Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»
Тема занятия «Геометрические тела: цилиндр, конус, шар»
1 класс
Технологическая карта занятия
Тема | «Геометрические тела: цилиндр, конус, шар» | |||
Цель | Познакомить учащихся с объемными геометрическими телами – цилиндром, конусом, шаром. | |||
Задачи | Различать плоские и объемные геометрические фигуры. Овладевать основами пространственного воображения и математической речи. | |||
Формируемые УУД | Личностные: Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Сравнивать предметы: находить общее и различие; группировать предметы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре. | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Самоопределение к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне | Организационный момент. Настрой на деятельность. | Создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность. 2 слайд | Эмоциональное начало урока: Я дарю тебе добро (руки от груди вперед)! Ты даришь мне добро (руки от груди к другу в паре)! Мы дарим всем добро (руки от груди ко всем присутствующим)! - Чем мы будем заниматься сегодня на занятии? Дети: - Сегодня будем наблюдать, выводы делать и рассуждать. - Чтобы все у нас получилось – работаем под девизом: Все разведать, Все узнать, Легких тропок не искать! | |
Разминка Цель: создание определенного положительного эмоционального фона. | Загадывает загадки | Работа с геометрическими наборами | «Угадай – ка фигуру» Четыре угла и четыре сторонки, Похожи, точно родные сестренки. В ворота его не закинешь, не мяч, И он за тобою не пустится вскачь. (Квадрат) Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. (Круг) Все углы мои прямы. Есть четыре стороны, Но не все они равны. (Прямоугольник) Если встали все квадраты На вершины под углом бы То бы видели ребята Не квадраты мы, а … (Ромбы) Задание: Назвать все фигуры. Как еще можно их назвать? (Геометрические фигуры) Какая фигура «лишняя» и почему? (Круг – нет углов, сторон, вершин). Уберите круг в сторону. Как еще можно назвать оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Ребята, фигуры, у которых можно измерить только ширину и длину, как еще их называют? (Плоские) | Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение |
3.Новая тема. Цель: углубление знаний детей. | А) Прием педагогической техники «Практичность теории» (введение в теорию через практическую задачу) Б) Игра «Разложи по группам» | Выполняют практическую работу. 3 слайд 4 слайд 5 слайд На доске рисунки. Учащиеся раскладывают рисунки по группам. | Возьмите плоские фигуры, прикрепленные на деревянную основу. - Держите вертикально деревянную основу и вращай прямоугольник вокруг неё. - Попробуй представить фигуру, которая у тебя получилась при вращении прямоугольника. (Цилиндр) ВЫВОД: эта фигура ЦИЛИНДР. Слово «цилиндр» с греческого языка означает «каток», «валик». Цилиндр имеет два основания. (Показ модели цилиндра) – Держите вертикально деревянную основу и вращай треугольник вокруг неё. - Попробуй представить фигуру, которая у тебя получилась при вращении треугольника. (Конус). ВЫВОД: эта фигура называется КОНУС. Слово «конус» с греческого языка означает «шишка». Конус имеет основу и вершину. (Показ модели конуса) Держите вертикально деревянную основу и вращайте полукруг вокруг неё. - Попробуй представить фигуру, которая получилась при вращении полукруга. (Шар). ВЫВОД: эта фигура называется ШАР. Слово «шар» с греческого языка – «мяч». (Показ модели шара). Задание: - Какие предметы похожи на цилиндр, шар, конус. | Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: добывать новые знания, используя информацию, полученную от учителя. |
4.Практическая работа | Работают с наборами геометрических фигур 6 слайд | Подержите в руках цилиндр, конус, шар; покатайте по столу, Рассмотрите. После этого попытайтесь описать каждую фигуру, какая она – эта фигура. Сравните геометрические фигуры по парам: цилиндр и шар; цилиндр и конус; конус и шар. Сравните все сразу три фигуры: цилиндр, конус и шар. Что является их общим свойством? Различия: у шара нет основания и вершины; у конуса одно основание и вершина; у цилиндра нет вершины, но два основания. Общее: объемность, способность кататься в разных направлениях. | Познавательные УУД:перерабатывать полученную информацию, делать выводы. | |
5.Сравнение плоских и объемных фигур | Отвечают на вопросы | - Давайте разберемся «кто с кем дружит»? Шар – конус, конус – треугольник, цилиндр – прямоугольник. - Как называют в геометрии круг, прямоугольник, треугольник? Какие это фигуры? (Плоские). - Предположите, как могут называть шар, цилиндр, конус? (Объемные). | ||
6.Моделирование | Объясняет работу | Работают с соленым тестом, лепят – цилиндр, шар, конус. | - Все вы видели, как лепят пельмени. Сначала нужно замесить тесто. Получается большой ком, его можно взять в руки – «обнять». А все, что можно обнять называют ОБЪЕМНЫМ. Но стоит только этот ком раскатать скалкой в большой блин. Он сразу становится плоским. - Давайте перейдем в нашу «мастерскую». ЗАДАНИЕ: вылепить из соленого теста – шар, цилиндр, конус. | |
Рефлексия Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Я познакомился… Мне запомнилось… У меня получилось… (На доске изображение смайликов. Учащиеся выбирают смайлик с соответствующим настроением) | Личностные УУД: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |