Познавательное развитие детей дошкольного возраста.Развитие познавательно-исследовательской деятельности - метод проекта.

Статья из опыта работы об использовании метода проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья из опыта работы

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Развитие познавательно-исследовательской деятельности - метод проекта».

Автор: старший воспитатель ГБОУ Школа № 1636 Кривич Ирина Владимировна

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др. разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, должно обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 основных направлений развития и образования детей (образовательные области).

Познавательное развитие направлено на:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях;

-формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другом);

-формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели и задачи:

Формирование элементарных математических представлений

Ознакомление с предметным окружением

Ознакомление с социальным миром

Ознакомление с миром природы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Более подробно я решила раскрыть задачу:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

развитие познавательных интересов

расширение опыта ориентировки в окружающем

сенсорное развитие

развитие любознательности и познавательной мотивации

формирование познавательных действий, становление сознания

развитие воображения и творческой активности

формирование первичных представлений об окружающем мире

развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, наблюдательности

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

Например:

- комплексные: «Мой город», «Хлеб»;

- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- творческие: «У нас в Нескучном саду», «Мир природы»;

- групповые: «В удивительном мире камня», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;

- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Кошки», «Птичьи почемучки»;

- исследовательские: «Волшебница вода», «Дыхание и здоровье», «Песок».

По продолжительности они бывают

краткосрочными (одно или несколько занятий – 1- 2 недели),

средней продолжительности,

долгосрочные.

Рассказать о методе проектной деятельности я хочу на примере нескольких проектов.

1)Комплексный групповой долгосрочный проект

«Дом, в котором я живу»

Перед началом работы были:

Поставлена проблема

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Родной дом, семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Определена Цель проекта:

Обогащать и расширять знания воспитанников о родном городе.

Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг ОУ), знать название улиц и почему они так названы.

Расширять представления воспитанников о своей семье, родословной, семейных традициях, через детскую совместную деятельность.

Поставлены Задачи проекта:

- расширять представления, о районе в котором мы живем;

- формировать у воспитанников знания, об улицах родного города;

-обогащать и закреплять знания воспитанников об улицах, расположенных вблизи ОУ

- закреплять знание домашнего адреса, место расположения своего дома

- продолжать формировать у воспитанников представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

-воспитывать любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях

- привлекать всех членов семьи к творческому сотрудничеству в создании проекта

Выбран Объект исследования: микрорайон, где живут воспитанники

Намечен Предполагаемый результат:

Формирование у воспитанников познавательного интереса к родному городу, уважения к своей семье  

Продолжение совместной деятельности воспитанников и родителей по поиску знаний  о родном городе, в результате тесно организованной связи «воспитанники – родители – педагоги»

Проявление у воспитанников инициативы к поисковой деятельности, желания делиться информацией со сверстниками

Умение ориентироваться по карте – схеме города.

Определены Возраст участников: дети 6-7 лет

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Состав проектной группы: педагоги, воспитанники подготовительной группы 6-7 лет, родители.

Выбраны Формы организации проекта:

1. Беседа с воспитанниками

2. Образовательная деятельность в режимных моментах

3. Фото выставка «Моя семья».

4. Выставка детских рисунков «Профессия моих родителей».

5. Викторина «Путешествие в мир профессий»

6. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин» и др.

7. Работа с родителями

8. Совместная продуктивная деятельность воспитанников и педагогов

«Дом, в котором я живу»

Содержание проектной деятельности проходило поэтапно:

1 этап – знакомство с родным городом – Москвой»

Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)

Беседа «Знаешь ли ты свой город?»

(с использованием иллюстраций «О Московском Кремле», «О музеях и выставках Москвы», «О достопримечательностях Москвы»)

Цель: выявить уровень знаний воспитанников по теме.

Познавательно - исследовательская (работа с картой города)

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: ознакомить воспитанников с картой города: с цветовой гаммой карты, рассказать, что по цветам на карте можно узнать, где в городе находятся парки, скверы (зеленый цвет), где расположены реки и водоёмы (голубой), дороги (серые полосы), здания (желтые прямоугольники)

3.Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность воспитанников

-рассматривание иллюстраций о родном городе, его достопримечательностях

- настольные игры: пазлы с видами Москвы, «Логика» Московский Кремль, история города

4. Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города.

2 этап – «Знакомство с округом»

1.Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)

Рассказ - беседа «А я люблю свои места родные, свои родные милые места» (знакомство с объектами ближайшего окружения микрорайона)

Цель: выявить знания воспитанников о месте их жительства, формировать первичные ценностные представления о себе, окружающем их социальном мире

2.Образовательная деятельность в режимных моментах:

Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад»

Цель: - расширять и уточнять представления воспитанников о районе, в котором расположено их ОУ

– учить работать коллективно, обсуждать детали работы;

- знакомить с картой района, отметить значками на карте те места, где воспитанники побывали вместе с родителями

- развивать воображение.

3.Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми посетить

«Музей-заповедник Царицыно»

Этап – Знакомство с районом

1.Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)

Рассказ из опыта детей «Что там за поворотом?»

Цель: продолжать знакомить воспитанников с объектами ближайшего окружения микрорайона (жилые дома, учреждения и их назначение: школа, детский сад, поликлиника, магазин, аптека)

- побуждать воспитанников к высказываниям

2. Образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактическая игра «Экскурсия по району» (работа с картой района)

Цель: ознакомить с картой микрорайона

Познавательно - исследовательская.

Составление схемы части микрорайона, где находится наш детский сад (раскрашивают дороги, детский сад, дома, «высаживают» зеленые насаждения)

Цель: - расширять и уточнять представления воспитанников о районе, в котором расположено ОУ;

- учить работать коллективно, обсуждать детали работы;

- развивать воображение.

4. Самостоятельная деятельность воспитанников.

Рассматривание карты – схемы микрорайона

Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь».

5.Работа с родителями. Предложить родителям побеседовать с детьми о членах своей семьи и их профессиях, рассмотреть семейные фотоальбомы

Этап – «Моя семья»

1.Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)

Рассказ воспитанников о своей семье, рассматривание семейных фотографий

Цель: - закреплять знание домашнего адреса, имен и отчеств родителей;

- расширять представления воспитанников об истории семьи

2. Образовательная деятельность в режимных моментах

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: - развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы

- закреплять умение воспитанников брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры (больница, магазин, аптека, ателье, милицейский участок, почта, детский сад)

3.Самостоятельная деятельность воспитанников

Рассматривание семейных фотографий, с целью расширения представлений воспитанников об истории семьи

Рисование: «Профессия моих родителей»

этап – «Мир профессий»

1.Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)

Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать? »

Цель: - побуждать воспитанников к высказываниям;

- проверять знания воспитанниками своего домашнего адреса.

2.Продуктивная коллективная деятельность.

Обозначение дома, в котором живет семья воспитанника на карте микрорайона

Цель: - закрепление знаний о своем доме и семье;

– учить работать коллективно, обсуждать детали работы;

- развивать воображение.

3.Познавательная деятельность

Викторина «Путешествие в мир профессий»

Цель: - уточнить знания воспитанников о труде взрослых, о значении их труда для общества

- воспитывать уважение к людям труда

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания дошкольников. Педагоги и родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города, района, своей семьи. Проект заинтересовал и сплотил воспитанников и взрослых.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому воспитаннику.

2) Групповой творческий долгосрочный проект

«Малые фольклорные формы»

Возраст участников: дети 3-4 лет

Тип проекта: долгосрочный (в течении учебного года)

Состав проектной группы: педагоги, воспитанники младшей группы, родители.

Актуальность этого проекта обусловлена тем, что у детей младшего возраста хорошая память, формируются наглядно-действенное мышление и речевая деятельность. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать, умыванию:

Водичка, водичка, умой мое личико..», «Расти коса до пояса…»

Для познавательно-речевого развития решила использовать детский фольклор: песенки, потешки, поговорки, колыбельные песни и т.д. Фольклор помогает освоить речь во всем ее богатстве и красочности. Ребенок слышит, повторяет и воспроизводит движения: качает колыбельку, напевает и проговаривает слова: Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай!», «Котя-котенька-коток».

Мной был подобран материал по этому разделу, который использовался в работе с детьми: детская литература, красочные иллюстрации, игровые персонажи, аудиозаписи, дидактические игры. С помощью родителей были оформлены альбомы по ознакомлению с фольклором: «Потешки», «Колыбельные песни».

Результатом этой проектной деятельности стало самостоятельное использование в своих играх потешек, колыбельных песен - во время кормления куклы или укладывания её спать. Отметила, что речевая активность детей в течение года возросла, речь стала внятна и эмоциональна.

3)Индивидуальные проекты с воспитанниками подготовительных к школе групп готовились для научно-практических конференций

Проект «Золотое яичко» - воспитанница подготовительной группы заняла 1 место в школьном этапе и приняла участие в окружном этапе;

Проект «Волшебная глина» - воспитанница подготовительной группы заняла 1 место в школьном этапе;

Проект «Творчество К.И.Чуковского» - воспитанник подготовительной группы стал участником школьного этапа.

4)Исследовательский групповой краткосрочный проект (2 – 3 недели)

«Магнит»

Воспитанники знакомились с историей открытия магнита, исследовали свойства магнита, возможности его практического применения в повседневной жизни. Результатом проекта стало заполнение исследовательской карты.

5)Исследовательский групповой проект средней продолжительности

(3 месяца) «В мире камней

Целью этого проекта было систематизация знаний детей, которые они получили в процессе проведения проекта, формирование представления о горах, как объектах природы; развитие интереса к изучению камней, с целью их практического применения человеком.

-проводились экскурсии и наблюдения по территории детского сада и на улице, с целью узнавания предмета –камня и подбора материала для коллекции «Камни разнообразной формы»;

-с целью расширения словарного запаса у детей и активизации познавательной активности проводились дидактические игры: «Сравни предметы», «Что из чего» и игры с элементами ТРИЗ: «Да-Нетки», «Чем был – чем стал»;

- Дети познакомились с произведениями из сборника П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», рассматривали иллюстрации «Горный пейзаж» и «Извержение вулкана»;

- с участием родителей была подготовлена и проведена презентация мини-проекта «Гора самоцветов»

-Оформлена творческая выставка «Горный пейзаж».

Я остановилась лишь на нескольких видах проектов, старалась выбрать разнообразные.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 22.09.2020