Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Д/С № 78 к.3 г. Тюмени
КВЕСТ-ИГРА
для родителей
«Путешествие в страну Речевичок»
во 2 младшей группе
Подготовили:
Бармина Н.А.
Герасимова Н.А.
Тюмень 2019 г.
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить с игровыми приёмами родителей по развития речи;
2. Формирование родительской компетентности в области речевого развития детей;
3. Закрепить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
Материал: Волшебная палочка, магнитофон, аудиозапись из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка», платочки на каждого взрослого, мяч, лист ватмана, красный, желтый, зеленый прямоугольник.
План проведения:
1.Вступительный этап:
-введение в проблему;
-создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
-игротека в форме путешествия по лесным полянам.
3.Подведение итогов собрания:
-обратная связь;
-решение родительского собрания;
-рефлексия.
Ход квест-игры
1.Подготовительный этап
-Изготовление пособий и дидактических игр по речевому развитию.
-Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
-Проведение консультаций: «Развитие речи и воспитание младших дошкольников».
-Оформление наглядной информации: картотека дидактических игр, буклет, газета для родителей.
-Музыкальное оформление.
2.Организационный этап
-Оформление выставки, посвященной речевому развитию (литература, дидактические игры, пособия).
-Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
3.Вступительный этап
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в гости.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
- Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Речевичок!!!
(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель берет волшебную палочку)
Я словно сказочная фея
Волшебной палочкой взмахну
И, вы, нисколько не робея
Помчитесь в детскую страну!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Нам скорее помоги
Нас в детей, ты, преврати!
Быстро собираемся,
В поездку отправляемся!
Паровоз вас ждет,
В страну Речевичок нас повезет!
(Звучит песенка из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка», воспитатель и родители становятся «паровозиком»)
Весело стучат колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Речевичок
Всех детей привез!
- А вы читаете детям сказки? Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого ребенка, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию.
Как она называется, вы знаете? А кто же нас встречает?
Выходите из вагона, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …(Колобок)
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (Мышка)
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (Яйцо)
Догадались, как станция называется?
Станция «Сказочная».
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
А вы пробовали развивать речь ребенка через погружения его в природу? Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем? Только сначала выйдем из вагона.
(звучит мелодия леса).
- Как красиво!
Мы попали в весенний лес, кругом тихо, только иногда шелестят листья. Предлагаю свои чувства и ощущения высказать словами.
(подберем к словам прилагательные, «эпитеты»)
Игра. «Эпитеты».
Цель: Формировать у детей умение подбирать эпитеты к словам.
- листья (желтые, зеленые, шуршащие, легкие, резные, дубовые, скрученные),
- лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый),
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д.),
- луна (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т.д.)
-Как станция называется? Догадались?
Станция Творческая.
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
Немного размяться
Он детей привез!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Станция «Наши руки не знают скуки».
1 этап. Сделаем « Массаж». Цель: активизируем у детей работу внутренних органов.
-Массируем пальцы.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
-Наши пальчики тоже решили поиграть.
Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом).
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук.
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
В игры речевые
Поиграть привез.
-Вы догадались на какую станцию мы приехали? Правильно.
Станция «Игровая».
1)Игра «Паровоз» Цель: развитие у детей силы голоса и речевого дыхания.
Педагог показывает картинку, на которой нарисован паровоз.
«Заводной игрушечный паровоз гудит не громко, тихо» - тихо говорим «У-У-У…»; по сигналу: «настоящий большой паровоз» - говорим громче; по сигналу - «игрушечный едет» - говорим тише; по сигналу «паровоз уехал» - замолкаем.
Почему мы остановились? Спустились шины?
2) Игра «Насос».
Цель: развивать у детей озвученный выдох, умение действовать в коллективе.
(Производим глубокий вдох и озвученный выдох.)
Педагог предлагает взять насос и накачать шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
-Что-то вы заскучали. Повторяйте за мной.
3)Игра «Чистоговорки ».
Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.
Жа - жа - жа, есть иголки у ежа
Жу-жу-жу молоко дадим ежу
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)
-А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
На станцию конечную
Он детей привез.
Станция «Конечная»
-Наш поезд прибыл на конечную станцию «Конечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся (знакомство с играми).
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
-Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили.
-С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)
- Палочка-чудесница, Волшебная кудесница! Поскорей встали в круг, За руки все взялись вдруг. А теперь начнём вращаться, И во взрослых превращаться.
- Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства высказывать словами.
Подведение итогов собрания.
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).
Обратная связь:
- Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?- Чем полезна именно для Вас данная встреча?- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
- Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи?- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума
- Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить.
Решения родительского собрания
1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим и пальчиковым играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера направленные на развитие речи и обогащение чувственных впечатлений детей.
2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
3.Принимать активное участие в жизни детского сада.
Рефлексия
Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисован контур паровозика и цветные многоугольники «вагончики»: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный прямоугольник, если частично - желтый, а если не удовлетворены – зелёный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Литература.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2014 статья «Родительские собрания: как привлечь родителей ».
С.В. Чиркова «Родительское собрание в детском саду», Москва 2014.
В.П. Кудрявцев Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления» Москва : Линка – пресс,
О.М. Ельцова «Организация полноценной речевой деятельности в детском возрасте».