Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения уровня познавательной активности на уроках музыки

Повышение уровня познавательной активности учащихся

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проектно-исследовательская деятельность

как средство развития познавательной активности

учащихся среднего звена на уроках музыки

(из опыта работы учителя музыки)

«Классическая музыка – основа цивилизованного

общества. И признак утонченного ума».

Генри Морган.

В условиях модернизации Российского образования предъявляются высокие требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя. Сегодня проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает большое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить. Выполнение такого рода задач возможно только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Урок музыки в школе – это особенный урок. Он дает уникальную возможность прикоснуться к искусству, через которое осуществляется формирование эмоциональной, духовной и нравственной сферы школьника. Ученики приобретают значительный опыт эмоционального и образного восприятия при изучении мировых классических и современных музыкальных шедевров. При изучении музыкальных произведений школьники напрямую соприкасаются с такими предметными областями, как история, литература, изобразительное искусство, что помогает в полном объеме развить эмоционально-эстетический потенциал учеников повысить уровень восприятия и понимания музыкального произведения.

Каждый ребенок уникален и каждый воспринимает музыкальный материал по-своему. Каждый из них имеет свое понимание прослушанного произведения. Это и есть та изюминка, которую необходимо формировать и впоследствии развивать. Развитое музыкально-образное мышление поможет ребятам и на других уроках, так как при этом формируются такие ключевые компетенции школьника, как умение слушать и слышать, умение высказать свою точку зрения, умение мыслить, думать и представлять полученный результат.

Проектно-исследовательская деятельность способствует повышению уровня познавательной активности школьников при изучении «серьезных» музыкальных произведений, дает возможность всестороннего развития и выражения творческого потенциала каждого ученика.

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Каждый из нас проявляет интерес к тому или иному музыкальному направлению или течению. Но с уверенностью можно отметить тот факт, что на всех нас музыка оказывает огромное воздействие, она способна творить чудеса: радовать и огорчать, доставлять удовольствие и ранить душу, вдохновлять и вызывать неприязнь, успокаивать, дарить радость, одним словом, творить чудеса.

Ритм – вот что воздействует на современных подростков. Они порой даже не задумываются над текстом слушаемого произведения. Для них всего важнее ритм, который заставляет их двигаться и испытывать при этом удовольствие от умения повторить это. Они пробуют быть в роли исполнителя, имитируя его движения, мимику, голос, но текст исполняемого ими произведения не несет ничего разумного и поучительного. Наоборот, способствует снижению уровня мыслительной деятельности, уровня обогащения словарным лексическим запасом и, наконец, страдает уровень развития музыкальной культуры учащихся.

Другое дело музыка классическая, требующая мыслить учеников, заставляющая глубоко проникать в сущность музыкального произведения. Произведения композиторов-классиков изучаются на протяжении всех лет обучения музыки в школе. И конечно, подростки не выбирают для прослушивания такую музыку, так как она требует вдумчивости, а это непростая работа. К этой музыке необходимо придти самому школьнику. Не сразу, постепенно. Процесс этот достаточно длительный, но необходимый.

Анкетирование учащихся среднего звена показало, что дети без особого желания слушают классическую музыку. Они чаще выбирают для слушания поп-музыку, рок-музыку и другие музыкальные направления. Как же приобщить ребят к музыке классической, повысить уровень познавательного интереса к высокохудожественным произведениям?

Уже достаточно долгое время я занимаюсь поисково-исследовательской работой в школе. Это непростая, но интересная работа. Как важно делать новые открытия для себя! Это развитие определенных навыков и умений: работа с источниками, работа в группе, создание индивидуального плана, умение находить умное решение, социализация и многое другое. Поисково-исследовательская работа позволяет рассмотреть изучаемый музыкальный материал с разных областей знаний, глубоко проникнуть не только в музыкальное произведение, но и помогает изучить историю жизни и творчества композитора, что так необходимо для представления полной картины изучаемого материала. Поисково-исследовательская деятельность крайне необходима на уроке музыки, так как позволяет каждому ребенку показать свои творческие способности, навыки и умения в разных видах деятельности. Это способствует развитию ребенка как личности. Каждый делает то, что у него лучше всего получается. Ведь не все умеют петь, поэтому можно этот вид деятельности заменить другим видом. Главное, чтобы ребенок испытывал желание исследовать, желание быть востребованным в каком-либо проекте, осуществляемом на уроке музыки при изучении классической музыки.

Симфоническая музыка – это понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, насыщенных сложным идейно-эмоциональным содержанием, представляющих богатейшую палитру звуковых красок, выразительных средств. «Симфонический оркестр – одно из величайших чудес, созданных человеком» (Ю. Темирканов). Особенность оркестровой музыки в том, что она способна затрагивать ту часть души, до которой никто другой не может добраться» (Д.Лорд).

Задача уроков музыки заключается в том, чтобы добраться до этой части души подростка, пробудить в нем чувства прекрасного, доброго, светлого.

Симфоническую музыку дети начинают изучать уже с первого класса. К 5-му классу их музыкальный опыт расширяется. Музыкальные произведения достаточно сложны для понимания учащимися, и слушание их на уроках бывает не всегда легким. Детям необходимо слушать и понимать то, о чем рассказывает музыка. Даже вокальная музыка (особенно арии опер) требует знания либретто для более успешного осознания слушаемого музыкального материала. А слушание музыки инструментальной требует предварительной подготовки к осмыслению прослушанного произведения.

Именно проектно-исследовательская работа позволяет подготовить ребят к изучению таких сложных музыкальных произведений, как соната и симфония, поскольку она дает возможность ответить на ряд вопросов, которые впоследствии активизируют учеников на прослушивание самого музыкального произведения.

