Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Составление рассказа по картинке».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);
Закрепление образования однокоренных слов;
Активизация глагольного словаря;
Активизация словаря признаков.
Воспитательные:
воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.
Развивающие:
Развивать творческие способности и фантазию.
Материал: картины с изображением зимнего леса, следов зверей, человека; заяц-игрушка,
Ход занятия:
Дети становятся в круг на ковре.
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Возьмем друг друга за руки и пожмем руки. Раз, два, три. Молодцы.
А теперь предлагаю поиграть с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика:
1, 2, 3, 4, 5-вышли пальчики гулять,
1, 2, 3, 4, 5-в домик спрятались опять. (по очереди на каждой руке)
Ребята, сегодня мы с вами тоже отправимся гулять. Куда же нам пойти? (Ответы детей.)
Мы отправимся с вами на прогулку в лес. Согласны, ребята?
Ну что ж, беремся за руки, и идем гулять в лес. (дети идут за воспитателем змейкой)
Ребята, как вы думаете, зима - веселое время года или грустное?
Ответы детей. (веселое, грустное) Воспитатель: почему веселое? (ответы детей: можно кататься на санках, играть в снежки, кататься с горки на санках.
Воспитатель: почему грустное? (ответы детей: можно заболеть, и нам будет грустно)
Воспитатель: а почему можно заболеть? (ответы детей: если есть снег, сосать сосульки и т. д.)
Ребята, давайте порадуемся снегу, зиме. Улыбнемся друг другу.
Хорошо зимой в лесу, но очень холодно. Вот подул сильный ветер.
Покажите, как мы ёжимся от холодного ветра (дети выполняют мимическое упражнение)
Ветер дует, завыла вьюга: воспитатель з-з-з (с усилением звука, повторите пожалуйста.
Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихим, высоким голосом, дети повторяют.
Тяжело стонут дубы: м-м-м (громко, низким голосом, дети повторяют.
Стонут березы: м-м-м (тихо, высоким голосом, дети повторяют.
Шумят ели: ш-ш-ш, дети повторяют.
Стихает вьюга: с-с-с, дети повторяют.
На столе сидит заяц накрытый белой тканью (в виде сугроба) .
Ребята, посмотрите какие сугробы намело вокруг! Слышите, кто-то плачет. Ой, кто это? (заяц). Дети находят зайца.
Ребята, спросим у зайчика почему он такой грустный? Зайчик говорит, что у него в лесу совсем нет друзей и от этого ему грустно. Возьмем зайчика с собой.
Ребята, что это такое? Воспитатель показывает картинки со следами животных (ответы детей: следы) .
Чьи это следы? (ответы детей: животных) Ребята, зайка нам поможет разобраться где чей след.
Посмотрите,
Лиса прошла – чей это след? (ответы детей: лисий)
Кабан прошел – чей это след? (ответы детей: кабаний)
Лось прошел – чей это след? (ответы детей: лосиный)
Заяц пробежал – чей это след? (ответы детей: заячий)
Белка пробежала – чей это след? (ответы детей: беличий)
А это кто прошел? (ответы детей: человек)
Значит, он чей? (человеческий)
Спасибо, зайка, что научил нас различать следы зверей.
Ребята, а вы не замерзли? Предлагаю немного согреться.
Разминка.
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа – береза в шубе стоит,
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю тихо ложатся.
Ребята, куда мы с вами пришли? Ответы детей (в лес) .
Дети садятся на ковер, перед ними картина зимнего леса.
Лексико-грамматические упражнения «Подбери действие», «Подбери признаки»
Посмотрите, пожалуйста на картину:
Лес какой? (ответы детей: зимний)
Почему вы думаете, что лес зимний? (ответы детей: много снега, на деревьях лежит снег)
Зима какая? (ответы детей: белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег какой? (ответы детей: белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Мороз какой? (ответы детей: сильный, злой, крепкий, слабый)
Снег что делает? (ответы детей: идет, падает, летит, кружится, скрипит)
Мороз что делает? (ответы детей: щиплет, трещит, кусает, рисует)
Вос-ль. Ну что же, наша прогулка по зимнему лесу закончилась и нам пора возвращаться в сад. Мы оставим нашего нового друга в лесу, а чтобы он не скучал, мы будем ему писать письма.
Паровозиком за воспитателем дети «возвращаются» в сад. Садятся на ковер.
Вос-ль: Ребята, давайте теперь попытаемся придумать рассказ и отправим его нашему другу. Пусть он прочитает его и вспоминает нас.
Составление рассказа по картине «Зимний лес».
Вывод: Озвучивание рассказа.
Рефлексия: - чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?