах.) В конце игры проводится физкультминутка " Бабочки ".

Воспитатель: Пусть ваши бабочки пока отдыхают на цветочках, а мы пока поиграем.

" Спал цветок и вдруг проснулся (плавно поднять руки вверх). Больше спать не захотел (повернуть голову вправо и влево). Шевельнулся, потянулся (руки на пояс, встать на носочки). Взвился вверх и полетел (маховые движения руками, бег).

(В руках каждого ребенка эмблема “Бабочки” определенного цвета и сесть нужно на цветок такого же цвета). Закрепить у ребенка цвет бабочки и

цветка.

«Собери цветок»

Задачи: Закрепить знания детьми названий основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев.

Содержание: Воспитатель с детьми рассматривают красивые цветы и картине.

- Давайте соберем на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета: красного и синего. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Вот смотрите — на столе у меня лежит красный цветок. Какую нужно вставить серединку в цветок? Какого цвета? Почему? (Ответы детей обобщаются). Правильно, дети, в красный цветочек нужно вставить красную серединку. А теперь пусть нам Маша соберет синий цветок. (К синим лепесткам цветка, ребенок подбирает синюю серединку). Дети, правильно собран цветок?

Затем воспитатель предлагает детям: «Сейчас каждый из вас соберет свои цветы. Когда букет будет готов, мы покажем его кукле. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка). Дети, вы все составили цветы. Букет получился большой, красивый. Теперь давайте ваши цветы соберем у меня на столе. Красивый у нас получился букет?»

«Подбери такой же предмет»

Задачи: Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятиям.

Содержание: Дети сидят за столом. Воспитатель показывает игрушечный паровоз, посмотрите, какой красивый паровоз к нам приехал. Скользко шариков он в вагончиках привез. Что это? (показывает детям красный шарик) Какого цвета шарик? Красный. А этот шарик синего цвета. Лена (имя ребенка), подержи синий шарик. Вот едет машина, она гудит — «би-би-би». А какого она цвета? Машина красная, а это синяя, (воспитатель раскладывает шарики и приговаривает.) В красную машину положу красный шарик, еще один красный шарик положу сюда. В синюю машину положу синий шарик и еще синий шарик. А в зеленую машину, какой шарик нужно положить? Иди Коля (имя ребенка), положи в зеленую машину зеленый шарик. Поехала с красными шариками красная машина, теперь поедет синяя с синими шариками. Теперь положим каждый шарик в свой вагончик. В красный — красные шарики, в синий - синие и т. д. Вова (имя ребенка), возьми красный шарик. Какого цвета у тебя шарик? Положи в вагончик такого же цвета. Затем воспитатель перемешивает все шарики и предлагает детям найти желтый, зеленый шарики и положить в соответствующие вагончики.

«Гости»

Задачи: Способствовать развитию воображения, моторики, речи, знакомит с понятием «больше - меньше».

Материал: большая кукла, маленькая кукла, предметы кукольной посуды - большие и маленькие (ложки, тарелки, чашки).

Содержание игры:

«К нам пришли гости! Кукла (пусть ребенок придумает имя) и кукла (имя). Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Давай их угостим чем-нибудь!». Пусть малыш сам предложит угощение для кукол. Усадите кукол за стол и попросите кроху правильно расставить посуду: большой кукле - большие предметы и - наоборот. Если кроха ошибется, помогите ему. «Угощением» могут стать любые подручные материалы: мелко порванная цветная или белая мага, мелкие детали конструктора, пуговицы и пр. Фантазируйте, научите ребенка использовать привычные предметы в новом качестве, Например, обрывки | белой бумаги - манная или рисовая каша, маленький I мячик — яблоко и т. п. Предложите малышу самому разложить яства по тарелкам, при этом замечайте; «Что-то ты этой кукле положил совсем мала, дай ей побольше каши. А у этой много, она столько не съест, сделай ее порцию поменьше».

«Мешок с подарками»

Задачи: Способствовать сенсорному развитию, знакомить с величиной и формой предметов.

Материал: тканевой мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.

Содержание игры:

Возьмите любые крупные предметы: кубик, кирпичик, кольцо от пирамидки, шарик и т. п.

Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что – ни будь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии по 1 – 2 игрушки.

«Поможем бабушке»

Задачи: Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль, воспитывать уважение к старшим.

Материал: катушки большие, окрашенные в разные цвета, к ним привязывают веревочки 70 см и по количеству детей.

Содержание игры:

Ладушки, ладушки

Мы поможем бабушке.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии бабушек и предлагает детям помочь им намотать на катушку нитки.

- посмотрите, дети что это такое? (Показывает катушку. Если дети не называют предмет, то объясняет). Это катушка (желательно иметь катушки большие, разных цветов, а к ней привязана веревочка. Сейчас я буду наматывать веревочку на катушку. Одной рукой держу катушку, а другой наматываю; надо намотать всю веревочку до конца (веревочку вращает вокруг катушки от себя). А теперь размотаю веревочку (берет конец шнурка и вращает его вокруг катушки к себе).теперь попробуйте намотать веревочку сами (каждому ребенку дает катушку).

