Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57435 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



" Растим патриотов России"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа № 17 г. Новокуйбышевск г.о. Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение

« Детский сад « Аленушка»

«Подари детям радость творчества»

Тип разработки: методическая разработка

Номинация: методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма обучающихся.

Авторы:

Послухаева Любовь Михайловна, старший воспитатель, 29 лет

Глущенко Оксана Васильевна, воспитатель, 7 лет

г. Новокуйбышевск, 2019г.

Содержание

Пояснительная записка…………………….3-6

Основная часть……………………………..7

Приложение …………………………………9-48

« Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохранено земляками. Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения.

Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна. ФГОС ДО предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Воспитанию и укреплению патриотических чувств в нашей стране способствует государственная политика, направленная на обсуждение целей и задач нравственно – патриотического воспитания детей и молодежи, разработку и внедрение соответствующей государственной программы

« Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 г.г.» и указа президента « О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», стратегии развития воспитания РФ ( 2015 – 2025 ) г.

В период обновления дошкольного образования возрастает роль регионального компонента, в том числе изучения родного края, его истории и культуры.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Народная культура с ее самобытностью, своеобразием народно – прикладного творчества, разнообразными элементами традиционной культуры народов Самарского края обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом, который лег в основу нашей методической разработки « Подари детям радость творчества».

Содержательная часть разработки выстроена с учетом выше упомянутых нормативных документов, а также региональных, национальных, этнокультурных потребностей народов родного края.

Актуальность проблемы обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; все чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания толерантной, духовно – нравственной личности.

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического народного опыта.

Новизна и оригинальность нашей разработки заключается в том, что система духовного развития детей дошкольного возраста основывается на синтезе нравственно-патриотического и художественно-эстетического воспитания . Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш , чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И эти яркие впечатления отражаются в их творческих работах.

Для художественно- эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. При выполнении таких работ дети узнают о декоративно-прикладном искусстве своего родного края, проявляют интерес к изделиям народных мастеров. Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представления познания ребенка о окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему, что позволяет рассмотреть продуктивную деятельность как средство патриотических чувств у дошкольника.

Педагогическая целесообразность объясняется организацией комплексного подхода к приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих рядом с нами в доступной для них форме. Такой метод дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог, позволяет определить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников.

Данная разработка составлена на основе современных педагогических технологий, условий и развивающей предметно – пространственной среды ДОО с учетом следующих принципов:

принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально – культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно – нравственной культурой России;

принцип этнокультурной соотнесенности, ориентирующий на приобщение к истокам культуры своей малой Родины;

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный поход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интеоесов;

деятельностный подход;

бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

широкого включения выполненных детьми работ в жизнь группы, дошкольного учреждения;

формах обучения (интегрированные занятия, викторины, экскурсии, связь с социальными партнерами и т.д.);

методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации и др.);

средствах воспитания и обучения.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, с учетом требования ФГОС ДО для мотивации образовательной деятельности мы используем не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких – либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по « событийному» принципу. Такими событиями стали Российские праздники ( День Победы, День семьи и т.д.), календарные праздники ( Осенины, Рождественские святки, троицын день,жаворонки и т.д.).

Задача педагогов - дарить радость ежедневных открытий, наполнить их воспитательным содержанием, заронив в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Поэтому родители воспитанников вовлечены во все мероприятия, проводимые в детском саду: развлечения, народные праздники, тематические занятия, выставки совместного творчества и др.

Участие дошкольников в интерактивных мероприятиях, проводимых на основе договорных отношений с социальными партнерами ( центральная детская библиотека, художественное отделение музея истории города, музейно – образовательный центр «Школа – музей – культура» г. Самары, ВСШ «Отчизна», Ульяновский историко – художественный музей и д.р.) вызывает отклик в душе ребенка, помогает донести до него чувства важности бережного отношения к разным культурам, формирует устойчивую мотивацию к восприятию произведений народно-прикладного искусства.

Задачами разработки являются:

способствовать формированию у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией;

развивать духовный, творческий потенциал ребенка, приобщить дошкольников к национальным и общечеловеческим духовно – нравственным ценностям народов Самарского края;

способствовать формированию толерантности по отношению к другим народам, их культуре, традициям;

формировать первоначальные чувства патриотизма, любовь и гордость за причастность к родному краю, его истории, уважение традиций и чувство принадлежности к малой родине;

обобщить и расширить знания и представления воспитанников о народно – прикладном искусстве, народных играх;

через творческую продуктивную деятельность освоить художественный опыт прошлого, развить творческие способности в комплексной деятельности;

Дошкольник будет уметь:

передавать свои знания об особенностях и своеобразии народных промыслов в рисунках, рассказах, поделках;

составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях русского народа и народов, проживающих в нашем крае;

творчески импровизировать русские сказки, используя манеру сказочного повествования.

Воспитанник будет способен:

- проявлять интерес к историческому прошлому родного края, его традиционному культурному наследию народов, проживающих рядом с нами;

-сможет участвовать в народных праздниках и тематических развлечениях, театрализованных представлениях;

-погрузиться в художественно – образную природу прикладного искусства и средств художественного выражения.

Деятельность детей в детском саду многообразна. Полноценно раскрыть таланты ребенка нам помогает продуктивная деятельность – это деятельность ребенка с целью получения продукта ( постройки, рисунка, аппликации, нетрадиционная техника рисования, поделок из пластилина, и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности. Такая деятельность развивает не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Основная часть. Содержание методической разработки.