В процессе исследования учащиеся смогут ответить на следующие вопросы:

- В какое время жил композитор?

- Как жизненные события отразились на его творчестве?

- Какие произведения он написал?

- Кому посвятил свои произведения?

- Какова история создания произведений?

- В чем характерная особенность музыки данного композитора?

- Актуальна ли музыка композитора в наши дни?

Эти и многие другие вопросы требуют ответа. Объединяясь в группы, ученики начинают исследовательскую работу. Они изучают биографию композитора, его творчество, историю создания изучаемого музыкального произведения, стараются проникнуть в то историческое время, когда было написано данное произведение. Слушая музыку, пытаются представить обстановку, в которой создано произведение, проникают в его суть, пытаются понять настроение композитора и характер музыкального произведения. Результаты проведенного исследования учащиеся представляют с помощью презентации и сообщения.

Все исследовательские работы учащихся проводятся в рамках проекта «Великие музыканты мира». В ходе исследования дети знакомятся и с другими произведениями композитора, определяют для себя наиболее интересное, предлагают прослушать его одноклассникам. Таким образом, в ходе исследования накапливается не только материал о композиторах, но и формируется аудио-копилка с произведениями инструментальной музыки, в которой есть музыка не только композиторов-классиков, но и современных композиторов.

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроке музыки с целью повышения уровня познавательной активности учащихся предполагает выделение следующих этапов работы над проектом:

Погружение в проект, постановка проблемы.

Организация деятельности, планирование работы.

Осуществление деятельности: поиск информации.

Получение продукта, презентация результата проекта.

На каждом этапе проектной деятельности четко прослеживается работа учащихся и учителя, который направляет их действия в нужное русло. Это видно на ниже приведенной схеме.

Проект, в котором участвуют ребята, называется «Великие музыканты мира». Цель данного проекта – погружение в мир прекрасного, изучение творчества великих музыкантов, создание аудио-коллекции композиторов-классиков, музыка которых трогает сердца, заставляет думать, развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Реализовать данный проект и получить продукт возможно только с помощью исследовательской деятельности, в которую были включены все ребята класса.

Исследование по указанной теме проходило поэтапно:

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Погружение в проект, выявление проблемы, постановка цели и задач.

Каждый участник проекта понимал, что симфоническая музыка – это сложная для понимания музыкальная сфера, но, в то же время осознавал, что классическая музыка – это образцовая музыка, музыка на все времена, знать и понимать которую необходимо для всестороннего развития личности, для понимания себя в этом огромном мире. Участниками проекта была обозначена общая проблема-вопрос «Так ли необходима классическая музыка современной молодежи?»

Исходя из поставленной цели, был намечен ряд задач:

Провести исследовательскую работу по изучению жизни и творческой деятельности композиторов-классиков.

Познакомиться с музыкальным наследием композиторов, изучив истории создания произведений.

Прослушать, проанализировать, сделать выводы о месте музыкального творения в жизни «художника».

Представить изученный материал в форме доклада, реферата, презентации.

ВТОРОЙ ЭТАП

Организация деятельности учащихся

Данный этап работы предполагает деление участников проекта на группы, распределение ролей между участниками группы, составление плана работы для каждого участника, выбор форм и способов работы по указанной теме. Учитель помогает учащимся в формулировке целей и задач, в выборе форм и методов исследовательской деятельности.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Исследовательская деятельность участников проекта

На этом этапе учащиеся проводят исследование по обозначенной теме, самостоятельно добывают знания, консультируясь с учителем, строят свою работу таким образом, чтобы каждый чувствовал помощь и поддержку в преодолении трудностей, возникающих в процессе исследовательской работы. Этот этап самый сложный, но интересный. Именно здесь происходит развитие интеллектуальной сферы учащихся, здесь они приобретают навыки самостоятельной работы, умения работать в группе, что так необходимо для успешной учебной деятельности в целом.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Представление результатов исследовательской деятельности

Представление результатов труда – дело ответственное и подойти к нему необходимо серьезно, так как именно этот этап демонстрирует то, как ученик и группа в целом справились с решением задач. Представление результатов исследования необходимо продемонстрировать в форме презентации. Учащиеся показывают понимание проблемы и пути её решения.

Ниже приведенная таблица показывает темы, которые были исследованы учащимися в рамках данного проекта.

Проект «Великие музыканты мира»

№п/п

Примерные темы исследования

Проблема исследования

Класс

1

Л.Бетховен. Симфония №5

Что побудило композитора к написанию данного произведения?

7

2

В.А.Моцарт. Симфония №40

Почему музыка композитора остается востребованной в настоящее время?

7

3

В.Калинников. Симфония №1

Почему симфонию композитора называют «песней жаворонка» и «симфонией жизни»?

7

4

Д.Шостакович. Симфония №7

Способна ли музыка стать символом борьбы и победы?

7

5

К.Дебюсси. Празднества

Каким был праздник во время жизни французского композитора?

6

И.С.Бах. Токката и фуга

Почему произведение Баха востребовано в современном мире?

7

7

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Какими музыкальными средствами композитору удалось воспроизвести исторический образ полководца?

5,8

Исследовательская работа, проведенная учащимися по указанным темам, способствует повышению уровня познавательной активности учащихся в изучении произведений симфонической музыки. Ребята заинтересованы в исследовании, так как жизнь и творчество многих композиторов действительно заслуживает внимания. Их жизнь была нелегкой, порой нищенской, но они смогли пережить препятствия судьбы и добивались огромных успехов в творчестве. Такой пример всегда положительно воздействует на учащихся, позволяет мотивировать их учебную работу.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области