Древнерусская литература
в развитии духовно-нравственных ценностей человека
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях,
мы можем найти многое для себя.
Д.С. Лихачев
Духовность и нравственность – важнейшие характеристики личности. Духовность в общем смысле – это совокупность проявлений духа, которые основываются на принципах открытости, честности, это единство истины, добра и красоты. Духовность есть то, что способствует развитию человека и человечества. Нравственность – это принципы поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Это патриотизм, гражданственность, семейные традиции.
Что такое древнерусская литература? (Немного об особенностях)
Первыми русскими писателями были святые.
Первый русский писатель, которого мы знаем, Илларион, автор «Слова о законе и благодати». А Нестор Печерский, которого мы больше знаем как летописца, был ещё и замечательным агеографом. Он написал первые жития первых русских святых Бориса и Глеба. Оба они канонизированы. И Владимир Мономах, автор знаменитого «Поучения» и многие, многие другие древнерусские писатели были канонизированы.
(Правда, их нельзя называть писателями. В лучшем случае они называли себя «списателями», поскольку работали по благословению. Они не считали себя профессиональными литераторами и писали по благодати. ЭТО ПОСЛУШАНИЕ (Молись, пока не получится) Вот и получается, что первые русские писатели — святые. Получается, что русская литература основана святыми. Ни одна литература мира не имеет такого духовного основания.)
Это помогает понять, почему XIX век — золотой век уже всей мировой литературы. Потому что в начале XIX века романтики открывают древнерусскую словесность, древнерусских писателей и замечают самое главное — основная тема всей русской литературы допетровского периода — это спасение души, т. е. самое главное — это душа. И тогда русские писатели уже XIX века эту традицию берут и продолжают. Русский писатель XIX века понимает, что основное в жизни человека — это путь или к Богу, или от Бога.
Многие произведения др/рус литературы не имели авторства, поскольку др/рус книжник не дерзал поставить свое имя.
Анонимность присуща летописям, житиям, воинским повестям. Автор исходил из мысли, что нескромно ставить свою подпись, когда рассказываешь об исторических событиях или ведешь повествование о жизни, деяниях и чудесах святого. Что же касается проповедей, поучений, молитв, то они чаще всего имеют конкретных авторов, потому что произносить или писать их мог очень авторитетный человек, уважаемый и почитаемый окружающими. Сам жанр проповеди и поучения предъявлял особые требования к автору. Его имя, его праведная жизнь оказывали влияние на слушателя и читателя.
Современный русский литературный язык – церковнославянский язык, язык СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ и ЛИТУРГИИ
Из-за благоговейного отношения к Слову как к Истине (Слово есть Бог, Бог есть Истина, значит Слово есть Истина) Истина устанавливается Высшим Судьей – Богом, а солгавший понесет наказание. Именно поэтому в др/рус сочинениях 11-15вв не было вымысла. Писать сакральным – церковнославянским языком, языком Божественной службы- можно было только по правде и Истине.
(Худ. Метод – вымысел-типизация-обобщение- так пишут писатели – Пушкин называет себя сочинителем)
Вы представляете, какая это была ответственность — писать на этом языке, т. е. на том языке, на котором человек общается с Богом. Ибо что такое молитва? Это беседа человека с Богом. А книга — это беседа Бога с человеком, потому что книги писались по благословению и по благодати. ИМЕННО ПОЭТОМУ не было ВЫМЫСЛА
Проанализируем три произведения древнерусской литературы.
Произведение | Главные герои | Идея |
«Повесть» о Петре и Февронии Муромских | Петр и Феврония Муромские | Вера в Бога, семья как христианская ценность, утверждение любви как великого всепобеждающего чувства; семейные традиции, духовно – нравственное воспитание, преданность, самоотверженность и доверие в супружестве, доброта, самоотречение во имя любви, милосердие, преданность, духовно – нравственное воспитание |
«Житие» Александра Невского | Александр Невский | Вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, доброта, доброделание, милосердие |
«Поучение» Владимира Мономаха | Владимир Мономах | Вера в Бога, патриотизм, любовь к ближнему, гуманизм, миролюбие, праведность, доброделание, духовно-нравственное воспитание потомков: «не ленитесь», «напойте и накормите просящего», «ни правого, ни виновного не убивайте», «гордости не имейте в сердце и в уме», «старых чтите, как отца», «больного навестите» (и так далее) |
В данных произведениях древнерусской литературы выделяются общие ценности для всех трёх произведений: 1) вера в Бога; 2) патриотизм и чувство долга перед Родиной; 3) сила духа и милосердие; 3) семейные ценности; 4) доброта и доброделание; 5) самоотверженность и любовь.