Учитывая задачи, авторы совместно с творческой группой предлагают разработанные и проведенные мероприятия с дошкольниками, где рационально сочетаются продуктивная ( изобразительная) и познавательная деятельность как средство развития патриотических чувств.(приложение 1)

Интерактивные мероприятия проводились не только в группах, но и в музыкальном зале. Педагоги и дети были одеты в яркие национальные костюмы: русские, мордовский, чувашский и татарский. На занятиях были широко представлены предметы быта, утварь, изделия народно-прикладного искусства ( резные шкатулки, старинные вышитые полотенца, яркие расписные платки, изделия народных мастеров и др.). дошкольники соприкоснулись с объектами культуры народов родного края, и имели возможность не только обогатить представления о быте, укладе жизни, о национальных костюмах и народных орнаментов, национальных блюдах, а так же в своей продуктивной деятельности проявили творческие способности в рисовании чувашских и мордовских орнаментов, используя нетрадиционные способы рисования, и в импровизации сказки А.С. Пушкина « У Лукоморья дуб зеленый…»

Литература

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации»

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» Москва. «Просвещение». 2009.

Федеральный государственный образовательный стандарт (от 17.10.2013 № 1155).

Лыкова И.А. Образовательная область «Художественное творчество» // Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий. / Науч. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Цветной мир, 2012. – 320 с.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду ( средняя, старшая, подготовительная группа). Учебно –методическое пособие. М.,2017.-207с.

Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников. М., 2009. – 350 с.

Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва – 2009.

А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2017 г.

Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова Мы живём в России. Изд. «Издательство Скрипторий», Москва, 2007 г.

М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.

О.А. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2016 г.

Л.В. Коломийченко. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. Москва. Изд. « Сфера». 2015.

Приложение

Комплексная деятельность.

« Присказка. А сказка - впереди.

Творческая импровизация фрагмента пластилиновой сказки

« У Лукоморья..»

Подготовительная группа «Бельчата»

Воспитатель I квалификационной категории

Белоглазова Елена Александровна

2018 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

продолжить формировать интерес к русской фольклорной культуре;

закрепить знание, понимание смысла, русских народных пословиц, небылиц, сказок А.С. Пушкина;

формировать познавательные мотивы.

«Социально- коммуникативное развитие»

воспитывать уважительное отношение к культуре русского народа;

развивать коммуникативные навыки.

«Художественно-эстетическое развитие»

воспитывать интерес к театрализованной деятельности;

закреплять умение ритмично и чётко выполнять движения в танцевальных композициях.

«Речевое развитие»

формировать умение выразительно воспроизводить текст, чувствовать образность родного языка, мелодику и ритм русского поэтичного слова;

обогатить лексический запас: сундук, девицы, молодцы, златая, дол, брег, злато.

Предварительная работа:

Подготовка и запись видео - приветствия детей.

Знакомство детей с текстом сказки "Руслан и Людмила" У Лукоморья..."

Чтение сказок Пушкина, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Литературная викторина "Слушаю я сказку, сердце так и мрёт.."

Методы и приемы:

Практические:

показ, указания, вопросы.

Наглядные:

презентация, сопровождающая деятельность детей, русские народные костюмы для девочек и мальчиков, кокошники, костюм - кота, атрибуты и декорации для импровизации сказки.

Словесные:

небылицы, пословицы, выразительное воспроизведение фрагмента из сказки "Руслан и Людмила" У Лукоморья.."

Материалы и оборудование:

Видео-приветствие, блины на подносе, русские народные костюмы, костюм - кота, клубок, платки, детская гармошка, презентация,

атрибуты для импровизации отрывка сказки "Руслан и Людмила":

сундук, персонажи сказки, вылепленные детьми совместно с родителями, аналог дерева дуба, изготовленный руками воспитателя

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности.

двигательная

Танцевальные движения.

игровая

Игровое упражнение "Назови русскую пословицу".

познавательная

Знакомство со сказками А.С. Пушкина.

коммуникативная

Вопросы, пословицы, небылицы, воспроизведение текста детьми.

музыкальная

Русские народные мелодии в фонограмме.

Логика образовательной деятельности

Этапы

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивация

Эмоциональный

настрой детей на творческую импровизацию.

Приветствие в видео записи.

Дети в ярких русских костюмах приветствуют гостей.

Звучит русская народная мелодия в зал входят Соня и Вика в русских народных костюмах, заносят угощение - блины.

Соня: Мы пришли не с пустыми руками

Вика: Угощаем вас русскими блинами.

Передают блины ведущей.

Вика: Пусть песни, веселье всюду звучат,

И дружба не знает границ и преград.

Соня: Мы рады гостям, что к нам в садик пришли.

Вместе: Шлём вам русский поклон до земли. (кланяются)

Вика: Ах ты русская душа,

До чего ж ты хороша!

Чтобы нам повеселиться,Мы расскажем небылицы:

Соня: Девицы, молодцы становитесь,

И весельем зарядитесь!

Дети эмоционально включились в деятельность.

Поддерживала эмоциональное включение детей в игровой ситуации.

Присказка. Дети рассказывают друг другу небылицы.

(звучит музыка) выбегают дети в русских народных костюмах встают напротив друг друга мальчики и девочки.

Ваня: Ой, что я видел!

девочки: Что?

Ваня:

Ехала деревня мимо мужика,Вдруг из подворотни лают ворота!

Девочки: Да ну! (Отмахиваются.)

Соня: А я что видела!

Мальчики: Что?

Соня: Стучит-бренчит по улице Фома едет на курице! А Тимошка на кошке по кривой дорожке. Вот!

мальчики: Да ну! (Отмахиваются.)

Артем: Ох, а у нас-то что было!

Девочки: Что?

Артем: Лошадь ела кашу, а мужик – овес! Лошадь села в сани, а мужик повез!

Девочки: Да ну! (Отмахиваются.)

Вика: Эх! А со мной-то что приключилось! Хотите расскажу?

Мальчики: Расскажи!

Вика: К нам вчера забавный слонПриземлился на балкон.Залетел на огонекКак огромный мотылек. Вот..

Все: Да ну! (Отмахиваются.)

Воспроизвели содержание небылиц и поняли их смысл.

Следила за правильным произнесением пословиц.

Игровое упражнение "Назови русскую пословицу"

Ульяна: Веселы небылицы, да настало время мудростью поделиться.

Клубок заветный передай, русскую пословицу называй.

Дети встают в круг (ребенок говорит начало, передает следующему, дети хором продолжают пословицу)

Ульяна: Слово не воробей … (вылетит – не поймаешь).

Зейд: Семь раз отмерь … (один раз отрежь).

Олег: Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Артем: Дареному коню … (в зубы не смотрят).

Арсений: Один в поле … (не воин).

Вика: С кем поведешься, … (от того и наберешься).

Юля: Лучше синица в руках … (чем журавль в небе).

Соня: Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Ваня: Любишь кататься … (люби и саночки возить).

Полина: Поспешишь … (людей насмешишь).

Ульяна: А сейчас клубок катись, сказка в гости к нам явись.

Поняли смысл пословиц, расширились представления о мудрости, заложенной в них.

Расстановка атрибутов и декораций в зале к инсценировке.

Направляла и контролировала последовательность инсценирования.

Творческая импровизация пластилиновой сказки

« У Лукоморья..»

Музыка ......Из-за двери появляется ребенок в костюме кота.

Зейд: Здравствуйте, молодцы удалые,

Здравствуйте девицы красавицы!

Я кот учёный, кот волшебный, Живу я в сказочной стране. И каждый здесь меня узнает, И каждый здесь известен мне.

- Из какой я сказки?

Юля: " Руслан и Людмила" - А. С. Пушкина

- Какие ещё сказки Пушкина вы знаете?

Олег: Сказка о золотом петушке

Соня: Сказка о рыбаке и рыбке

Артем: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Юля: Сказка о царе

Ваня: Сказка о попе и его работнике.

Вы хотите попасть в сказку? (да)Сундук волшебный открываю, И в сказку вместе попадаем…

Заставка на экране «Сказка Пушкина Лукоморье»

(Вся сценка сопровождается презентацией)

Зейд: У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт на право - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Вика : Там чудеса: там леший бродит

Вика : Русалка на ветвях сидит.

Соня: Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Полина : Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей

Артём: Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

Олег: Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя.

Арсений: Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря.

Ульяна : В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.

Юля: Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама с собой.

Ваня: Там царь Кащей над златом чахнет.

Там русский дух, там Русью пахнет! (хором)

Зейд : Сказка ложь, да в ней намёк,

Малым детушкам урок.

Передают красоту поэтического слова, знают много сказок А.С. Пушкина.

Научились воспроизводить содержание фрагмента сказки и входить в образ с помощью интонации, мимики, движений и жестов.

Овладели навыками импровизации самостоятельно инсценировать сказку, перевоплощаясь в персонажей.

Проявили творческую инициативу, самостоятельность.

Сопроводила детей в группу.

Мальчик берет гармонь выходит в центр

Ваня : Обойди хоть всю планету -

Лучше русской пляски нету.

Эй, девицы -красавицы

Платочки разбирайте,

Молодцев приглашайте!

Дети исполняют танец "Каблучок"

Дети выходят из зала.

Самостоятельно перестраивались в различные фигуры во время танца в соответствии с рисунком танцев. Развились художественные и музыкальные способности.

Мастер-класс

«Куклы-поскакушки, игрушки-забавы»

Провела воспитатель:

Терентьева Наталия Владимировна

Новокуйбышевск,2018

Мастер-класс «Куклы-поскакушки,игрушки-забавы» для участников интерактивного семинара педагогов Поволжского округа.

Задачи:

Познакомить с разнообразием кукол, изготовленных своими руками и их использование в различных видах совместнойдеятельности, на занятиях, в режимных моментах;

Рассказать об особенностях изготовления силуэтных кукол из пористой резины;

Обучить технологии и практическим приемам изготовления игрушек-поскакушек;

Вызвать интерес к игрушкам-забавам.

Форма проведения мастер-класса:

Демонстрация практического опыта технологии изготовления забавных игрушек. Прямой и комментируемый показ технических приемов работы.

Материалы и оборудование для работы:

Заранее изготовленные куклы-поскакушки, игрушки-забавы, цветная самоклеящаяся пористая резина, шаблоны силуэтных кукол, ножницы, карандаши, деревянные палочки, пробки с дырками, супер-клей, «глазки».

Ход мастер-класса:

Приветствие детей и воспитателя.

Звучит татарская мелодия.Гостей встречает хозяйка с детьми счак-чаком в руках.

Хозяйка:Добрый день! — Хэерлекен! Мира доброго вам,гости желанные! Вы для нас завсегда долгожданные!!

1 ребенок: Здравствуйте! Будьте как дома! Гостю-почет!Хозяину-честь!

2 ребенок:Теперь по кругу встать предлагаем, в татарскую игру сейчас поиграем.

