Кременецкая Наталья Валериевна,
воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «ЦРР- детский сад
«Золотая рыбка»
Чильчигешева Ольга Ивановна,
воспитатель 2 квалификационной категории МБДОУ «ЦРР- детский сад
«Золотая рыбка»
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством народного фольклора
Основная общеобразовательная программа в дошкольном образовании предусматривает ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом хакасского народа, имеющее значение в формировании патриотических и социально-нравственных чувств. Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Свои первые знания и впечатления о природе, быте, обрядах дети чаще всего
приобретают из книг с яркими иллюстрациями. Через сказки, мифы, легенды, рассказы и стихи закрепляются знания об окружающем мире.
Богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей является народный фольклор. Использование народных примет, загадок, пословиц, поговорок способствует не только развитию речи, но и воспитанию любви к родному краю.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с устным народным творчеством хакасского народа: потешками, считалками, колыбельными песнями. С интересом слушают сказки животного и бытового жанров. У детей формируется представление о разнообразии сказок, былин, легенд. Они учатся комментировать литературные произведения; находить негативные действия в сюжетах сказок, рассказов; высказывать свое отношение.
В работе с дошкольниками по приобщению к национальной культуре, широко используется интегрированная непосредственно образовательная деятельность, включающая художественное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизации, музыкально-художественную деятельность. Интеграция различных образовательных областей объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Итогом такой деятельности являются литературные и музыкальные праздники, развлечения. При проведении хакасских народных праздников дети поют хакасские песни, рассказывают стихи о родном крае, дарят подарки-поделки, выполненные в хакасских народных традициях.
К темам праздников и развлечений подбирается разнообразный наглядно- иллюстративный материал, изготавливаются альбомы, дидактические пособия, оформляются экспонаты для мини-музея: макет юрты, предметы быта, куклы в национальных костюмах; веранда - панорама, которая поможет детям окунуться в мир хакасского уклада жизни.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь иногда приходят родители.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни.