Весёлая ярмарка
Цель досуга: познакомить детей с традициями русского народа.
Задачи досуга:
1. Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере ярмарки;
2. Познакомить детей с традициями художественных промыслов России;
3. Сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах;
4. Активизировать личностные качества учащихся.
ТСО: музыкальный центр, баян, проектор, компьютер, СД-диски.
Оснащение:
Музыкальные инструменты: трещётки, ложки, свирели, блок-флейта, бубны, свистульки, рубель, колокольчики, балалайка.
Перчаточные куклы Петрушки
Произведения народного декоративного творчества (жостовские подносы, хохломская роспись – сервиз, филимоновская игрушка, Сергиево-Пасадская матрёшка)
Хороводное колесо с лентами.
До праздника оформляется выставка сельскохозяйственной продукции, поделки детей, творческие рисунки на тему «Осень пришла. Богатый урожай принесла».
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит музыка рнп «Коробейники».
Зазывала:
Ой, вы гой еси, красны девицы и добрые молодцы! Слушайте и глядите. Да не говорите. Что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаем всех на ярмарку весёлую! Собираются сюда гости желанные: плясуны и игрецы. Кукольники и певцы, скоморохи и гудошники. И начнётся на ярмарке весёлое представление с играми-потехами. С хороводами и песнями, с шутками-прибаутками, с хитрыми загадками! Покажут на ярмарке люди торговые. Чем богаты города русские, чем товары славятся! Ждём всех до единого и на нашей весёлой ярмарке!
Появляются Фома и Ерёма
Фома: - Здорово, брат Ерёма!
Ерёма: - Здорово, брат Фома!
Фома: - Куда путь держишь?
Ерёма: - На ярмарку иду.
Фома: - А кто ж тебе про ярмарку-то сказал?
Ерёма: - Кума сказала.
Фома:- А кума откуда знает?
Ерёма: - Кума всё знает, что на свете делается. Другой раз дело ещё и не сделалось, а кума куме уж о том на ухо шепчет, а нашепчутся две кумы – весь мир узнает! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома: - Бывал.
Ерёма: - Велика?
Фома: - Не мерил.
Ерёма: - Сильна?
Фома: - Не боролся!
Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?
Фома: - Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у ней узенькие, а лоб широкий.
Ерёма: - Это ведь медведь был!
Фома: - Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой, глазки косые, ушки длиненькие, с горки на горку попрыгивает, да от собак убегает…
Ерёма: - Это заяц!
Фома: - Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик чёрненький. С ёлки на ёлку перелётывает да почирикивает.
Ерёма: - Да ведь это горностай! И байки, брат Фома, сказывать-то перестань! Давай-ка весёлую песню споём!
Рнп «Вдоль по улице ребятушки идут»
Петрушка: - Моё почтенье, добрые молодцы!
Фома и Ерёма: - Здравствуй, Петрушка – хозяин ярмарки!
Петрушка: - Вы зачем к нам пожаловали?
Фома: - Люди говорят вокруг: без Фомы и Ерёмы как без рук! На ярмарку мы пришли народ веселить да игры заводить.
Ерёма: - Ведь мы на все руки мастера! Мы всё умеем и всё знаем!
Петрушка: - Неужто вы всё знаете? Верно, вы знаете и какая погода сегодня будут?
Ерёма: - Мы с братом Фомой всегда верно предсказываем погоду.
Петрушка: Да разве можно точно предсказывать?
Ерёма: - А как же! Вот когда появляются облака, я говорю, что будет дождь, а Фома говорит, что не будет. Тут-то всегда кто-нибудь из нас прав и бывает.
Петрушка: (смеётся). И неужто вы всё умеете, на все руки мастера? Верно, вы сумеете и мои скороговорки повторить? – нам их повторить, что комара словить!
Петрушка: - Вот моя скороговорка! Только выговаривайте складно да быстро!
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Фома: – (быстро повторяет) – Три сороки рататорки … Ой! Не выговаривается!
Ерёма: А дай-ка я попробую повторить: три сороки тапоторки тапоторкали … Ой! И у меня не выговаривается!
Фома: - А можно, Петрушка, нам ребята помогать будут – вместо нас скороговорки повторять?
РАБОТА С ЗАЛОМ: дети повторяют скороговорки, соревнуются, в чёткости, правильности и быстроте произношения.
Фома и Ерёма: - Спасибо вам, ребята! Выручили нас – ведь всех скороговорок не переговоришь, и не выговоришь!
Петрушка: - Глядите-ка, братцы, сколько гостей на ярмарке собралось!