Татарская игра «УАмины пять детей…»

Хозяйкас татарской куколкой становится в центре круга и приглашает гостей поиграть вместе с детьми. Гости, взявшись за руки, делают круг. Участники стараются выполнять движения в соответствии с текстом:

«УАмины 5 детей

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!». Игра повторяется несколько раз. С последними словами «вот так» водящий показывает какое-нибудь движение (взялись за уши, присели, подняли одну ногу), все должны повторить его.

Хозяйка:Мы-татарский народ знаем и чтим вашу русскую культуру. Хочу у Вас спросить, знаетели Вы как называется одежда и наше национальное блюдо (загадывает гостям загадки).

1)Аппетитный, золотистый, Медом он полит душистым.В торжество большая рольСреди блюд один король.Так и тает он во рту,Отказаться не могу.Знают русский и корякБлюдо сладкое…(Чак-чак).

2)Ах, татарочкакакая!Все вокруг мне говорят.На меня вокруг все смотрят, как идет мне мой…(калфак)

3)Разноцветные узоры

Всеми красками горя,

Украшают… (тюбетейку),

Посмотрите на меня.

1 ребенок:

Хорошо мы поиграли, вы, надеюсь не устали.От нас подарок принимайте и про татар не забывайте! (дарит игрушку-поскакушку, сделанную совместно с воспитателем).

Воспитатель:Спасибо вам, хозяева наши любезные, поиграли с нами, гостей наших уважили.

Практическая часть: представление кукол-поскакушек, игрушек-забав.

Воспитатель: А вы знаете (обращение к гостям),что игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью приучали детей к труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Любую игрушку делали сами из подручных материалов. В каждом доме их умели делать.

Сегодня выбор материалов и предметов для изготовления игрушек разнообразен. Я хочу показать варианты кукол-поскакушек и игрушек-забав и рассказать технологию их изготовления.

-Веселые игрушки-поскакушки или попрыгунчики. В голову этих персонажей заранее вшивается или вклеивается резинка. Поэтому они так ловко прыгают. Ребенок смело может управлять сам этой куклой сверху, дергая резинку.

-Вертушки-забавные куколки. Их нужно крутить ладонями, будто раскатываешь колбаску из пластилина. Они крутятся, вертятся, воображают: елочка сверкает, пчелка летает возле цветка, принцесса танцует.

-Веселые герои из мультфильмов для театра на палочках, изготовленные из фетра и вязаные игрушки-забавы.

-И наконец «утонченные фигуры»-силуэтные куколки, которые сегодня я предлагаю Вам, уважаемые гости, изготовить вместе со мной.

Для этого нам понадобятся:цветная самоклеящаяся пористая резина, шаблоны силуэтных кукол, ножницы, карандаши, деревянные палочки, пробки с дырками, супер-клей, «глазки» и, конечно же, ваша фантазия.

Показ последовательности изготовления силуэтной куклы.

1. Берем любой понравившейся шаблон (дерево, домик, листочек, тучка) и прикладываем к пористой резине, сложенной пополам.

2. Переносим шаблон на резину с помощью карандаша и вырезаем

3. Оформляем «лицо» нашей игрушке (наклеиваем глаза, рот)

4. Приклеиваем «лицо» на деревянную палочку. Тоже самоепроделываем и с задней частью игрушки.

5. Вставляем палочку в пробку. Игрушка готова!

Подведение итога мастер-класса

В любом человеке, независимо от возраста, живет ребенок, который верит в чудеса. И не только верит, но и создает их своими руками. Эти добрые и яркие куколки тому подтверждение! Спасибо вам, уважаемые гости, что участвовали в мастер-классе. Надеюсь, что Вы сможете изобрести новые куклы для театра в своих группах, но моя технология Вам пригодится.

Занятие с элементами тренинга на тему

«Мы построим дружный мост»

Педагог-психолог

Емельянова Елена Сергеевна

ноябрь 2018

Занятие с элементами тренинга на тему:

«Мы построим дружный мост»

Задачи: способствовать развитию у детей толерантности, уважению к особенностям других людей, формировать позитивное отношение к сверстникам.

Воспитывать способность к взаимопомощи и взаимовыручке, чувство эмпатии, социальные эмоции, межличностное доверие, используя различные выразительные средства, учить преодолевать негативные настроения.

Формировать навыки обще6ия и взаимодействия с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.

Оборудование: запись спокойной музыки, презентация сказки «Про ежика Витю», демонстрационный материал из серии Л.Б. Фесюковой «Уроки доброты», композиция из цветного песка «Лучики добра», цветной песок, клей ПВА, кисти (на каждого ребенка), цветные перышки, фонограмма песни В.Иванова «Ты, да я, да мы с тобой».

Ход занятия

1.Приветствие. Разминка.

«Солнечные лучики».

Цель: сплочение группы, настрой на работу.

Ведущий и дети протягивают руки вперед и соединяют их в центре, как лучи солнца.

Ведущий предлагает почувствовать себя теплым солнечным лучом, отдать тепло друзьям.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце.

И принес в своих ладошках.

Теплоту, кусочек солнца.

Основная часть

1.Предложить детям послушать сказку про ежика Витю

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу, никто из зверей не хотел дружить с ним.

Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост, разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты? - говорила Вите лиса.

Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, - бурчал медведь.

Ты и по деревьям не прыгаешь и не скачешь, ловко говорила белка Вите.

Ты такой неуклюжий, ни попрыгать с тобой, ни побегать говорил зайка.

У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте кричат лучше тебя - провыл ему прямо в ухо волк.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?», - плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький» - подумал он. Но несмотря на страх, Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался, пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке.

Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

- Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг! - сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка, и ему трудно было ходить. Потом они вместе варили варенье и сушили грибы. Ежик быстро поправлялся, ведь он был не одинок: теперь у него был настоящий друг.

