Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой и природой родного края»
Составила:
Воспитатель ВечкилеваЛюдмила Петровна
2019 г
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой и природой родного края»
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности, имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются: накопление детьми социального опыта жизни в своём Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории, культуре, традициям своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нём применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Всё начинается с детства» как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, большое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию при ознакомлении с историей родного края. Эту задачу считаю актуальной и важной. Исходя из этого, я ставлю перед собой целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о родном городе, Ямало - Ненецком Автономном Округе (ЯНАО;
– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, её природе, нельзя не рассказать о богатствах Крайнего Севера, его животном мире.
Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту-это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Родная природа это снежные просторы тундры, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества личности маленького гражданина: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.
Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных специально организованных занятий. Это занятия и по ознакомлению с окружающим, и по развитию речи, экскурсии, наблюдения в природе и даже на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваивают легче и быстрее.
Многолетняя практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
Занятие по формированию
элементарных математических представлений
Тема «Животные Севера»
Цель. 1.Познакомить детей с составом числа 10 из единиц.
2. Упражнять в названии смежных чисел с опорой на наглядный материал.
3.Закрепить умение делить предметы на части.
4.Развивать логическое мышление.
Материал. 1.Картина «Тундра».
2. Изображение животных Севера /белый медведь, волк, олень, заяц, лиса, морж, леминг, белка, песец, горностай /.
3. Изображение нарт.
4. Сугроб /полукруг из бумаги на каждого ребёнка /.
5. Индивидуальные карточки со следами зверей / на каждого ребёнка /.
6. Игрушка Каркуша.
7. Фишки двух цветов /по 20 штук на каждого ребёнка /
Ход занятия
1.- С помощью новой игрушки Каркуши пригласить детей на занятие по математике в тундровой школе. Перед тем как сесть на место, надо выполнить задание: назвать своих соседей справа и слева.
2. – Представьте, что вы очутились в заснеженной тундре, вокруг вас много разных зверей. Я знаю от Каркуши, что их ровно 10. Попробуйте отыскать зверей глазами и объяснить их место нахождения словами.
3. – Перед нами нарты. Наверное, для зверей учеников. Давайте позовём зайчишку-трусишку и посадим на нарты. Не бойся, зайчик, ты у нас первый. Какой по счёту заяц? /первый /. Ещё кого позовём? /волка /. Как выдумаете, зайцу понравиться соседство с волком? Что будете делать/ Верно, кого заяц не боится, того и посадим. Какая по счёту мышка /леминг /? /вторая /
Таким образом выстраивается логическая цепочка учеников тундровой школы, где каждый из зверей находится в безопасности. Примерная цепочка /вариантов может быть много /: заяц – леминг – белка – горностай – олень – лиса – белый медведь – волк – морж – песец.
Задания. Посчитать зверей по порядку /прямой и обратный счёт /. Посчитать зверей от первого до шестого, от второго до седьмого, от третьего до восьмого, от четвёртого до десятого и т.д. На каком по счёту месте горностай? Если считать слева направо, он сидит перед оленем или после него? А лиса? Итак, у оленя два соседа. У чисел тоже есть соседи. Только их очень интересно называют: если стоит перед заданным числом, значит, предыдущее, если после, последующее. /Дети повторяют эти труднопроизносимые слова /. По аналогии найти соседей чисел 7, 9.
4. - Подвижная игра с мячом «Назови предыдущее /последующее /число.
5. - Физкультминутка «Охотники и звери» - разделить детей на две подгруппы: охотники и звери. Звери передвигаются так, чтобы можно было догадаться, кого они изображают. Охотники имитируют действия с биноклем, фоторужьём.
Задания. Посмотрите внимательно на зверей, посчитайте сколько их и охотников. Кого больше? На сколько больше?
/Зверей накрыть простыней, создав видимость сугроба. Только заячьи ушки возвышаются над ним.
Сколько зайцев спряталось? 6. - Какую форму напоминает сугроб? /полукруг из бумаги / Полукруг может быть частью, какой геометрической фигуры? /Круга/ Сколько в круге таких частей? Если сугроб разделить пополам, сколько частей получится? /2/ Эта часть больше или меньше полукруга? Как сделать, чтобы вместо двух частей стало четыре? /Согнуть ещё раз пополам/ Что вам эта деталь напоминает? /Чум/
7. - Сравнение двух чумов: чем похожи и чем отличаются. /Поощрять детей фишками. Выявить победителя/ .
8. - Игра «Танграм». Выложить фигуру зайца. /З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»/
9. - Работа с индивидуальными карточками, на которых изображены следы зверей. –Если вы соедините следы последовательно по указанным цифрам, то узнаете, как оценила вашу работу Каркуша.
Итог: « Что нового на занятии по математике узнали о животном и растительном мире северного края?»