Фома и Ерёма: - Время Ярмарку ПРО-ДОЛ-ЖАТЬ!!!
Вед: - Здравствуйте, ребята. Как на ярмарку русскую люд честной Мы всё умеем и всё знаем! – товаров прикупить. С купцами поторговаться, повеселиться да потешиться.
Отправимся и мы с вами на ярмарку. Поедем мы не одни, а с нашим батюшкой, который взял нас с собой на ярмарку да повёз на тройке быстрых лошадей. Возьмите ложки крепкие. Бубенцы звонкие. Чтобы в дороге было веселее. Да заиграйте на них умело.
Звучит рнп «ПОЕХАЛ НАШ БАТЮШКА НА БАЗАР»
Вед: Вот мы и приехали на многоцветную ярмарку. Бойко кричат торговцы, зазывают народ покупать товары в своих лавках. А товаров бесчисленное множество привезли с разных уголков нашей матушки-России. Можно здесь купить и доброго коня. Корову, одежду, товары для дома, игрушки, еду и многое другое. То там. То здесь слышны призывные крики уличных торговцев.
Первый лотошник:
Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар. А сущий клад –
Разбирайте нарасхват!
Подходи, дружок Вавила!
Заворачивай, Гаврила!
Заворачивай. Матрёна!
Набивай карман, Ерёма!
Второй лотошник:
Яблочки садовые,
Яблочки медовые.
Всё наливчатые,
Всё рассыпчатые.
Грушевые и ананас –
Набирайте про запас!
Первый лотошник:
Ай, да пирог! Этот пирог
Сам Иванушка пёк!
Сколь горячий – губки жжёт,
Одно масло – к ручкам льнёт!
С сахарным примесом,
С полпуда весом!
Второй лотошник:
Становитесь в ряд.
Выбирайте подряд:
Дудки. Хлопушки,
Бубны. Побрякушки!
Красиво – приятно.
Для детей занятно!
Первый лотошник:
Вот блинчики. Блины!
Во печах испечены.
И сочные, и молочные,
И крупчатые, и рассыпчатые!
С дымом. С паром,
С головным угаром!
Второй лотошник:
Подходи. Мальчишки.
Пряники. Коврижки,
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!
Первый лотошник:
Платки, гребешки,
Расписные петушки!
Небольшой расход,
Подходи, честной народ!
Стою на краю.
Чуть не даром отдаю:
За загадки и шутки,
За песни, прибаутки.
КУПЕЦ:
Как дорог ваш товар?
Первый лотошник: - У меня: кто отгадает загадку, тот и получает, что пожелает!
Второй лотошник: - А у меня: кто песню споёт, тот любой товар берёт!
Первый лотошник: - А у меня: кто спляшет да хоровод заведёт, тот самую лучшую игрушку возьмёт!
Петрушка: - Ну что у лотошников за товар! И тот хорош. И другой хорош – выбирай, который хошь!
Торгуют они честно – всей Москве известно! Лотошник покупателю рад, у него весь товар нарасхват. Всех они зазывают, всех приглашают! Они товар не продают. А только даром отдают – за загадки и шутки, за песни и прибаутки. Отдают с потехой. С шуткой и со смехом!
Звучит рнп «НА ТОРГУ, ТОРГУ»
ВЕД: - На ярмарку со всей России игрушки красивые привезли. Посмотрите, умельцы из деревни Филимоново, что в Тульской области. Привезли на ярмарку свои игрушки. Медведь-музыкант (показывает глинянную игрушку) пришёл на ярмарку народ повеселить. Песен попеть. Бочку мёда купить. А вот это – разодетая дама с кавалером (показывает другую игрушку) по ярмарке прогуливается. На народ смотрят да себя показывают. Посмотрите. Барышня утушку под мышкой крепко держит (показывает миниатюру). Чтобы та не вырвалась и не убежала. Оттого утка так пронзительно и кричит. (игра на свистульке-утке)
А вот жостовские подносы, которые привезли из-под Москвы, из Асташково на ярмарке всегда имеют успех (показ подносов). На чёрном фоне расцветают яркие и красивые букеты цветов. А «золотой» ажурный орнамент на бортах подноса – он просто волшебный!
Матушка-Россия всегда умельцами славилась. Обычный кусочек глины у мастера превращался в красивую музыкальную игрушку. С помощью кисточки и красок на подносе или на другом предмете домашнего обихода могла появиться сказочная цветочная поляна.
Ребята, а где ещё в России делали красивые игрушки или поделки? – ответы детей из зала.
Ой. А на городской площади развернулось представление весёлого, неунывающего Петрушки!
