Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе по ФГОС
Тема: «Зимние забавы с Олафом»
Ведущая образовательная область: познавательная
Цель: Закрепление математических знаний, умений, конструктивного мышления посредством игры – забавы.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 20;
- закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному, цифры, составлять число из двух меньших чисел (на наглядной основе);
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной мерки;
- закреплять знания о физических свойствах воды и льда;
Развивающие:
- развивать умение решать познавательные задачи и делать выводы;
- развивать смекалку, память, внимание, логическое мышление, воображение, речь;
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении заданий;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в паре.
Методы и приемы:
- практические – опытно – экспериментальная деятельность с водой, игра «Соедини цифры по порядку», физкультминутка «Покатаемся на саночках», пальчиковая гимнастика «Снежок».
- наглядные – снежок из снега, записка, снежок игрушечный, санки, нарисованные мелом на доске для проверки, карточки с примерами, мультимедиа.
- словесные – вопросы, беседа, отгадывание загадок, напоминание, пояснения.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкальная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Материал:
демонстрационный: карточки с примерами, санки – рисунок, мультимедиа.
раздаточный: листочки в клеточку с цифрами от 1 до 14, простые карандаши,
небольшие бутылочки с водой, чашка с отметкой, полоска бумаги, ложка, кисть, ёмкость пустая прозрачная - на каждого ребенка, краски, счетные палочки - 1коробка на стол, салфетки, наборы геометрических фигур + доска для лепки на каждого ребенка.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое развитие (ФГОС)
Ход НОД
Вводная часть
Организационный момент
Утром на подоконнике в группе обнаруживаем с детьми большой снежок.
- Интересно, откуда у нас в группе взялся снег? Ну пусть немного полежит, посмотрим, что с ним произойдет.
После музыкального занятия обратить внимание детей на то, что снежок растаял и в нем оказалась записка.
Основная часть
Сюрпризный момент
- Ребята, помогите угадать, кто оставил записку?
Что за нелепый человек,
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла. (снеговик)
Слайд №2 на экране появляется снеговик Олаф из мультфильма «Холодное сердце» и звуковое письмо.
«Здравствуйте друзья, я Олаф, люблю жаркие объятья, а еще я люблю играть и считать, а вы? …. Тогда приглашаю вас поучаствовать со мной в зимних забавах».
- Ну что хотите поиграть с Олафом?
- Для начала разогреем руки.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(Загибать пальцы, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили
(«Лепить, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показать круг, сжать ладони вместе, гладить тыльную сторону ладони)
И совсем-совсем не сладкий.
(Грозить пальчиком.)
Раз – подбросим. Два – поймаем.
(Подбрасывать и ловить «снежок».)
Три – уроним
(Ронять воображаемый снежок.)
И… сломаем.
(Хлопнуть в ладоши.)
- А вот и снежок! Ну что поиграем в снежки!?
1 ЗАБАВА «Игра в снежки»
- Я каждому буду бросать снежок и задавать вопрос. Вы будете ловить, отвечать и бросать снежок обратно.
- Посчитай от 1 до 10
- Продолжи счет дальше 10….15
- Продолжай 15…20
- Посчитай от 10 до 1
- Назови соседей числа 5; 12; 19;
- Какое число живет между числами 9 и 11; 14 и 16; 16 и 18;
- Я загадала число оно больше 6 на 1. Какое число я загадала?
- Я загадала число оно меньше 10 на 1. Какое число я загадала?
- Сколько дней в неделе?
- Назови все дни недели по порядку
- Какой сегодня день недели? (среда)
- Какой день недели будет завтра? (четверг)
- Назови выходные
- Какое сейчас время года? (зима)
- Верно, как в мультфильме «Холодное сердце»
Слайд №3
2 ЗАБАВА «Правильно считай!» (за столами)
- Ребята, Олаф придумал для вас зимние задачи. Давайте, попробуем их решить.
- Посмотрите на доску. Кто это? (лыжники)
- Почему их так называют? (катаются на лыжах)
- Сколько лыжников вы видите? (видим двух лыжников)
Внимание, вопрос. - Сколько лыжников на перевернутой карточке, если на двух карточках вместе 3 лыжника? Почему? (на магнитную доску прикрепляю карточку 2+1=3)
- Кто слева на второй строчке? Почему их так называют? Сколько конькобежцев? (конькобежцы, бегают на коньках, их 5)
Внимание вопрос. - Сколько конькобежцев справа на перевернутой карточке, если на двух карточках вместе 6 конькобежцев? Почему? (на магнитную доску прикрепляю карточку 5+1=6)
- Кто слева на последней строчке? Почему их так называют? Сколько их? (хоккеисты, играют в хоккей, их 3)
Внимание вопрос. - Сколько хоккеистов справа на перевернутой карточке, если на двух карточках вместе хоккеистов 5? Почему? (на магнитную доску прикрепляю карточку 3+2=5)
- Молодцы! Справились с заданием!