Настоящий друг - это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг - это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Вопросы для обсуждения:

-Легко ли жить одному без друзей?

- А у вас есть настоящие друзья в группе?

- Кто оказался настоящим другом в сказке про ежика Витю?

Подвести детей к пониманию того, что настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

2 Рассматривание иллюстрации «Добрый человек поймет по взгляду и в трудную минуту будет рядом»,

из серии Л.Б. Фесюковой «Уроки доброты»

Вопросы для обсуждения:

- Кто изображен на картинке?

- Почему у мальчика грустные глаза?

-О чем он мечтает?

- Как ему можно помочь?

3.Пескография Ведущий. На прошлых занятиях мы проработали контур и мелкие части «Лучиков добра», а сегодня переходим на основные детали рисунка, последовательно наполняя работу желтым песком.

4.Выполнение аппликации цветным песком с исполнением песни В. Иванова «Ты да я да мы с тобой».

5. Орфпедагогика – упражнение на сплочение с цветными перышками.

7.Создание образов достижения: «Поездка за город» (установка на доброжелательные отношения между детьми группы детского сада).

Ведущий. Представьте, что вы во сне. Видите, как будто мы едем в автобусе. Кто-то сидит за рулем, а кто-то едет пассажиром. Мы едем по знакомой улице нашего города. Рядом сидят дети из группы и весело смотрят друг на друга. Нас обгоняет машины. Ты слышишь шум мотора. Автобус выезжает за город, мчится по пустому шоссе, притормаживает и съезжает на полянку. Вместе со всеми ты выходишь из автобуса, и сразу ласковыми лучами дотронулось солнышко до твоего лица. Птички поют. В траве стрекочут кузнечики, а в воздухе летают стрекозы и бабочки. Ты чувствуешь, что тебе тепло и приятно на этой полянке. Слышишь голос воспитателя. Он объясняет правила твоей любимой игры-соревнования. Ты договариваешься с детьми, как вы будете играть, распределяете между собой роли. Игра начинается. И сразу ребята из другой команды начинают выигрывать. Противники сильнее, но они все твои друзья. А победить хочется. Ребята из твоей команды дружные, ловкие, честные, и счет выравнивается. Твоя команда начинает выигрывать. Победа! Радость велика. Жмете друг другу руки. Улыбаетесь.

Открываем глаза. Встаем. Потягиваемся.

Заключительная часть

Ведущий: Как вы думаете, для чего люди строят мосты? ( чтобы соединить берега реки, быстрее добраться до нужного места и т.д.)

А сегодня мы строили мост дружбы, мост любви, понимания и добра, ведь дружба позволяет делать настоящие чудеса!

Ребята, мы все внешне отличаемся друг от друга, носим разную одежду, по-разному причесываемся, у нас непохожие лица, мы принадлежим к разным национальным группам, но природа одаривает всех одними и теми же качествами: способностью любить, делать добро, уважительно относиться к особенностям других людей.

Рефлексия: что узнали, чему научились, как будете поступать.

Литература:

1.Ветрова В.В.Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2011.

2.Фесюкова Л.Б., Учусь управлять собой, комплексные занятия и игры для детей 4-7 лет. Харьков, 2010.

3. СПРАВОЧНИК педагога-психолога. 2017 №5

НОД. Изобразительная деятельность. Рисование « Волшебный лес»

( нетрадиционная техника)

Подготовила: воспитатель

Глущенко О.В.

Новокуйбышевск 2018 г.

Тема: Рисование « Волшебный лес» ( нетрадиционная техника)

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Задачи: закреплять представления детей о признаках осени; повторить осенние месяцы; обогащать активный словарь детей прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый; совершенствовать умение рисовать дерево с помощью капустного листа; воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, аккуратность при работе с красками.

Методы и приемы: беседа, рассказывание стихов, рисование листом капусты.

Материалы и оборудование: гуашь, кисти, альбомный лист, листья пекинской капусты, салфетки.

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно - организованный

Воспитатель вместе с детьми заходит в музыкальный зал

Идут вместе с воспитателем здороваются с гостями

Деятельностный

Воспитатель задает детям вопрос:

- Давайте вспомним какое время года сейчас?

-почему вы решили, что это осень?

- Какие приметы осени вы знаете?

-Послушайте стихотворение про осень.

- Какая бывает осень?

- Осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада.

-Что произошло с листьями? Послушайте, как поэт описал осенние листья.

- Как называется этот золотой дождь?

-Если упадет лист с березы, он какой?

- лист клена?

- лист дуба?

- лист липы?

-Какие осенние месяцы вы знаете?

-Какой месяц сейчас?

- Правильно наступил последний месяц- ноябрь.

-Как его еще называют?

-Почему так говорят?

-Молодцы, давайте чтобы не забыть красивую осень мы с вами нарисуем деревья необычным способом с помощью листьев пекинской капусты.

Рисуют дерево, вспоминая технику рисования.

Отвечают на вопрос воспитателя ( осень)

Падают листья, стало холодно, птицы улетают, идут дожди.

Даша читает стихотворение З.Федоровской про осень

Грустная, пасмурная, разноцветная, щедрая, золотая.

Ответы детей ( рябина, березы, тополь, клен, липа).

Артем читает стихотворение М. Лесовой

« Золотой дождь»

Дети отвечают

- листопад

Березовый

Кленовый

Дубовый

Липовый

Ответ: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ноябрь

Полузимник

После ноября наступает зима

Называют время года

Знают и говорят приметы осени

Знают и называют деревья детского сада

Образовывают слова от существительного прилагательным

Верно называют месяцы в правильной последовательности

Знают последовательность нанесения краски на капустный лист, умеют пользоваться кистью и гуашью.

