Статья из опыта работы
Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Развитие познавательно-исследовательской деятельности - метод проекта».
Автор: старший воспитатель ГБОУ Школа № 1636 Кривич Ирина Владимировна
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др. разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, должно обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 основных направлений развития и образования детей (образовательные области).
Познавательное развитие направлено на:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях;
-формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другом);
-формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
Формирование элементарных математических представлений
Ознакомление с предметным окружением
Ознакомление с социальным миром
Ознакомление с миром природы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Более подробно я решила раскрыть задачу:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
развитие познавательных интересов
расширение опыта ориентировки в окружающем
сенсорное развитие
развитие любознательности и познавательной мотивации
формирование познавательных действий, становление сознания
развитие воображения и творческой активности
формирование первичных представлений об окружающем мире
развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, наблюдательности
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Например:
- комплексные: «Мой город», «Хлеб»;
- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «У нас в Нескучном саду», «Мир природы»;
- групповые: «В удивительном мире камня», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Кошки», «Птичьи почемучки»;
- исследовательские: «Волшебница вода», «Дыхание и здоровье», «Песок».
По продолжительности они бывают
краткосрочными (одно или несколько занятий – 1- 2 недели),
средней продолжительности,
долгосрочные.
Рассказать о методе проектной деятельности я хочу на примере нескольких проектов.
1)Комплексный групповой долгосрочный проект
«Дом, в котором я живу»
Перед началом работы были:
Поставлена проблема
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Родной дом, семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Определена Цель проекта:
Обогащать и расширять знания воспитанников о родном городе.
Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг ОУ), знать название улиц и почему они так названы.
Расширять представления воспитанников о своей семье, родословной, семейных традициях, через детскую совместную деятельность.
Поставлены Задачи проекта:
- расширять представления, о районе в котором мы живем;
- формировать у воспитанников знания, об улицах родного города;
-обогащать и закреплять знания воспитанников об улицах, расположенных вблизи ОУ
- закреплять знание домашнего адреса, место расположения своего дома
- продолжать формировать у воспитанников представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
-воспитывать любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях
- привлекать всех членов семьи к творческому сотрудничеству в создании проекта
Выбран Объект исследования: микрорайон, где живут воспитанники
Намечен Предполагаемый результат:
Формирование у воспитанников познавательного интереса к родному городу, уважения к своей семье
Продолжение совместной деятельности воспитанников и родителей по поиску знаний о родном городе, в результате тесно организованной связи «воспитанники – родители – педагоги»
Проявление у воспитанников инициативы к поисковой деятельности, желания делиться информацией со сверстниками
Умение ориентироваться по карте – схеме города.
Определены Возраст участников: дети 6-7 лет
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).
Состав проектной группы: педагоги, воспитанники подготовительной группы 6-7 лет, родители.
Выбраны Формы организации проекта:
1. Беседа с воспитанниками
2. Образовательная деятельность в режимных моментах
3. Фото выставка «Моя семья».
4. Выставка детских рисунков «Профессия моих родителей».
5. Викторина «Путешествие в мир профессий»
6. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин» и др.
7. Работа с родителями
8. Совместная продуктивная деятельность воспитанников и педагогов
«Дом, в котором я живу»
Содержание проектной деятельности проходило поэтапно:
1 этап – знакомство с родным городом – Москвой»
Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)
Беседа «Знаешь ли ты свой город?»
(с использованием иллюстраций «О Московском Кремле», «О музеях и выставках Москвы», «О достопримечательностях Москвы»)
Цель: выявить уровень знаний воспитанников по теме.
Познавательно - исследовательская (работа с картой города)
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: ознакомить воспитанников с картой города: с цветовой гаммой карты, рассказать, что по цветам на карте можно узнать, где в городе находятся парки, скверы (зеленый цвет), где расположены реки и водоёмы (голубой), дороги (серые полосы), здания (желтые прямоугольники)
3.Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность воспитанников
-рассматривание иллюстраций о родном городе, его достопримечательностях
- настольные игры: пазлы с видами Москвы, «Логика» Московский Кремль, история города
4. Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города.
2 этап – «Знакомство с округом»
1.Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)
Рассказ - беседа «А я люблю свои места родные, свои родные милые места» (знакомство с объектами ближайшего окружения микрорайона)
Цель: выявить знания воспитанников о месте их жительства, формировать первичные ценностные представления о себе, окружающем их социальном мире
2.Образовательная деятельность в режимных моментах:
Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад»
Цель: - расширять и уточнять представления воспитанников о районе, в котором расположено их ОУ
– учить работать коллективно, обсуждать детали работы;
- знакомить с картой района, отметить значками на карте те места, где воспитанники побывали вместе с родителями
- развивать воображение.
3.Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми посетить
«Музей-заповедник Царицыно»
Этап – Знакомство с районом
1.Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)
Рассказ из опыта детей «Что там за поворотом?»
Цель: продолжать знакомить воспитанников с объектами ближайшего окружения микрорайона (жилые дома, учреждения и их назначение: школа, детский сад, поликлиника, магазин, аптека)
- побуждать воспитанников к высказываниям
2. Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактическая игра «Экскурсия по району» (работа с картой района)
Цель: ознакомить с картой микрорайона
Познавательно - исследовательская.