3 ЗАБАВА «Санки» (за столами)
- Ребята, а вы знаете друзей Олафа?
- Возьмите простые карандаши и листочки.
- Если вы правильно соедините цифры от 1 до 14, то узнаете, на чем любит кататься один из друзей Олафа.
- Посмотрите на доску и проверьте себя, такие ли санки у вас получились?
- Кто же из друзей Олафа катается на санях? (Кристоф)
- А вы любите кататься на санках?
Слайд №4
Физкультминутка «Покатаемся на саночках»
Наши дети в санки сели,
Звонко песенку запели,
(Дети становятся парами, впереди стоящие
подают руки позади стоящим.)
Покатились далеко,
(Под музыку «едут» по группе.)
Не догонит нас никто.
Вдруг салазки на бок — хлоп!
(Дети отпускают руки, приседают.)
Все попадали в сугроб.
(Отряхиваются сами и друг друга)
Т. Сауко
4 ЗАБАВА «Разморозь»
Дети упали в снег.
- Ребята посмотрите, что я нашла в снегу. Это белоснежные льдинки. Королева Эльза случайно заморозила диких животных, превратила их в ледяные геометрические фигуры. Давайте попробуем их разморозить. Выберите себе любую доску с льдинками и попробуйте их собрать. Посмотрим кого заморозила Эльза.
- Какие животные у вас получились? Кого ты выложил? Из каких геометрических фигур ты выложил волка (медведя, …)? Какой формы туловище у волка (лисы, …)?
- Молодцы, всех животных разморозили.
5 ЗАБАВА - опыт «Цветные льдинки»
- Сейчас мы отправимся в ледяную лабораторию королевы Эльзы.
Там попытаемся выяснить, что такое вода, как можно ее измерить. И сделаем для Олафа и его друзей подарки.
- Перед вами бутылочки с водой. Что вы знаете о воде, какая она? (это жидкость, не имеет цвета и запаха, принимает форму сосуда в которую ее наливают)
- Жидкость измеряется в литрах.
- Как узнать сколько в бутылке воды? (измерить)
- Чем можно измерить жидкость? Выберите мерку, чем удобнее измерять жидкость? (чашка, ложка, полоска бумаги)
- Вспомните как мы измеряли корм для птиц. Корм нужно было насыпать целую ложку до верха.
- А если мы нальем полную чашку воды что произойдет? (вода выльется через край). Поэтому воду надо наливать в чашку до указанной отметки, найдите отметку на своей чашке.
- Работать будем парами. Один наливает воду в чашку и переливает в миску, другой выкладывает палочки, по количеству перелитых чашек.
- Приступили к работе.
- Сколько палочек у вас получилось?
- Что показывает полученное число? (сколько чашек воды перелили в миску)
- Вероника, Матвей, сколько чашек воды вы перелили?
- Ребята, хочу обратить ваше внимание, на то, что чашки у вас разные по объёму, у кого-то чашка больше, у кого-то меньше. Это значит, что если мерка-чашка больше, то количество чашек будет меньше, потому что в неё помещается больше воды, если мерка-чашка меньше, то количество чашек будет больше.
- Молодцы! Отставьте бутылки с водой на край стола, подальше от себя.
- Скажите, что любит королева Эльза больше всего? (лед)
- А из чего получается лед? (из воды)
- Вода у нас есть, но она прозрачная, можно воду сделать разноцветной? (да, вода-растворитель)
- Как это можно сделать? (подкрасить воду красками)
- Возьмите кисточки и краски, договоритесь с соседом каким цветом будете подкрашивать воду.
- А что еще нужно, чтобы получился лед? (нужен мороз)
- А где есть мороз? (на улице)
- Верно, все мисочки с подкрашенной водой возьмем на улицу и посмотрим, что будет.
Слайд №5
Снеговик Олаф
- Ребята, посмотрите, Олаф и он вам машет.
- Друзья, мы отлично поиграли! Буду рад еще раз прийти к вам в гости. Спасибо за вам подарок. До свидания, друзья!
Заключительная часть
Рефлексия
- Ну что ребята, интересно было вам играть с Олафом?
- Какие игры вам понравились больше? Кому было трудно? Какие задания были трудными, легкими? Какое настроение у вас после занятия?
- Сейчас мы с вами оденемся, возьмем приготовленные веревочки, мисочки с подкрашенной водой и вынесем все это на улицу. Посмотрим, что же произойдет с водой в конце прогулки.