Заключительный

На столе все вместе положили рисунки рядом.

-Посмотрите какой волшебный осенний лес у нас получился.

Рассматривают рисунки

Изобразительная деятельность. Рисование

«Чувашские мотивы» (нетрадиционная техника)

(в средней группе «Умка»)

Воспитатель I квалификационной категории

Спиридонова Елена Александровна

2018 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение участвовать в диалоге , отвечать на вопросы и строить связные высказывания.

Закрепить умения использовать изобразительно – выразительные средства для воплощения рисунка.

Активизировать словарный запас: предметы быта, орнаменты, узор.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Совершенствовать навыки рисования нетрадиционной техникой (пеной для бритья с добавлением гуаши и клея).

Развивать мелкую моторику.

Познакомить детей с особенностями декоративных узоров, элементов орнамента чувашской вышивки.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предметам быта, народно – прикладному искусству чувашского народа, живущего в нашем городе.

Воспитывать толерантное отношение к разным народностям, проживающих рядом с нами.

Методы и приемы:

Практические:

Музыкальное сопровождение : чувашские мелодии, показ слайдов, указания, рисование элементов орнамента солнца, чувашская народная игра «Солнышко», продуктивная деятельность детей.

Наглядные:

Рассматривание чувашского национального костюма и предметов быта, орнамента на полотенце, головном уборе с использованием слайдов на интерактивной доске.

Словесные:

рассказ, познавательная беседа, вопросы, пояснения.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций, предметов быта чувашского декоративно – прикладного искусства, слайдов на интерактивной доске.

Чтение чувашских сказок, мифов, легенды о трех солнцах, слушание чувашских мелодий.

На прогулке и в группе разучивание чувашских народных подвижных игр.

Материалы и оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация: чувашский национальный костюм ( сурбан, тухья и др.,)полотенце, предметы быта: деревянная ложка, половник, пасочница, гребень, чугунок, ухват и др. пена для бритья, гуашь (красная и желтая), клей ПВА, запись чувашских мелодий.

Детская деятельность

формы и методы организации совместной деятельности

двигательная

подвижная игра «Солнышко»

игровая

игровая ситуация

познавательная

рассматривание, задания, вопросы, слушание

коммуникативная

беседы, ситуативные разговоры, вопросы

музыкальная

слушание чувашских мелодий

изобразительная

закрепление последовательности в изображении элементов узора;

рисование элемента орнамента (солнца)

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивация

Создание мотивации на дальнейшую совместную деятельность.

Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходят в зал и встают полукругом.

Здороваются с гостями.

Ребенок читает стихотворение:

Мы непохожие и разнокожие,

Русоволосые и кареглазые,

Лицами светлые и сердцем славные

Все дружные – и это главное

Повышена мотивация к предстоящей деятельности.

Приветствие гостей с использованием стихотворения

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

(взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Воспитатель: ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Под нежные слова воспитателя выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети передали мысленно улыбки и тепло гостям.

Рассматривание предметов быта, головной повязки сурбан, беседа

Дети, посмотрите, какие необычные предметы, как называются?

А где готовили еду? (посмотрите на экран)

Что варили в чугунке?

А для чего еще нужна печь в каждом доме?

Пока варилась в печи каша, чугун нагревался, становился горячим и тяжелым, а чтобы его достать из печи у хозяйки в каждом доме было что? Вот так им пользовались, воспитатель показывает, как пользоваться ухватом.

А это гребень. Когда- то в древности им расчесывали волосы, и шерсть.

А кто знает, как называется этот предмет быта?

А почему они разные? Одной рубили картошку, капусту (показывает) а эта рубка круглой формы предназначена для мяса, с ней нужно быть очень осторожными.

Как вы думаете, одеты мы сегодня как всегда?

А почему?

Дети и вы и я одеты в костюмы, которые похожи на чувашскую национальную одежду.

Скажите, а у меня на голове платок, косынка или шапочка?

Это традиционный головной убор чувашской женщины, называется тухья. Кто- нибудь мне расскажет, что заметили на моей шапочке?

Посмотрите, а на столе лежит еще один головной убор называется он сурбан.

Его носили для тепла и красоты, а главное, чтобы солнце всегда видело вышивки людей и каждый день всходило над землей.

Посмотрите на эти полотенца, вы видите на них похожие фигуры которые вы знаете?

А какие цвета преобладают?

А я уверена, что вы знаете, что означает любой из цветов?

Дети, а я еще знаю, что узор, который вышивали вечерами женщины и девушки на полотенцах, фартуках, оберегал дом и хозяев от бед и болезней.

Дети называют предметы быта

Ответы детей (печь)

(кашу, суп, щи , уху)

Чтобы было тепло в доме, детям спать на печке.

Ответы детей (ухват)

Ответы детей: рубка, сечка, тяпка; рассматривают их.

Ответы детей (нет)

(мы ходили в платьях, брюках, шортах, рубашках, футболках)

Ответы детей (шапочка)

Ответы детей (монетки, полоски.)

Называют фигуры

( ромб, треугольник)

Называют цвета.

Рита – красный цвет – счастья

Маша – синий цвет – волшебства

Ева – желтый цвет – солнца

Алиса – черный цвет - добра

Расширились представления детей о предметах быта, их назначении, о головном уборе.

Узнали отличительные особенности головной повязки тухья.

Закрепили название геометрических фигур.

Уточнили значения цветов.