Древнерусская литература несет в себе огромную нравственную силу.
Добро и зло
Любовь к Родине
Самопожертвование
Праведность
Мораль
Патриотизм
Семейные ценности – основные идеи древнерусской литературы.
Кроме того, одним из лейтмотивов этих произведений является вера в Бога, которая поддерживает героев во всех испытаниях.
Духовные и нравственные ценности – основа древнерусской литературы, а поэтому сегодня необходимо обращаться к этим произведениям и в процессе обучения, и в процессе воспитания личности. Возрождение духовности и воспитание духовностью – то, что необходимо нам сегодня. (Анализ программ по литературе)
А ведь не зная древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А.С. Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского.
Формалисты, сначала немцы в конце XIX века, потом и русские формалисты начала XX века, выявили, что в мировой литературе существует всего лишь 36 сюжетов – правда, некоторые насчитали 38. Но это не суть неважно: 36 или 38 сюжетов. А всё остальное – их вариации. Значит, сюжет не столь важен для раскрытия смысла. Важны детали. Деталь – царица смысла. То есть если мы замечаем детали, то мы тогда сможем понять смысл.
Так вот: если мы берем древнерусскую словесность – то в ней нет художественности, там нет образов, и там происходит отражение действительности через идею или посредством идеи – это очень важно. Древнерусская литература – она вся идейна, но она и религиозна, естественно, но вся идейна.
Чтобы понять, какую идею несет или вносит писатель XIX века в свое сочинение, нужно обращать внимание как раз на детали.
Скажем, «Преступление и наказание. Если мы будем говорить о сюжете – это просто детектив. Какой-то юноша-студент убил старуху – вот и преступление, а наказание – каторга; то есть уголовное преступление и уголовное наказание.
Второй уровень – это открытие нравственного преступления, потому что он преступил нравственную черту – заповедь «не убей» – и обретает нравственное наказание – угрызения совести. Он долго мучается и не может вынести «это», как он называет убийство. Он даже не в силах назвать всё своими именами: свое преступление – убийством. Он не может вынести «это», и для него выход самый простой – донести на себя. Но это неверный выход, это не есть покаяние, это не перемена ума или перемена сознания – как переводится с греческого языка слово «покаяние». Он просто готов понести наказание за совершенное убийство и пойти на каторгу.
И, наконец, третий уровень понимания – богословский уровень. Почему? Потому что Раскольников – это новый Каин. Если первый и второй уровни мы еще как-то самостоятельно можем увидеть и осмыслить, то для понимания третьего, богословского, уровня необходимы определенные знания.
Чтобы увидеть и истолковать параллели между Раскольниковым и Каином, нужно неплохо знать, во-первых, Священное Писание, во-вторых, очень хорошо знать Евангелие. Вспомним, что Достоевский на каторге имел право читать только Новый Завет, который ему подарила Наталья Фонвизина, жена одного из декабристов. И он за пять лет выучил его чуть ли не наизусть. Поэтому все произведения, написанные Достоевским после каторги и ссылки, можно читать и раскрывать только с помощью ключа – Нового Завета, и прежде всего Евангелия, иначе не получится.
Если говорить о Лермонтове, то это непременно «Герой нашего времени». Но воспринимать его следует только не так, не романтически, как мы привыкли : это герой замечательный, с ореолом романтичности, ну, правда, изгой, «лишний» человек – и всем его жалко.
Но в предисловии у Лермонтова к этому сочинению: он свидетельствует, что обобщил все пороки современного ему общества в этом человеке. То есть это самый порочный человек, который только может быть. И тогда посмотрите на образ Печорина через эти пороки. Что мы видим? Я не говорю обо всех девятнадцати заповедях для христианина. Девять заповедей блаженства вообще не касаются Печорина, хотя человек он первоначально был религиозный, во всяком случае воспитывался в той среде.
Вспомните «Тамань», когда он заходит в дом и сразу же поворачивается в красный угол, чтобы перекреститься, но не видит икон. «Дурной признак», – думает он. Понимаете, он-то замечает такие детали. Посмотрите: Печорин нарушает все десять ветхозаветных заповедей. Все десять заповедей, которые уберегают человека от греха. Вот болезнь, которую называет Лермонтов. Он говорит, что болезнь им указана, а как из нее излечиться – Бог весть.