Петрушка:
Я Петрушка – весёлая игрушка!
Ноги дубовые, кудри шелковые.
Сам хожу, брожу, шевелюсь,
Никого в мире не боюсь!
Доброго здравия Вам, гости дорогие!(кланяется). – Здравствуйте!
Я Петрушка. Петрушка – развесёлый мальчуган!
Всегда весел и пою.
К вам на встречу я спешу!
Подходи, народ честной,
За медный пятак покажу всё этак и так!
Сколько ребят собралось – умных да смышлёных. Сейчас я вас и проверю, да загадки загадаю про товары, что на ярмарку купцы привезли.
1.Сидит дед. Многими шубами одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.(лук)
2.Красная девица сидит в темнице,
Люди в руки брали – косы отрывали. (морковь)
3.Стоит Антошка на одной ножке. – (гриб)
4.Бел как снег, в чести у всех! (сахар)
5.Нашёл я шар. Разбил его.
Увидел золото и серебро (яйцо)
6.Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит. (петух)
Петрушка: Все загадки отгадали, уважили Петрушку. А это кто к нам явился, такой важный и серьёзный!
Появляется купец. – Я купец – торговых делах удалец.
Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?
Купец: - торговать.
Петрушка: - Воровать?
Купец: - Да не воровать, а торговать.
Петрушка: - А-а-а-, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.
Купец: Ладно, пировать, так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо името двести рублей!
Петрушка: - Пять гвоздей? Сейчас принесу.
Купец: Да не гвоздей, а рублей.
Петрушка: Да не гонял я голубей!
Купец: - Не смеши. Петрушка, людей!
Петрушка: - Просишь меня – побей? С удовольствием!
Петрушка берёт палку и бьёт купца, приговаривая:
Пей, купец, чай, головой качай.
Над деньгами не трясись, а с Петрушкою делись. (КУПЕЦ УБЕГАЕТ).
Петрушка: - Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте песню и сыграйте с усердием на музыкальных инструментах.
Ансамбль «СВИРЕЛЬ ПОЁТ»:
«Андрей-воробей».
«Уж как шла лиса по травке»
«Василёк»
«Как под горкой под горой»
Петрушка:
Шёл Петрушка мимо рынка, спотыкнулся о корзинку.
Полетел в канаву – бу-у-ух! Раздавил пятнадцать мух!
Ой, что-то я не то запел. Лучше давайте послушаем как дети поют
Исполняем рнп «Долговязый журавель» - (с инструментами; музыка №29)
Игра: «ГОРШКИ».
Далее Петрушка приглашает ребят встать в хоровод покружиться на ярмарочной карусели. Сам держит шест с прикреплёнными к нему крутящимся колесом. К которому привязаны разноцветные ленты. Дети заводят хоровод, держа в руке по ленте.
Поют хороводную песню «Как у наших у ворот».
Петрушка-кукольник: - Здравствуй, братец Петрушка (в руках кукла Петрушки)
Петрушка: - Здравствуй, братец. Гляди-ка, кто к нам пожаловал!
Петрушка-кукольник: - Пожалуйста, ребята, подходите. Да глаза свои протрите! За ваше внимание и ласку покажу вам сказку. Надеюсь, что она вам понравится. Разрешите представиться. Многие знают меня с давних пор – зовут меня – ПЕТРУШКА-КУКОЛЬНИК. И пришёл я к вам из-за леса, из-за гор. Пришёл людей повидать и себя показать, купить бубликов связку и рассказать сказку.
Кукольный театр – сказка (на своё усмотрение).
Повеселились мы на славу. Пора и честь знать и домой возвращаться. Сядем мы на тройку лошадей и помчимся домой, обгоняя ветер
Быстро, быстро скачут наши кони. Догнали мы соседа Иванушку, который тоже на ярмарке был. Спросим у Иванушки, ребята, что он на ярмарке увидел, да что домой своей семье везёт? КУКОЛЬНИК. И пришёл я к вам из-за леса, из-за гор. Пришёл людей повидать и себя показать, купить бубликов связку и рассказать сказку.
Исполняем рнп «Где был, Иванушка?»
Учитель: Вот мы и домой приехали. Понравилось ли вам, ребята, путешествие на русскую ярмарку? Зачем приезжали люди на ярмарку? Что на ярмарке можно было купить? Как веселился народ на ярмарке?
Учитель – режиссёр праздника:
Вот мы с ярмарки вернулись.
Где играли, песни пели,
Танцевали и шутили,
Позабыв про всё на свете.
Но настал момент прощанья,
Говорим вам : «До свидания!»
Звучит музыка «Смоленский гусачок»