Подвижная игра «Солнышко»

Дети поиграем с вами в чувашскую игру «Солнышко»

(среди игроков выбирают водящего – солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод: гори солнце, ярче, лето будет жарче, а зима – теплее, а весна – милее. Затем подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!» - и догоняет их. Водящий ловит игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается).

Воспитатель: молодцы, спасибо.

Играют в игру «Солнышко»

Закрепили правила игры «Солнышко»

Подготовка к продуктивной деятельности.

Я вам хочу открыть тайну, что солнце не только посылает свет и тепло всему миру, но и придает людям силы.

А теперь еще одну тайну вам открою – в узоре солнца все видели добрый знак и если дарили вещь, на котором было солнце значит желали добра, благополучия, счастья.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать яркое солнышко на салфетках.

Солнышко, каким бывает?

Подходите к столам и сейчас мы с вами будем рисовать необычным способом: выдавливать краски из мешочка и рисовать узор.

С неба смотрит солнышко. Миллионы лет.

Льет на землю солнышко и тепло и свет.

Алиса (про солнце сочиняли стихи, пел песни, славили его в танцах)

Ответы детей (красным, оранжевым)

Дети подходят к столам: где заранее приготовлены салфетки из бумаги и краска на пластмассовых розетках.

У воспитанников расширились представления о роли и значении в чувашском орнаменте.

Продуктивная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя.

Ну что же приступайте к работе.

Изображают нетрадиционным способом солнышка на салфетке

Развивается творческое воображение, мелкая моторика и навыки рисования не только красками, но и другими материалами.

Порадоваться результатами своей деятельности

Заканчиваем рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, постарались и все получилось!

Засияли на салфетках

Яркие как зори

Красивые, нарядные

Чувашские узоры.

Любуются своими работами

Умеют применять теоретические знания на практике.

Завершение занятия

Дети, посмотрите какие разные узоры получились на наших салфетках, но у всех солнышко, как символ света и добра.

Берут свои работы в руки.

Уходят в группу

Комплексная деятельность

(познавательно + изобразительная деятельность) Рисование

«Мордовские узоры» (нетрадиционная техника)

(старшая группа «Гномики»)

Воспитатель:

Губанова Г.Ф.

2018 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

формировать интерес к культуре мордовского народа;

расширить представления детей о предметах мордовского быта, избах и национальных блюдах;

способствовать развитию познавательных способностей; умению выделять общие и существенные признаки отличия мордовских узоров.

«Социально - коммуникативное развитие»

воспитывать толерантное отношение к культуре мордовского народа, проживающего в нашем городе;

развивать коммуникативные умения, используя жесты, мимику, интонации

«Художественно-эстетическое развитие»

развивать интерес к народно - прикладному творчеству: особенностям узоров и орнамента мордовской вышивки, резьбы;

совершенствовать умение рисовать штампиками;

обогащать художественный опыт детей;

развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.

Методы и приемы:

Практические:

показ, указания, рисование элементов орнамента.

Наглядные:

рассматривание иллюстраций костюмов, полотенец, скатерти, платков; предметов быта: изделий из глины, шкатулки, ухват, лопата, чугунка, макета мордовской избы на слайде.

Словесные:

рассказ, интерактивная беседа, вопросы, пояснения

Предварительная работа: знакомство с новыми экспонатами в центре мордовской культуры с целью ознакомления с особенностями жизни и быта мордовского народа, проживающего в нашем городе. Знакомство с национальным блюдом, рассматривание иллюстраций «Славянская семья», «Истоки патриотизма».

Материалы и оборудование:

Мордовские национальные костюмы (взрослый и детский), белые полотенца с вышивкой, платки, скатерти, мордовские орнаменты, предметы мордовского быта: глиняные солонка, птичка, кувшин, сито, разделочная доска, чугунок, ухват, лопата, матрешки (русская и мордовская) на рисунках, деревянная шкатулка, макет мордовской избы, фонограмма мордовской мелодии.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

экскурсия по выставке

изобразительная

рисование узоров в мастерской

коммуникативная

вопросы, беседа, ситуативные разговоры

музыкальная

слушание мордовских мелодий

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Этапы занятия

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Примите наше угощение – национальное мордовское блюдо «Панжака́й»

Дети заходят под мордовскую мелодию в музыкальный зал. Здороваются по- мордовски: «Шумбра́т». Дети экскурсоводы (Антон и Полина) приглашают сверстников на выставку

Экскурсия по выставке, оформленной на четырех столах

Продолжение экскурсии по выставке

Руководит детьми, помогает ведущим на выставке

Организует и поддерживает беседу по экспонатам выставки

Показывает как завязывали платок мордовские женщины (на голове девочки)

Направляет и помогает правильно вести диалог между детьми и точно отвечать на вопросы

Антон: Как и Россия, наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. Живут они дружно и мирно. У каждого народа есть свои традиции, обряды, особенные предметы быта, свои национальные костюмы.

Вот и у мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у него свое народное творчество: вышивка, шитье бисером, резьба по дереву.

Полина: Приглашаем вас, гости дорогие, на нашу выставку. Она необычная. Посетив ее, вы узнаете, как мордовский народ жил раньше.

Антон: на этом столе находятся предметы мордовского быта. Мордовские умельцы украшали резьбой ставни окон, крыши домов, шкатулки.

Ребята, какие элементы орнамента вы видите на шкатулке?

Антон: Ребята, а как вы думаете, солонка, кувшин и птичка из чего сделаны?

Антон: Правильно. Их делали из глины, а потом обжигали в печи, чтобы крепче стали.