Составление схемы части микрорайона, где находится наш детский сад (раскрашивают дороги, детский сад, дома, «высаживают» зеленые насаждения)
Цель: - расширять и уточнять представления воспитанников о районе, в котором расположено ОУ;
- учить работать коллективно, обсуждать детали работы;
- развивать воображение.
4. Самостоятельная деятельность воспитанников.
Рассматривание карты – схемы микрорайона
Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь».
5.Работа с родителями. Предложить родителям побеседовать с детьми о членах своей семьи и их профессиях, рассмотреть семейные фотоальбомы
Этап – «Моя семья»
1.Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)
Рассказ воспитанников о своей семье, рассматривание семейных фотографий
Цель: - закреплять знание домашнего адреса, имен и отчеств родителей;
- расширять представления воспитанников об истории семьи
2. Образовательная деятельность в режимных моментах
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: - развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы
- закреплять умение воспитанников брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры (больница, магазин, аптека, ателье, милицейский участок, почта, детский сад)
3.Самостоятельная деятельность воспитанников
Рассматривание семейных фотографий, с целью расширения представлений воспитанников об истории семьи
Рисование: «Профессия моих родителей»
этап – «Мир профессий»
1.Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная)
Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать? »
Цель: - побуждать воспитанников к высказываниям;
- проверять знания воспитанниками своего домашнего адреса.
2.Продуктивная коллективная деятельность.
Обозначение дома, в котором живет семья воспитанника на карте микрорайона
Цель: - закрепление знаний о своем доме и семье;
– учить работать коллективно, обсуждать детали работы;
- развивать воображение.
3.Познавательная деятельность
Викторина «Путешествие в мир профессий»
Цель: - уточнить знания воспитанников о труде взрослых, о значении их труда для общества
- воспитывать уважение к людям труда
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания дошкольников. Педагоги и родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города, района, своей семьи. Проект заинтересовал и сплотил воспитанников и взрослых.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому воспитаннику.
2) Групповой творческий долгосрочный проект
«Малые фольклорные формы»
Возраст участников: дети 3-4 лет
Тип проекта: долгосрочный (в течении учебного года)
Состав проектной группы: педагоги, воспитанники младшей группы, родители.
Актуальность этого проекта обусловлена тем, что у детей младшего возраста хорошая память, формируются наглядно-действенное мышление и речевая деятельность. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать, умыванию:
Водичка, водичка, умой мое личико..», «Расти коса до пояса…»
Для познавательно-речевого развития решила использовать детский фольклор: песенки, потешки, поговорки, колыбельные песни и т.д. Фольклор помогает освоить речь во всем ее богатстве и красочности. Ребенок слышит, повторяет и воспроизводит движения: качает колыбельку, напевает и проговаривает слова: Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай!», «Котя-котенька-коток».
Мной был подобран материал по этому разделу, который использовался в работе с детьми: детская литература, красочные иллюстрации, игровые персонажи, аудиозаписи, дидактические игры. С помощью родителей были оформлены альбомы по ознакомлению с фольклором: «Потешки», «Колыбельные песни».
Результатом этой проектной деятельности стало самостоятельное использование в своих играх потешек, колыбельных песен - во время кормления куклы или укладывания её спать. Отметила, что речевая активность детей в течение года возросла, речь стала внятна и эмоциональна.
3)Индивидуальные проекты с воспитанниками подготовительных к школе групп готовились для научно-практических конференций
Проект «Золотое яичко» - воспитанница подготовительной группы заняла 1 место в школьном этапе и приняла участие в окружном этапе;
Проект «Волшебная глина» - воспитанница подготовительной группы заняла 1 место в школьном этапе;
Проект «Творчество К.И.Чуковского» - воспитанник подготовительной группы стал участником школьного этапа.
4)Исследовательский групповой краткосрочный проект (2 – 3 недели)
«Магнит»
Воспитанники знакомились с историей открытия магнита, исследовали свойства магнита, возможности его практического применения в повседневной жизни. Результатом проекта стало заполнение исследовательской карты.
5)Исследовательский групповой проект средней продолжительности
(3 месяца) «В мире камней
Целью этого проекта было систематизация знаний детей, которые они получили в процессе проведения проекта, формирование представления о горах, как объектах природы; развитие интереса к изучению камней, с целью их практического применения человеком.
-проводились экскурсии и наблюдения по территории детского сада и на улице, с целью узнавания предмета –камня и подбора материала для коллекции «Камни разнообразной формы»;
-с целью расширения словарного запаса у детей и активизации познавательной активности проводились дидактические игры: «Сравни предметы», «Что из чего» и игры с элементами ТРИЗ: «Да-Нетки», «Чем был – чем стал»;
- Дети познакомились с произведениями из сборника П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», рассматривали иллюстрации «Горный пейзаж» и «Извержение вулкана»;
- с участием родителей была подготовлена и проведена презентация мини-проекта «Гора самоцветов»
-Оформлена творческая выставка «Горный пейзаж».
Я остановилась лишь на нескольких видах проектов, старалась выбрать разнообразные.