Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Формирование культурно- гигиенических навыков"

• Овладеть простейшими навыками самообслуживания стремиться проявлять самостоятельность в бытовом поведении • Знать назначение бытовых предметов ложка, расчёска и т. д. и уметь пользоваться ими • Стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий • Стремиться к общению с взрослыми и активно подражать им

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет

Ранее детство – это важнейший период, когда закладываются прочные основы физического здоровья. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. И от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Важным условием становится правильное гигиеническое воспитание детей.

В период от 1 до 3 лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из‐за стола до окончания еды: спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо, говорить «спасибо» после еды.

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» особое значение придается полноценному проживанию ребенком всех этапов детства. Перед специалистами ставятся следующие задачи (целевые ориентиры) по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста:

•Овладеть простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявлять самостоятельность в бытовом поведении;

•Знать назначение бытовых предметов (ложка, расчёска и т. д.) и уметь пользоваться ими;

•Стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

•Стремиться к общению с взрослыми и активно подражать им [6].

ФГОС ДО требует создания условий для социального и личностного развития ребенка в детском саду. Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно‐гигиенических навыков: опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды.

В Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой перед педагогами стоят следующие задачи по воспитанию культурно‐гигиенических навыков:

 формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

 учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);

 формировать умение во время еды правильно держать ложку [7].

А.Ж. Эдаева определяет следующие педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы в их ежедневной деятельности [12].

Приём пищи – это сложный процесс, в котором должно быть сформировано чёткое взаимодействие рук, глаз и рта. Сначала следует помочь ребёнку выделить общую функцию предмета (ложки), который определяет смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе учить его овладевать технической стороной действия. Это значит, что взрослый должен помочь ребёнку. Для этого можно использовать следующие методы:

Показ. Ребёнок должен видеть взрослого за приёмом пищи – именно поэтому так важно, чтобы воспитатель в детском саду и родители дома ели с детьми одновременно.

Метод «пассивных движений». Взрослый кормит ребёнка, фиксируя его руку в своей руке; не позволяя переворачивать ложку, учит доносить её до рта. Однако ребёнок раннего возраста быстро устаёт сидеть за столом, часто отвлекается, поэтому можно докармливать его, взяв другую ложку.

В режимные моменты необходимо совершенствовать навыки культуры еды: умение есть самостоятельно; проглатывать пищу, не оставляя её за щекой, доедать до конца; формировать навыки аккуратности – учить пользоваться салфеткой и т.п.

А.Ж. Эдаева отмечает, что многие малыши к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это ещё медленно и недостаточно аккуратно. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты: к трём годам дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие ещё держат ручку ложки в кулачке (так им легче) [12].

В группе дошкольного учреждения всегда есть дети менее самостоятельные, чем их сверстники, – чаще всего это те, кто позднее пришёл в детский сад или много болел. Таким малышам надо помогать, докармливать их. С трудом овладевают необходимыми навыками дети, которых дома длительное время держали на жидкой пище. Эти дети не умеют хорошо прожёвывать еду и часто отказываются от непривычных блюд. Новые требования следует предъявлять к ним постепенно, чтобы не вызывать отрицательных эмоций. Здесь особое внимание надо уделить консультациям и беседам с родителями – многие из них думают, что ребёнок в этом возрасте не может есть самостоятельно [12].

Начинать прививать культурно-гигиенические навыки следует со знакомства с предметами личной гигиены, такими как полотенце для рук и лица.

Основные задачи при работе с детьми раннего возраста во время одевания – это закрепление умения правильно одеваться с небольшой помощью взрослых, приучение к соблюдению правил поведения в раздевалке, размещению вещей в шкафчике.

Дети первой младшей группы уже могут овладеть элементарными навыками умывания: не мочить одежду во время мытья рук и лица, намыливать руки и мыть их прямыми движениями, вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место, расчёсывать короткие волосы.

Перед сном и воспитатели, и родители должны побуждать ребёнка вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты или колготки класть на сиденье. Следует научить малыша вежливо выражать просьбу о помощи, если ему трудно справиться с разными видами застёжек. На третьем году жизни закладывается фундамент гигиенической культуры и здорового образа жизни.

Таким образом, при воспитании культурно-гигиенических навыков следует обучить детей самостоятельно (с помощью взрослого) мыть руки перед едой и по мере загрязнения, вытирать насухо лицо и руки полотенцем, вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком), вытирать ноги у входа, опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

Чтобы облегчить ребенку освоение навыков культуры, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. По мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Малыши превращают эти действия в игру, тогда воспитатель включается в игру и направляет действия ребенка на закрепления навыка. На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять освоенные действия, однако необходимо укладываться в отведенное для режимных процессов время. Для этого эффектны поощрения: «Посмотрите, дети, как быстро и чисто Настя вымыла руки, теперь покажи, как ты умеешь их вытирать».

Необходимо помнить, считает Н.М. Аблисова, что скорость формирования культурно-гигиенических навыков зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша [1].

Нужно давать положительную оценку действиям ребёнка. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области