А вот это что за предмет и для чего он?

Давайте двигаться дальше. Рассмотрим эти экспонаты.

Полина: Что вы здесь видите?

Правильно, это красивые платки с яркими цветами, которые носили женщины и бабушки.

Рассматривают как завязан платок на голове

Полина: посмотрите, на скатерти тоже алые розы и зеленые листья. Такую скатерть стелили на праздничный стол.

Скажите, пожалуйста, а какие цвета здесь преобладают?

Дети называют цвета на скатерти: красный, зеленый, желтый и черный

Полина: Ребята, а что вы еще здесь видите на столе?

Ответ: полотенце

Полина: а скажите, эти полотенца похожи на те, которыми вы вытираетесь в саду и дома?

Полина: в каждой мордовской семье женщины и девушки занимались рукоделием, вышивали узоры на полотенцах. Какие элементы узора вы заметили?

Полина: вышивали также и цветы – символ благополучия. Вышивкой украшали е только полотенца, но еще и одежду: рукава рубахи, воротники, передники.

Расширились представления детей о предметах быта мордовского народа, проживающего в нашем городе, о народно – прикладном творчестве

Лексически правильно называют предметы быта

Проявляют любознательность, интерес

Называют элементы орнамента: геометрические фигуры: ромб, квадрат, круг, прямоугольник, треугольник

Определяют, что предметы сделаны из глины

Точно называют сито и знают его назначение

Четко называют что видят на столе: платки, скатерть, полотенца

Правильно определяют цвета на скатерти

Дети отмечают различия полотенец. Знают, что мордовские полотенца украшены вышивкой.

Правильно называют геометрические фигуры: квадраты, кресты, ромбы, треугольники, галочки и линии

Сложились четкие представления об узорах на полотенце

Интерактивная беседа

Краткий рассказ об особенностях мордовской избы: в далекие времена люди и русские и мордва строили дома из бревен. Они назывались – избы. Посмотрите на макет мордовской избы. Что вы видите здесь необычного?

А для чего нужна печь?

Правильно, в ней варили еду, пекли хлеб, а еще печь долго хранила тепло и поэтому на печках спали дети, она согревала их ночью.

Дети, а что стоит в углу возле печки?

Ребята, скажите, а почему стол такой большой? Как вы думаете?

Уточняет и объясняет о «Красном угле»: в каждой избе был обязательно «Красный угол», он располагался справа или слева от двери. Это было священное место, где висели рушники, стояли иконы и божественные книги.

Давайте пройдем с вами дальше. Что вы здесь видите?

Ответ: большая печка, лавки, большой стол посередине

Ответ: чтобы варить еду

Ответ: ухват, лопата, чугунок

Семьи были очень большие: мамы и папы, дедушки и бабушки, их братья и сестры. Все они жили в одной избе и кушали все вместе за большим столом.

Понимают предназначение печки

Сравнение узоров на русской и мордовской матрешках

Помогает детям сравнить рисунки русской и мордовской матрешек Посмотрите, вот они матрешки – красивые, расписные. А чем они отличаются друг от друга? Давайте сравним и отметим различия

Ответ: матрешки

отличаются узорами.

На русской матрешке

узор растительный, а

на мордовской –

геометрический

Описывают сходства и различия матрешек

Продуктивная деятельность

Ребята, а вы хотите превратиться в народных умельцев?

Я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю вам попробовать дорисовать узоры на матрешках, украсить им передники. Но делать мы это будем необычным способом. У вас на столах лежат штампики и краски. Давайте уточним последовательность рисования.

А теперь не унывайте, Мастерами побывайте Показать свое уменье, И старанье, и терпенье

Гостям нашим мы должны,

Мастера везде нужны!

Ребята, а вы оказывается художники, все ваши матрешки словно ожили.

Вот мордовские матрешки

До чего же хороши!

Их ребята из детсада

Расписали от души!

Мы с вами постарались и теперь оформим маленький вернисаж для родителей в раздевальной комнате.

Давайте скажем нашим гостям: «До свида́ния» - «Няемозонк!»

Ответ: да

Рассказывают о последовательности работы штампиками и красками

Ответ: при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать стол, за которым работаешь, руки, лицо, одежду.

Штампики обмакивать в краску, стряхивать лишнюю, после использования штампик положить в розетку

Украшение передников матрешек нетрадиционным способом

Говорят:

До свидания!

Уходят из зала

Правильно называют и соблюдают правила при использовании штампиков и красок

Освоили нетрадиционную технику рисования штампиками,

Развились художественно – эстетический вкус и способности.

ЗАЯВКА

на участие в территориальном этапе

областного конкурса методических пособий(методических материалов) на лучшую организацию работы попатриотическому воспитанию среди обучающихся«Растим патриотов России»

Ф.И.О.педагога: Послухаева Любовь Михайловна, Глущенко Оксана Васильевна

Возраст: 65 лет, 36 лет.

Основное место работы: ГБОУ ООШ № 17 г. Новокуйбышевска СП « Детский сад « Аленушка»

Полное название работы: « Подари детям радость творчества»

Номинация: методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма обучающихся

Ф.И.О. руководителя учреждения Ильжеева М.Ю.

Точный почтовый адрес организации с указанием индекса:

446213, г. Новокуйбышевск, ул. Дзержинского, 8б

Тел. (факс) с указанием междугороднего кода 88463545590

Е – mail doo_sch_alenushka_nkb@samara.edu.ru

Число «_12__» _апреля_2019г.

Подпись руководителя образовательной организации (или оргкомитета окружного этапа)

Печать

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.06.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области