Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий урока-исследования. Понятие "Имя числительное". 6 класс.

С точки зрения УУД - формировать способность к исследованию выделять существенные признаки понятия, обобощать их и формулировать определение. С точки зрения предметных умений – построить лингвистическое понятие «имя числительное» научиться анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять его синтаксическую функцию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сценарий урока-исследования.

Понятие «Имя числительное».

6 класс.

Цель урока:

С точки зрения УУД:

- формировать способность к исследованию: выделять существенные признаки понятия, обобощать их и формулировать определение.

С точки зрения предметных умений:

– построить лингвистическое понятие «имя числительное» (научиться анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять его синтаксическую функцию).

Учебник: Русский язык. 6 класс. Часть 2. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба.: М. «Просвещение», 2016.

Ход урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

ученика

1.

Оргмомент

(цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Сегодня у нас необычный урок. Давайте улыбнёмся друг другу, показав, что мы настроены на продуктивную совместную работу.

Здравствуйте!

Дети рассаживаются по местам.

2.

Проверка домашнего задания.

(цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений их использовать, актуализировать знания по теме урока).

На дом вам было задано найти и выписать по три весёлых задачки. Давайте проверим, как вы справились. От каждого ряда я спрошу по 2 задачки. За минуту вы должны решить, кто от вашего ряда будет зачитывать свою задачку. Посмотрим, чьи задачки самые интересные. У меня есть условие. В задачке обязательно должны фигурировать числа.

Чья задачка вам больше понравилась?

Дети определяются с самыми интересными задачами.

Н-р: 1)У фермера было 17 овец, и все, кроме девяти, умерли. Сколько овец осталось у фермера?(Девять)

2)У пуговицы 4 дырочки, а у свистка одна. Во сколько раз громче свистит пуговица?(Пуговица не свистит).

3) Батон разрезали на 5 частей. Сколько сделали разрезов? (4 разреза). И т.д.

3.

Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)

Мне сегодня хочется узнать о вас больше.

В каком году вы родились?

Сколько вам лет?

В каком ты классе?

А сколько девочек в классе?

А мальчиков?

Сколько у вас уроков сегодня?

Сколько минут длится урок?

- Какие слова вы использовали в своих ответах?

-Относятся ли эти слова к какой-либо части речи?

- Как вы думаете, к какой части речи они относятся?

- Запишите в тетради "Имя числительное". Это тема нашего урока.

- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле... Дети, а как вы думаете, чем же очень часто заменяются слова-числа на письме?

- Верно. На письме цифры гораздо удобнее: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять, чем длинную строчку из нескольких слов. Однако в документах, при получении или выдаче денег требуется, чтобы сумма была написана не только цифрами, но и словами.

- Определите цель урока.

Дети отвечают на вопросы.

- Слова, называющие числа.

-Да.

-Такие слова относятся к числительным.

Дети открывают тетради, записывают тему урока.

-Цифрами

- Нам необходимо выявить общее грамматическое значение числительных, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

4.

Наблюдение над фактами родного языка.

(цель: при помощи сравнения и сопоставления фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила) а) читается подобранный учителем текст (или иной дидактический материал из учебника, на экране монитора, на доске, на карточках), б) выделяются единицы (формы), которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила; в) графически оформляются признаки изучаемого понятия; г) сравниваются признаки и определяются, какие из них существенные для изучаемой темы (категории, понятия или правила).

Физкультминутка.

Выявление роли числительных в речи.

Учитель. Где, ребята, мы встречаемся с числами в жизни?

- Рассмотрите текст, определите стиль текста:

Упражнение 1(устно): ИССЛЕДОВАНИЕ. Нетрудно обнаружить, что почти миллион чисел от одного до девятисот девяноста девяти тысяч девятисот девяноста девяти выражается в языке при помощи всего лишь тринадцати корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча.

Эти слова нередко называются простыми числительными. Все они, кроме слова сорок, являются общими для всех славянских языков, и отличаются от них лишь фонетически.

(А. Супрун)

- Подберите однокоренные слова к приведённым в тексте числительным.