В конце игры воспитатель благодарит детей за то, что они помогли своим бабушкам намотать пряжу на катушки.

«Маленький аптекарь»

Задачи: Развитие мелкой моторики; уточнение движений пальцев рук; координации.

Материал: маленький поднос с пинцетом, чашкой с бусинами и емкостью с ячейками для них. Бусин в чашке ровно столько, сколько ячеек в емкости. Каждая ячейка должна быть окрашена под цвет соответствующих бусин. Вначале можно использовать больше бусин.

Содержание игры:

Ведущий рассказывает о работе аптекарей, о том как они готовят различные лекарства. Затем показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины, и предлагает ребятам самим заполнить ячейки бусинами. Когда емкость окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладывают обратно.

Игру можно усложнить, изменяя размеры бусин и емкости ячеек

«Самодельная мозаика»

Задачи: Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, внимания, различать цвета.

Материал: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры:

Вырежьте из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики. Покажите малышу, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; круг и два овала наверху – голову зайца и т. д.

Рисуйте на бумаге схемы предметов, показывайте, как опираясь на них можно выложить ту или иную картинку. Побудите малыша проявлять фантазию и создавать собственные шедевры. Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

«Подбери такой же предмет»

Задачи: Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятиям.

Содержание: Дети сидят за столом. Воспитатель показывает игрушечный паровоз, посмотрите, какой красивый паровоз к нам приехал. Скользко шариков он в вагончиках привез. Что это? (показывает детям красный шарик) Какого цвета шарик? Красный. А этот шарик синего цвета. Лена (имя ребенка, подержи синий шарик). Вот едет машина, она гудит — «би-би-би». А какого она цвета? Машина красная, а это синяя, (воспитатель раскладывает шарики и приговаривает.) В красную машину положу красный шарик, еще один красный шарик положу сюда. В синюю машину положу синий шарик и еще синий шарик. А в зеленую машину, какой шарик нужно положить? Иди Коля (имя ребенка), положи в зеленую машину зеленый шарик. Поехала с красными шариками красная машина, теперь поедет синяя с синими шариками. Теперь положим каждый шарик в свой вагончик. В красный — красные шарики, в синий – синие и т. д. Вова (имя ребенка), возьми красный шарик. Какого цвета у тебя шарик? Положи в вагончик такого же цвета. Затем воспитатель перемешивает все шарики и предлагает детям найти желтый, зеленый шарики и положить в соответствующие вагончики.

«Паровозик из Ромашково»

Задачи: Формировать понятие "много", "один"; группировать предметы по цвету.

Материалы: Игрушечный паровозик с вагончиками красного и синего цвета.

Содержание игры:

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам приехал? (Паровозик). Это паровозик из Ромашково. У него много вагончиков? (много). Этот вагончик красного цвета, а этот - синего. (демонстрирует вагончики, затем разъединяет их). Я расцеплю вагончики. Помогите мне собрать красные вагончики в одну сторону, а синие - в другую.

Каждый ребенок получает красный и синий вагончики и под руководством воспитателя сортируют их по цвету. Воспитатель: Какие это вагончики?

- Красные.

- А другие?

- Синие.

Прицепим к паровозику сначала красные вагончики. Возьмите один красный вагончик. Если дети не отвечают, воспитатель называет их сам. Каждый ребенок берет по красному вагончику.

Воспитатель: - Сколько вагончиков у Вики?

- Один.

- Какого он цвета?

- Красного.

Присоедини его к паровозику.

Такая же работа проводится с синими вагончиками. - Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду паровозиком, а вы -вагончиками. Паровоз один, а вагончиков сколько? Много.

Поехали. Чу-чу-чу.

Игры по ознакомлению с формой и величиной

«Помоги матрёшке найти свои игрушки»

Игровая задача: закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. Материал: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов. Игровое действие

Вариант 1.Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешки есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье.

Вариант 2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

«Спрячь мышку»

Задачи: Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал: Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат( 8-8 ), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка. Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры: Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку. - А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку». Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите, в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку. Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». «Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой. Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача: Подобрать мячики для кукол. Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

«Почини одежду зайчатам»

Задачи: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их

(круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы: Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.Ход игры: Появляется зайчиха с корзинкой и плачет. Воспитатель: Почему ты плачешь, зайчиха? Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона). Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах? Дети: на треугольник, квадрат и круг. Воспитатель: Правильно. Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа. Зайчиха: Большое, дети, вам спасибо!

«Заштопай штанишки»

Игровая задача: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.

Материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответствующие им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. Игровое действиеВариант 1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку «заштопать» штанишки только треугольными заплатками. Вариант 2. «Заштопать» только красными и синими заплатками.

Вариант 3. «Заштопать» только зелёными прямоугольными.

Вариант 4. «Заштопать» только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.

Вариант 5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

«Укрась бабочку»

Задачи: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их. В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области