Проект : «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Актуальность данного проекта являетя развитие речи детей, через театральную деятельность. Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Для достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей нужно уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках поступки героев и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: лиса – хитрая, волк – злой и т.д.
Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.
Работа над театрализации сказки способствует развитию всех познавательных процессов. Заучивание слов сказки – это развитие памяти, расширение словарного запаса, автоматизация звукопроизношения, развитие выразительности речи.
Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Ребёнок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность
в театрализованной деятельности.
Задачи:
- определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
- выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
- разработать план работы по развитию речи детей.
Участники проекта :
- Дети.
- Воспитатели.
- Родители.
Вид поекта: долгосрочный
Срок реализаций: с сентября по май
Формы подведения итогов:
- Детский спектакль в конце учебного года.
- Выступление на праздниках с изученным материалом.
- Открытые мероприятия для родителей.
Тематический план .
Октябрь.
Тема | Цель | Формы проведения |
Изменю себя догадайтесь, кто же я? | Познакомить детей с театром, его видами, активизировать словарь детей. | Беседа с детьми, ряженье в костюмы. Имитационные этюды. |
Пойми меня. | Учить передавать характерные движения животных, предметов. | Отгадывание загадок, беседа, игровые упражнения. |
Одну простую сказку хотим мы рассказать. | Познакомить детей со сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию. | Слушанье сказки с использованием кукольного театра; вопросы по содержанию, обсуждение характерных особенностей персонажей. |
Игровой урок « Повтори с тобой стишок». | Обратить внимание на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании слов ; развивать коммуникативные способности. | Беседа, чтение стихов. |
Сказка « Под зонтом» | Совершенствовать умение передавать характерные движения животных, формировать выразительность речи. | Создание игровой мотивации; ведение диалога с детьми в процессе рассказа сказки |
Итог: праздник « Ходит осень по дорожке» Цель: Совершенствовать умение передавать характерные движения животных, прививать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, детьми детского сада ; формировать выразительность речи.
Ноябрь.
Тема | Цель | Формы проведения |
«Постучимся в теремок» | Активизировать внимание детей при рассказывании сказки; вызывать положительное эмоциональное настроение; учить отвечать на вопросы по содержанию полным ответом. | Рассказывание сказки с показом кукольного театра, рассматривание иллюстрации к сказке. |
«Учимся говорить по разному» | Привлечь детей к хоровым и индивидуальным ответам в диалогах между героями; учить передавать движения и жесты помогающие отразить характерные особенности животных. | Отгадывание загадок с изображением их героев, показ этюдов на выразительною передачу образов животных, показ и рассказывание сказки педагогом (с помощью детей). |
« Косолапый приходил- теремок наш развалил» | Создание игровой мотивации, ведение диалога детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Теремок»; упражнять в ведении диалога между героями, помогая голосом передать характерные особенности каждого (диалоги могут повторяться для того, чтобы поупражнялись все дети). | Использование настольного театра |
« Лучшие друзья» | Закрепить умение передавать характерные особенность каждого животного; формировать выразительность интонационной речи, диалога, | Рассматривание костюмов и ряженье; Подготовка к драматизаций сказки |
Итог: Драматизация сказки «Теремок»
Декабрь.
Тема | Цель | Формы проведения |
Игровой урок | Учить выражать основные эмоции, создавать этюды на выразительность движении. | Проведение игр на выразительность движений , выражение основных эмоций. |
«Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»» | Познакомить с сказкой Сутеева, беседа по содержанию, учить передавать характерные особенности героев. | Чтение сказки, обсуждение по ходу беседы изображение характерных движении героев. |
«Только «мяу» где сыскать?» | Учит рассказывать сказку по очереди, побуждать выразительно передавать диалоги между героями, изображать героев пантомимическими движениями , голосом. | Рассказывание сказки «Кто сказал мяу?», детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай кого покажу» |
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» | Побуждать детей в ходе диалогов, голосом и движением выразительно передавать образ героев. Закреплять пантомимические движения, выразительно повторять диалоги животных. | Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» Упражнение в интонировании диалогов. |
Развивающая среда.
- Для обогащения предметно - развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками» .
- Изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.
- Основная форма организации занятий - игровая деятельность, беседы, инсценировки, драматизации и др.
- На занятиях используются игрушки, элементы костюмов, различные декорации, ширма, муляжи, куклы пальчикового театра,
театр кукол би-ба-бо, музыкальное сопровождение в записи,
настольный театр, шапочки животных для подвижных игр, фланелеграф и др.
Организация работы по развитию речи детей, через театральную деятельность .
На первом этапе проекта проведен мониторинг детей средней группы.
Каждый критерий оценивался:
- высокий уровень - творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
- средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- низкий уровень - мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Результаты мониторинга: 25–ти исследуемых детей показали:
- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек , с низким уровнем - 15 человек , с высоким уровнем детей не выявлено;
- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек , с низким уровнем – 14человек , с высоким уровнем детей не выявлено;
- владение выразительностью речи со средним уровнем – 2 человека (13,3%), с низким уровнем – 23 человек , с высоким уровнем детей не выявлено;
- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -10 человек , с низким уровнем – 14 человек , с высоким уровнем детей не выявлено;
- сопереживание героям сказок со средним уровнем - 9 человек , с низким уровнем - 8 человек , с высоким уровнем 2 человек;
- вживание в образ со средним уровнем - 4 человека , с низким уровнем – 11 человек , с высоким уровнем детей не выявлено.
Проанализировав результаты констатирующего мониторинга, пришли к выводу, что дети проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
Работа с родителями.
Октябрь.
- Изготовление памятки: «О роли родителей в развитии речи детей».
- Разучивание сказки « Под зонтом».
- Изготовление костюмов к сказке.
Ноябрь.
- Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».
- Изготовление декорации и костюмов к сказке « Теремок».
- Консультация «Что и сколько читать детям пяти лет?».
Декабрь.
-Изготовление памятки: «Развитие речи дошкольников в игре».
- Изготовление масок в театральный уголок.
Январь.
- Консультация в уголке «Играете вместе с детьми».
Февраль.
- Консультация для родителей «Развиваем монологическую речь дошкольника».
- Как устроить домашний театр.
Март.
- Рекомендации на стенде «Речевая гимнастика. Её роль в развитии речи».
Апрель.
- Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка».
Май.
- Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта».
- Консультация логопеда.
- Разучивание сказки.
С целью успешной реализации проекта педагогу следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Педагогу для работы следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных). При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему и нравственному значению.
- При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.
- При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.
- Также много и активно нужно работать над техникой речи: это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.
- Привлекая детей к театральной деятельности, нужно быть готовыми к кропотливой работе с каждым ребенком, знать его характер, способности.