Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному развитию «Дорога добра»
Цель: духовно- нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.
Ход занятия.
Ребята, о том, что такое добро и зло, мы говорили на занятиях в протяжении всего года. А сегодня мы попробуем применить наши знания в жизни, потому что дальше вас ждет длинный, интересный , но непростой путь, который вы должны пройти самостоятельно, и вам самим придется выбрать между дорогой добра зла.
Сейчас мы отправимся с вами в путешествие, в котором нас ждут разные испытания.
Включается мелодия «По дороге с облаками». Идем.
1. На пути стоит дерево с яблоками (по количеству на одно меньше, чем детей). Ой, ребята, смотрите, какое нам деревце встретилось, давайте запасемся яблоками в дорогу. Подойдите, сорвите.
-Ну, что, хватило? Нет, Кате не хватило одного яблочка. Что же делать? Нужно поделиться. Вот тот, который схватил яблочко, не подумал о том, что нужно уступить ближнему, дать, например, девочкам сорвать яблоко первым. А теперь подумайте, как вы поступили в данной ситуации хорошо или не очень.
Ну, что, двигаемся дальше? Музыка.
2. Ситуация «Мальчик ломает ветку дерева» Девочка- дерево стоит с обломанными ветками и плачет:
Почему ты плачешь тонкий тополёк?
Кто тебя весною так обидеть мог!
-Росла и крепла веточка, смотрела в синеву.
Обломили веточку, бросили в траву!
Не услышит больше песен соловья.
Не увидит солнышка веточка моя.
Росла и крепла веточка, смотрела в синеву.
Зачем сломали веточку, бросили в траву?
Жалко вам деревце? Хорошо поступил мальчик? А как вы поступите в этой ситуации? Что скажете мальчику? А вы никогда так не делали? Не обижали деревья? Ребята, что нужно сделать мальчику, чтобы исправить ситуацию? Посадить новое растение. Земля лежит далеко , в углу зала, взять горшок и лопаточку, сходить за ней, посадить цветочек, потом в другой конец зала сходить за водой, полить цветочек (пока сажаем цветок выходит на дорогу бабушка с полными сумками, садится на лавочку грустная) Пусть он посмотрит, что это вовсе не легкий труд, и чтобы деревцу стать таким высоким, должно пройти очень много времени. Задумайтесь над этим.
3. Ситуация «Мальчик отбирает Мишку у девочки». Вам нравится эта ситуация? Часто она вам встречается? А сами так не делаете? Что нужно сделать в этой ситуации? Или мы пройдем мимо. Ну, тогда представьте себя на месте этой девочки.
4.Ситуация «Бабушка с полными сумками»
Подходим к бабушке. Ребята, что мы забыли сделать или сказать? А почему она такая грустная? Может ей нужна наша помощь? Давайте у нее спросим? Сумки тяжелые? Давайте мы вам поможем отнести корзинку домой, берут корзинку и несут за домик. Бабушка благодарит детей Ну, что, устали, да? А на душе приятно? Да. Это все от того, что вы сделали доброе дело. Давайте с вами запомним одну пословицу: «За добрые дела всегда похвала». А плохое дело, как червячок в яблоке портит нашу душу. Плохое-это грех. А теперь давайте поиграем в игру «Осторожно, червячок!» Приготовьте свои яблочки. Внимательно на них посмотрите, на каждом из них есть буква, на которую начинается хорошее или плохое качество человека. Вы говорите буквы, а я буду называть качество. Если это качество плохое, вы кричите «Осторожно, червячок!». Если хорошее-молчите.
Трудолюбие, лень, милосердие, злость, доброта, ложь, честность, зависть, жадность, любовь.
А что нам помогло в пути делать добрые дела? Запомните, это совесть. Она нам всегда помогает делать добрые дела.
Стихотворение «Совесть подсказала»
Артем И.
Не спеши, постой, голубчик,
Не беги во двор играть.
Слышишь: кто-то тебя учит
Все игрушки подобрать,
Вымыть чашку из-под сока
И цветы полить скорей,
Поснимать машинки с окон,
Пластилин содрать с дверей,
Стул накрыть красивым пледом,
С пианино пыль стереть.
Ну, теперь на всё на это
Любо-дорого смотреть!
Папа, мама, проходите,
Посидите, отдохните.
Может, суп вам подогреть?
Это совесть научила
Потрудиться малыша.
Мама сына похвалила,
Расцвела его душа.
Душа человека- это огонек. Когда человек советуется с совестью. Тогда огонек горит ярко,(воспитатель зажигает свечу). Посмотрите, как она ярко горит, но как легко ее затушить. Нужно быть аккуратным, чтобы дольше горела свеча. Так и с душой: надо быть внимательным к своим поступкам, чтобы не загасить в душе огонек.
А теперь представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой пять маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
А сейчас строимся на физминутку под песенку Кота Леопольда «Если добрый ты… 2 куплета»
Ну, что, дорогие мои, наше путешествие подходит к концу. Давайте с вами запомним одно из главных правил жизни добрых детей. «Ты должен относиться к другим так же, как хочешь, чтобы другие относились к тебе». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, как должны поступать добрые дети.
Ты плачешь, когда тебя обижают другие? - Не обижай никого ни словами, ни делами.
Тебе не нравится, когда мешают твоим играм? - Не мешай и сам другим.
Ты хочешь быть здоровым? Желай здоровья и всем людям. Приноси добро другим и люди тебе принесут добро и любовь.
Ну, что, ребята, -Вы Молодцы, справились со всеми трудностями. Я за вас спокойна и с легким сердцем отпускаю вас. Счастливого пути! Включается песенка «Дорогою добра», дети делают круг по залу и выходят из зала, машут на прощание руками.