Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектная работа " Здравствуй мир".

Цель проекта Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Задачи 1. Развитие всех видов восприятия зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.. 2.Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно – суставного чувства. 3.Формирование полноценных представлений об окружающем мире. 4.Развитие сенсорной культуры ребенка. 5.Развитие высших психических функций внимания, мышления, памяти и коррекция их нарушений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проектная работа.

по теме

«Здравствуй, мир»

«Современные требования и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»

Автор проекта:

Воспитатель: Гимадеева

Маргарита Владимировна

МБДОУ № 34 « Гульчечек»

Республика Татарстан

г. Зеленодольск

Зеленодольск 2019

Актуальность проекта

Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И, наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка.

Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры, дидактические игры и т. д. В процессе умственного развития детей с первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.

Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н.М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально-исторического опыта путем обучения.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требует соответствующей коррекции: необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов.

Цель проекта:

Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

1. Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).

2.Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно – суставного чувства.

3.Формирование полноценных представлений об окружающем мире.

4.Развитие сенсорной культуры ребенка.

5.Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.

Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста с ОВЗ, ОНР, ФФН (13 детей) и их родители, учитель-логопед, педагоги ДОУ.

Объект исследования: Детское образовательное учреждение .

Предмет исследования: коррекционная группа №2

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: один учебный год

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный,

2. Основной,

3. Заключительный.

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

Выбор темы проекта и его разработка.

-

сентябрь

учитель- логопед

Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.

метод кабинет ДОУ, интернет

сентябрь

учитель- логопед

Подбор методического материала по заявленной теме.

метод кабинет ДОУ, интернет

сентябрь-октябрь

учитель-логопед

Разработка системы работы по развитию сенсорики у детей с ОВЗ.

-

октябрь

учитель-логопед

Разработка консультаций для родителей.

октябрь

учитель-логопед

Основной этап

Использование на занятие дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков.

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед воспитатель коррекционной группы, муз. руководитель

Использование пособий и игр.

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед

Использование различных игр:

Классификация по формам, лото и домино.

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед воспитатель коррекционной группы

Использование игр с песком, с крупой, с бумагой.

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед

Использование тактильных игр (дощечки, книжки- тренажёр, шнуровка)

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед

Использование пальчикового театра. Игры с крупяными куклами.

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед воспитатель коррекционной группы

Развитие сенсорно-моторных навыков в творчестве (рисование, конструирование, лепка, вырезание, плетение)

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед воспитатель коррекционной группы

Использование мяча (количество, размер, цвет).

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед воспитатель коррекционной группы

Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию сенсорного восприятия.

ДОУ

ноябрь-май

учитель-логопед, воспитатель коррекционной группы

Заключительный этап

Проведение диагностики, подведение итогов. Анализ проведенной работы

ДОУ

май

учитель-логопед воспитатель коррекционной группы

Ресурсное обеспечение проекта

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Материально-технические:

- компьютер в логопедическом кабинете;

- интерактивная доска;

- магнитофон.

+

+

+

+

+

+

Приобретение

на протяжении осуществления проекта

Кадровые:

- старший воспитатель МБДОУ;

- учитель-логопед

- воспитатель;

- музыкальный руководитель

+

+

+

+

+

+

+

+

- Старший воспитатель на подготовите-льном и заключительном этапах.

- Учитель-логопед на всех этапах.

- Воспитатели и муз. руководитель на основном этапе проекта.

Научно-методические:

Авторские учебные и коррекционные программы и пособия авторов.

+

+

Библиотека логопедического кабинета МАДОУ

Изучается на протяжении всего проекта.

Информационные:- Новинки методической литературы;

- Специализиро-ванные образовательные сайты в интернете.

+

+

+

+

Библиотека логопедического кабинета МАДОУ

Методический кабинет МАДОУ

Изучаются на протяжении всего проекта

Организационные:

- составление сетки занятий по ДОУ с учетом проведения занятий;

- организация режимных моментов с учетом целей реализации проекта;

+

+

+

+

Старший воспитатель МАДОУ,

Заведующая МАДОУ

На подготовите-льном этапе проекта.

Финансовые:- Средства для приобретения дидактических материалов, пособий, игр, конц. товары.

+

+

Финансирование из местного бюджета.

На протяжении осуществления проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Краткосрочные результаты — ожидаемые результаты при реализации проекта.

Долгосрочные результаты:

1. Развитие познавательных способностей;

2. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

- формирование представлений о цвете предметов,

- формирование представлений о форме предметов,

- формирование представлений о величине предметов,

- формирование и коррекция пространственных представлений,

- формирование временных представлений; 3. Развитие и коррекция тактильного восприятия;

4. Развитие и коррекция слухового восприятия;

5. Расширение представлений об окружающем мире;

6. Развитие памяти, мышления, внимания и ощущений;

7. Развитие творческого воображения;

8. Развитие крупной моторики и мелкой у детей с ОВЗ.

Прогнозируемые социальные эффекты

Стейкхолдеры

Социальные эффекты

Учредитель

Управление образования и науки РТ

Обучающиеся

Дети дошкольного возраста с ОВЗ

Родители

Родители

Педагогический коллектив

Учитель-логопед, психолог, воспитатель, администрация, муз. руководитель,

Оценка эффективность проекта

Рост успеваемости детей дошкольного возраста с ОВЗ;

Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ;

Формирование навыков для развития наглядного образного мышления;

Развитие мышления и памяти;

Рост мотивации к учебной деятельности и самодостижению у детей с ОВЗ.

Дальнейшее развитие проекта

Проект может быть использован в любом Детском образовательном учреждении комбинированного вида, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Сенсорные возможности ребенка можно и нужно развивать, особенно если дети с ОВЗ. В понятие « сенсорное развитие» я вкладываю определенный обобщенный смысл–это умение, желание ребенка воспринимать все из окружающего мира, это жажда новых восприятий, это способность мозга создавать из воспринятого в своем интеллектуальном пространстве структурные рабочие образования для будущего мышления. И вот эта данность у ребенка является прекрасной и значимой интеллектуальной предпосылкой, своеобразным трамплином для развития умений человека и личностных способностей. В этом плане сенсорное развитие невозможно переоценить.

Сколько красок мира, их сочетаний, сколько явлений природы и предметов со всеми их бесконечно разнообразными свойствами должен увидеть ребенок! Конечно, вначале с помощью родителей. Сколько звуков, запахов, осязаемых на ощупь фактур… он должен воспринять, чтобы знания о мире стали его настоящим богатством!

Всё это поможет ребенку социализироваться в обществе.

Список использованных документов и источников информации

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1995. – 144 с.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма,цвет, звук. Попул.пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

Лифиц Е.А. «Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия» – М.: Айрис – пресс, 2010 г.

Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве/ / Под ред. А.В. Запорожца, М.С. Лисиной. – М.: Просвещение, 1996 – 302 с.

Лепилова С . И. «У истоков Души и Разума» – 2008г.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Гном и Д, 2002г.

Альтхауз Д. Цвет,форма,количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер.с нем. Под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.

Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/ Под редакцией Н.Н. Поддъякова. – М.: Педагогика, 1993 – 200 с.

Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. Для воспитателя дет. сада- М.: Просвещение, 1991 – 207 с.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: ( Модель воспитания детей раннего возраста).- М.: 2002 – с. 303-310.

Глоссарий

Дети с ОВЗ – дети с ограниченными возможностями здоровья

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области