Конспект НОД в средней группе №10
«Приключения Капитошки»
круговорот воды в природе»
Воспитателя Архиповой Н.П.
Конспект НОД
«Приключения Капитошки – круговорот воды в природе»
Цель:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Углублять, расширять, систематизировать знания детей о воде. Показать детям свойства воды при помощи опытно- экспериментальной деятельности, рассказать о значении воды в жизни человека и всего окружающего его мира.
- Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
- Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды в природе (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.)
- Развивать речь детей, активизировать их словарь.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата.
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Оборудование
Два пластиковых подноса на каждом столе, чайные ложки по количеству детей, по 2 контейнера – один с солью, один – сахаром.
Два пластиковых прозрачных стакана промаркированные зелёным и красным кругом с чистой водой для каждого ребенка.
Два пластиковых белых стакана промаркированные цифрами 1 (лимон) и 2 (чеснок)
Краски, кисточки, стакан прозрачный с водой.
Соль, сахар, чеснок, лимон.
Чайник, зеркало.
Книга про круговорот воды..Сказка про капельку «Путешествие Капитошки».
Картинки с различным агрегатным состоянием воды в природе (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.)
Ход занятия
Дети сидят полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Дети, я хочу вам прочитать стихотворение Т. Маршаловой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде? Говорят она везде,
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,Ледником в горах зовется, на плите у нас кипит,Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем.Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться,Смею Вам я доложить: без нее нам не прожить!
Воспитатель - А почему же нельзя прожить без воды? Для чего она нам нужна? (разнообразные ответы детей!)
Воспитатель – Сегодня мы поговорим о воде, вспомним всё, что знаем о ней, узнаем много нового.
- Где на Земле можно встретить воду?
– В океане, в реке, в озере, в ручейке и т.д.
Сегодня я предлагаю вам побыть учёными – исследователями и провести эксперименты с водой. Согласны? Тогда отправляемся в нашу лабораторию
Дети подходят к столам
Предлагаю детям понюхать воду в трёх подготовленных стаканчиках с чистой питьевой водой, с лимоном, с чесноком. Пахнет ли вода? Да, действительно стакан с жидкостью №1( лимон) и №2 ( чеснок) имеет запах, а вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
Давайте попробуем воду на вкус. Какая она по вкусу? Выслушиваем разные варианты ответов, затем предлагаем в один из стаканчиков добавить сахар, размешать и попробовать. Какая стала вода? Сладкая! Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода!), лимон (кислая вода!). Сравниваем с водой в самом первом стаканчике и делаем вывод, что чистая вода не имеет вкуса. Кроме того, она может растворять различные вещества, например – соль, сахар.
Продолжаем знакомиться со свойствами воды, Какая вода по цвету? Выслушиваем разные варианты ответов, потом подкрашиваем воду краской, кому какой цвет нравится.
Определяем, что вода не имеет цвета и принимает любой цвет, какую краску мы в неё положим. Кладём в стакан с чистой и окрашенной водой игрушки. Дети, посмотрите, что вы видите? Выслушиваем ответы. Делаем вывод - вода прозрачная.
Молодцы, мы с вами узнали, что, вода не имеет запаха, вкуса, и цвета, она может растворять разные вещества, может окрашиваться в разные цвета.
А что такое вода? Выслушиваем ответы детей и делаем вывод, что вода – жидкость.
Скажите, мне, пожалуйста, а в каких состояниях вы встречали воду в природе?
В жидком - в озере, море, ручейке, дождь.
Когда холодно - лёд¸ снег, сосульки, град.
А ещё вода может быть газом. Хотите посмотреть, как это бывает?
Когда солнце сильно греет, то при нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю. Посмотрите, как это получается.
Опыт с нагреванием воды и зеркалом.
. Что же это такое получается? Это – дождь! На земле капельки воды согреваются и вновь в виде пара поднимаются вверх, к облакам, чтобы снова упасть, охладившись, на землю. Эти волшебные превращения капелек воды называются круговоротом воды в природе.
Дети садятся на стульчики.
А сейчас, я хочу прочитать вам сказку « Путешествие Капитошки».
Воспитатель рассказывает детям сказку (Мария Шкурина «Сказка про капельку»)
Жила-была маленькая Капелька. звали её Капитошка. Она и её подружки капельки сидели на большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось всё больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождём.
«Прощайте!» - только и успела прокричать Капитошка своим подружкам, как уже летела по направлению к Земле. Всего несколько секунд, и капелька упала в небольшой ручеёк.
«Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» - удивилась Капитошка. Всё казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А кто это такие? Надо обязательно с ними подружиться!» - Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами – превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам.
«Я лечу…», - прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от Земли, то почувствовала, что становится прохладно.
«По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капитошка.…
Воспитатель: – Какие приключения происходили с капелькой? Почему капелька попала на облако? Почему капелька вернулась на землю? (Разнообразные ответы детей).
Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя. Это называется круговоротом воды в природе!
А сейчас я предлагаю поиграть в игру. Я буду показывать вам картинки, а вам надо будет изобразить то, что изображено.
Снежинка, роса, иней, дождь, сосулька, пар.
Воспитатель – Я открою вам секрет. Вода является единственным веществом на Земле, которое может быть в одно и то же время одновременно твёрдой, жидкой и газообразной.
Закройте глаза и представьте. Летом вы пришли на речку. Светит яркое солнышко. В небе лёгкие белые облака, а в руках у вас мороженое. Замечательная картинка, правда? Обратите внимание на воду. Какая в реке вода? Жидкая. В составе мороженого? В виде льда – твёрдая. А в небе в виде облаков - газообразная. То есть вода одновременно может находиться в трех различных состояниях.
Воспитатель: Сегодня, мы с вами были учёными. И узнали, что вода - это прозрачная жидкость, не имеет вкуса, запаха, растворяет некоторые вещества. Бывает жидкая, твёрдая и газообразная.
Мы с вами узнали, что вода на земле нужна человеку, животным и растениям. Без воды мы погибнем. Нам с вами надо научиться соблюдать правила. Кто из вас знает эти правила? 1. Закрывать кран с водой.2. Не пускать воду сильной струей.3. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Если мы будем эти правила соблюдать, все капельки воды на Земле останутся чистыми, и их всегда будет так много, чтобы всем хватило!