Я, писатель, указал болезнь, а вот как вы будете из нее выходить, обнаружишь ли и ты, читатель, эту болезнь у себя? Диагноз поставлен. Посмотри на себя, если обнаружил такое – значит, меняйся. Русская литература как раз и способствует изменению человека.
У Гоголя – опять же-таки с правильным толкованием – «Ревизор». Что такое финальная сцена в «Ревизоре»? Это картина Страшного суда. Нужно понимать, почему все они замерли. «В чем застану, в том и сужу», – сказал Господь. Когда настанет Божий суд, не сможешь уже пошевелить ни одним членом – ни рукой, ни ногой, и ничего уже не сможешь изменить в своей судьбе. Вот это должно воздействовать, сильно должно воздействовать на зрителя и читателя, полагал Гоголь.
Можно рекомендовать к чтению и его романтические произведения, но обязательно посмотреть, как они написаны и с какой целью. Почему человек сильнее нечистой силы, и когда он сильнее? Когда он с Богом, когда он верующий. Почему, скажем, Фома Брут погибает в повести «Вий»? Потому что он маловерный, хотя и бурсак, учится в семинарии – понимаете? – а веры в нем нет. Он и напивается для храбрости, так сказать, перед тем, как идти в храм отчитывать панночку. Почему? Потому что слаб верой, он не верит, что Господь его может спасти. А что, горилка поможет, храбрости добавит? Понимаете, вот в каждом произведении есть своя определенная изюминка, ее нужно непременно видеть.
Очень сильные произведения – я считаю, обязательно нужно эти произведения знать – и «Портрет», и «Шинель». Но их следует изучать вместе. Вот как они стоят в цикле «Петербургских повестей» Гоголя, так их и нужно рассматривать. Почему? Потому что «Портрет» посвящен рассмотрению таланта у человека, тому, что талантом надо служить Богу. Вот этот безымянный художник, который написал портрет ростовщика, в котором воплотил нечистую силу, чем и согрешил, потом раскаялся, ушел в монастырь и послужил Богу – написал «Рождество». Понимаете, мы видим здесь преображение личности. И повесть «Шинель». Разбирая ее, мы говорим о духовной нищете маленького человека Акакия Акакиевича, который собирает земные богатства, а не духовные.
Несомненно, «Тараса Бульбу» нужно прочитать, особенно через призму тех событий, которые происходят сейчас на Украине. И обратить внимание именно на вторую авторскую редакцию повести – это тоже немаловажный момент. Существуют первая и вторая редакции. Во второй редакции слово «русский» в значении «православный» употреблено Гоголем, если не ошибаюсь, 36 раз, а в первой редакции, по-моему, три или четыре раза.
А как сейчас перевели эту повесть на украинский язык? Там вместо «русский» – употреблено слово «украинец», а это – совершенно другой смысл. Потому что русский – значит православный. Это – синонимы, и Гоголь это знал. Так было в Древней Руси и в древнерусской словесности, точно в таком же значении Гоголь употребляет это понятие и в своей повести. Вот когда мы посмотрим на «Тараса Бульбу» именно с этих позиций, то открывается особый смысл… Почему? Потому что там за веру православную, за землю русскую они сражаются и за братьев своих православных… Понимаете, тогда это совершенно другое восприятие. И еще нужно вспомнить: «Ну шо, сынко, помогли тебе твои ляхи?» Это звучит как предостережение для нас: помогают ли ляхи, и Запад в целом, или нет?
Как реализуется этот пробел в нашей гимназии?
Что же может дать современным учащимся древнерусская литература?
1. знакомство с важнейшим этапом истории русской литературы и культуры;
2. представление о закономерностях и особенностях развития древнерусской художественной культуры в целом и отдельных видов искусств;
3. возможность видеть и анализировать явления культуры в их эволюции, развитии, взаимодействии, в контексте политических, богословских идей эпохи;
4. знакомство с системой эстетических и нравственных понятий Древней и Средневековой Руси, актуальных и в наши дни;
5. усвоение важнейших категорий истории культуры, которые необходимы при изучении и понимании литературы, живописи, архитектуры Нового времени;
6. овладение рядом теоретических понятий, связанных со спецификой средневековых текстов, стилей изобразительного искусства, мировоззрением, эстетическими представлениями эпохи;
7. на материале древнерусских литературных произведений, как правило, небольших по объему, школьники получают навык анализа литературного текста. Учатся анализировать сюжет и композицию литературного произведения, жанровую специфику, особенности стилистических средств, определять место произведения в историко-литературном процессе, в контексте эпохи и его роли в литературе нового времени.
Д.С. Лихачев «Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считал эту профессию самой главной на свете. Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее»