Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы «Развитие речи у младших дошкольников»

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье,в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с организацией работы по развитию речи детей в группе.

2. Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями, направленными на развитие речи детей,

3. Организовать совместную игровую деятельность ребенка с родителями, направленную на развитие речи детей.

4. Содействовать обмену опытом родителей в развитии речи детей в семье.

5. Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком в ходе совместной речевой деятельности.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: презентация MicrosoftPowrPoint «Организация работы по развитию речи детей в группе»; памятка для родителей «Развитие речи детей в семье»; мягкие игрушки для каждого ребенка (образы животных и другие игрушки, которые помогут организовать игровую деятельность с животными).

Предварительная работа:

1.Анкетирование родителей, направленное на выявление уровнякомпетентностиродителей в вопросах развития речи детей.

2. Подготовка памятки «Развитие речи детей в семье».

3. Создание презентации «Организация работы по развитию речи детей в группе»

4. Оформление пригласительных для родителей на мероприятие

План проведения:

1. Вступительное слово педагога.

2.Анализ анкетирования родителей.

3.Успешное речевое развитие ребенка на конец обучения по основной общеобразовательной программе для 3-4 летних детей.

4. Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе.

5. Практикум «Составление описательного рассказа об игрушке».

6. Рефлексия.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово педагога:(слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые родители,мы очень рады нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи младших дошкольников. Надеюсь, наша встреча будет интересной и плодотворной.

Анализ ваших анкет показывает, что во многих семьях созданы условия для развития речи детей: вы ежедневно беседуете с детьми и читаете детям сказки, стихи, рассказы, познавательную литературу, организуете игры с детьми. Но все же вы видите, что проблемы в развитии речи ваших детей остаются и вы хотели бы принять участие в семинаре-практикуме по развитию речи детей.

2. Успешное речевое развитие ребенка на конец обучения по основной общеобразовательной программе для 3-4 летних детей. (слайд 2)

Давайте посмотрим, каким должен быть результат обучения по Основной Общеобразовательной программе для детей 3-4 лет к концу учебного года.

К концу четвертого года словарный запас ребенка может достигать 1500-2000 слов;

Ребенок строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи;

Четко произносит гласные и согласные звуки;

Речь стала внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно;

Умеет поддерживать беседу, и свободно отвечать на вопросы такие как: «Где гулял сегодня? Что тебе купили? Кого видел на улице? Как ты был одет?» Делится впечатлениями из личного опыта;

Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь;

Может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько стишков, считалок. Составляет связный текст до 6 предложений;

Правильно называет данные о себе и своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а так же имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.

3. Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе.

Сегодня я расскажу о том, как мы организуем работу по речевому развитию детей в группе.

Демонстрируется слайдовая презентация с фото детей и осуществляется комментирование:

«Работа по развитию речидетей в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно - образовательной деятельности,в игровой деятельности,в художественно-продуктивной деятельности,в театрализованной деятельности.

В оформленном в группе Центре речевого развития имеется разнообразный наглядный материал по лексическим темам:предметные и сюжетные картинки, игрушки, дидактические игры, различные виды театров, атрибуты для театрализованной деятельности, (маски) разнообразные книги для чтения и рассматривания.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи:

Мы в группе упражняем детей в четком и правильном произнесении звуков, развиваем речевое дыхание, используем в совместной деятельности с детьми чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, упражнения артикуляционной гимнастики, организуем дыхательные упражнения. (видео1-чистоговорки,2-артикуляционная гимнастика, 3-дыхательые упражн.,)

Для развития интонационной выразительности речи, мы организуем в группе выразительное чтение и рассказывание сказок, стихов, потешек, игровые упражнения на имитацию тембра голосов разных персонажей, например, «скажи, как мышка, как медведь»,на передачу разных эмоциональных состояний, например, «Скажи грустно, скажи удивленно и т.п.», театрализованную деятельность по знакомым сказкам, например, «Репка», «Колобок».

Накопление словарного запаса:

Для формирования словаря используем дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.,) настольные печатные игры, лото и словесные игры.Организуем познавательно-исследовательскую деятельность, экспериментируем с предметами и веществами, собираем и рассматриваем коллекции камешков, пуговиц, шишек, ракушек, кусочков ткани, называя качественные признаки, действия предметов. Для этого в ходе наблюдений, учим различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, производимые этим предметом и с этим предметом. (СЛАЙД-экспериментирование, наблюдение, лото)

Мы предлагаем детям для совместного и самостоятельного рассматривания сюжетные картинки, познавательные мультфильмы, фильмы о жизни домашних животных в деревне, диких животных в лесу, что позволяет нам расширять словарь существительных (например, названиями животных и их детенышей), прилагательных и глаголов, наречий, числительных.

Формирование грамматического строя речи:

Работу по формированию грамматического строя речи мы также проводим с использованием игр и игровых упражнений: настольно-печатные; дидактические; подвижные игры; сюжетно – ролевые.

Подвижные игры побуждают детей к общению. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом: «Лови и бросай, и цвета называй», «Чья голова?», «Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний): кошка была котенком, курица – цыпленком

Сюжетно-ролевые игры очень нравятся детям. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

(слайд 10 – словесная игра с мячом «назови ласково»)

Развитие связной речи:

Развивая связную речь, мы даем детям образцы рассказов на различные темы: приучаем детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях (о разбившейся чашке, о поссорившихся друзьях), о проказах животных. Организуем чтение сказок, рассказов, стихов с последующим обсуждением содержания, пересказом, организуем театрализованные игры. (слайд-описание игрушки, фото игра в театр).

Обучая детей составлению кротких описательных рассказы о животных, об игрушках, о людях, используем для этого наглядный материал (игрушки, предметные картинки, видеофильмы, мультфильмы)

4. Практикум «Обучение ребенка составлению описательного рассказа об игрушке»

Сегодня я хочу познакомить вас с алгоритмом составления описательного рассказа об игрушке, о любом предмете, и с некоторыми играми и упражнениями, которые помогут расширить словарь ребенка.

Для организаций этой деятельности мы будем использовать, например, игрушку. У меня, в данном случае, это будет собака. Родители выбирают для себя по одной мягкой игрушке.

1.Для мотивации ребенка к совместной деятельности,важно создать игровую ситуацию: например, «Посмотри в гости к нам кто-то пришел. Кто это?(собака)» После обозначения наименования предмета, просим назвать этот предмет ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. (собака-собачка, помидор-помидорка)

2. Затем выделяем части (детали) игрушки. Задаем вопрос ребенку «Что у собачки есть?». (голова, туловище, лапы, хвост и др.).

3. Затем побуждаемребенка называть детали с обозначением качества, например, «хвост какой? короткий», тем самым активизируем словарь прилагательных, развиваем умение согласовывать их с существительными в роде и числе. Предлагаю родителям назвать детали и качества: хвост какой? ушки какие? глазки какие? шерстка какая? лапки какие? Побуждайте ребенка называть сначала видимые качества игрушки (цвет, размер, форма), затем качества, выходящие за рамки восприятия, с опорой на опыт ребенка. (Ау бабушкиной собачки лапы какого цвета?)

4.Затем проводим игры на обогащение и активизацию словаря глаголов. Вы задаете ребенку вопрос «Что умеет делать собачка?» (Что любит делать собачка?»), и помогаете ребенку назвать все возможные действия, (если ребенок затрудняется, то демонстрируете вместе с ним различные действия собачки), тем самым расширяя и активизируя в речи глаголы. Предлагаю родителям назвать глаголы. Родители называют по очереди свойства игрушки: собачка умеет лаять, бегать, кусаться, грызть косточки; она любит играть, спать, гулять и т.п.

Игра «Накорми собачку». Вы задаете ребенку вопрос «Что любит кушать собачка?)» -ребенок называет продукты, которыми питается собака, включая знания из своего опыта. Для актуализации опыта ребенка предлагаю организовать наблюдение за соседской собакой, посмотреть познавательные фильмы, поиграть в сюжетно-ролевую игру, в которой вы принимаете на себя роль собачки, а ребенок предлагает вам разные продукты питания.

5. Теперь переходим к составлению описательного рассказа. Здесь ведущая роль принадлежит взрослому. Ребенок в этом возрасте испытывает затруднения в составлении описательного или повествовательного рассказа. Взрослый в игровой ситуации сначала предлагает рассказать вместе. Вы начитаете фразу, а ребенок договаривает ее. «Это….(Мне подарили…Ко мне пришла….Жила была….). Ласково ее можно назвать…. У нее есть…. Собачка умеет… Собачка любит кушать …» В ходе совместного рассказа взрослый задает логическую связь предложений в тексте, используя местоимения, интонационную выразительность речи, побуждает ребенка к использования всех слов, озвученных ранее в ходе словесных игр. Затем предоставляется возможность рассказать ребенку самостоятельно. Для этого я предлагаю использовать игру «Телефон». Дело в том, что разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной диалогической и монологической речи детей, развитию умений отвечать на вопросы и формулировать их. Предлагайте ребенку позвонить кому-либо, например, бабушке или воспитательнице и рассказать об игрушке.

Не забываем чаще хвалить малыша, это мотивирует его к дальнейшей речевой деятельности и активности!

6. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог: Пришло время подвести итоги нашей встречи. Уважаемые родители, прошу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии.

Родители делятся впечатлениями.

Педагог: В заключении встречи хочу еще раз обратить внимание на культуру родного языка и отметить, что нам с вами следует помнить, что когда ребенок слышит правильную речь, он невольно воспринимает её, и мало-помалу приобретает навык могущественной силы привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.Поэтому разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво, грамотно, выразительно! Успехов вам в развитии речи ваших детей!

Воспитатель предлагает родителям заполнить анкеты. Вручение родителям памяток по развитию речи в семье.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.12.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области