Одиннадцать ( один-корень, надцать- суффикс, нулевое окончание), двадцать (два – корень, дцать – суффикс, нулевое окончание), триста (тр, ст- корни, и- интерфикс, а- окончание) и т.д.

Молодцы! Какой вывод мы можем сделать?

Упражнение 2: ПОИСКОВАЯ РАБОТА

Прочитайте текст:

Четыре книги лежат на столе. Две из них Николай прочитал уже давно. Ему очень нравилось заглядывать в эти книги снова и снова, потому что на восьмой и десятой страницах обеих книг он мог увидеть близкие его сердцу строки, написанные три года назад его женой.

- Найдите в предложенном тексте числительные и выпишите в первый столбик те, которые отвечают на вопросы какой? который?; во второй - те, которые отвечают на вопрос сколько?

Микровывод: числительные бывают количественные и порядковые.

Прошу подумать в тишине;

Учтите, случай редкий.

Сидела белка на сосне

На самой нижней ветке.

Потом вскочила вверх на 5,

Потом спустилась на 3

(Вы всё должны запоминать

Как на уроке в классе)

Затем проворно белка вновь

Вскочила на 4,

Потом ещё на 1 ввысь

И уселась на вершине.

Сидит и смотрит с высоты

На пни, берёзки и кусты.

А сколько веток у молодой сосны,

Мы с вами вычислить должны.

- Какой ответ у вас получился?

- На Руси это число считалось священным, поэтому в пословицах и поговорках оно очень часто встречается.

Упражнение 3: АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ.

- Кто из вас вспомнит большее количество пословиц с числом 7, тот станет победителем аукциона.

- Давайте запишем некоторые пословицы и определим синтаксическую роль имён числительных:

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь бед - один ответ.

- Какой вывод мы можем сделать?

Можем ли мы определить у числительных падеж?

- Мы встречаем имена числительные в математике, истории, повседневной жизни. Когда рассказываем о себе, необходимо употреблять числительные.

-Данный текст можно отнести к научному стилю.

- Однокоренные слова: одиннадцать, двадцать, триста, сорок четыре и т.д.

Разбирают слова по составу.

-Значит, у имен числительных как и у других частей речи есть корни, суффиксы, окончания.

Дети читают текст.

Самостоятельная работа.

Какой? Который? – восьмой, десятой.

Сколько? – четыре, две, три.

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО ШАБЛОНУ НА СЛАЙДЕ

-Имена числительные, обозначающие количество и отвечающие на вопрос СКОЛЬКО?, называются количественными; обозначающие порядок при счете и отвечающие на вопрос КАКОЙ? КОТОРЫЙ?,-порядковыми.

Дети выполняют движения за учителем.

Ответ: 5-3+4+1=7 веток.

Дети называют пословицы.

1Семь бед - один ответ.

2Семеро одного не ждут.

3Семь верст до небес и все лесом.

4Семь раз примерь - один отрежь.

5Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

6У семи нянек дитя без глазу.

Дети записывают пословицы в тетрадь.

-Числительное может выполнять в предложении разные синтаксические функции.

- Да, можем: два – И.п, в одной –П.п, у семи - Р.п, семь –И.п, один –И.п.

5.

Обобщение структурных и семантических признаков понятия/правила

(Цель: научить обобщать, делать выводы) а) формулируется вывод из наблюдений, оформляется в определение; б) затем читается определение понятия или правила в авторитетном источнике (учебнике, справочнике и т.п.); в) сравниваются и анализируются полученное и культурное (книжное) определение, при уточнении полученной формулировки выясняются причины неточностей и заблуждений.

Упражнение 4: Заполнение таблицы.

Чтобы выявить отличие и сходство имени сущ и имени числит., давайте заполним таблицу, пользуясь знаниями. В случае затруднения можно обратиться к учебнику.

Часть речи числительное существительное

Отвечает на вопрос сколько? который? что?

какой?

Грамм. значение число, порядок при счёте предмет

Морфологические

признаки. падеж падеж, число, род

Синтаксическая роль подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство.

- Сформулируйте понятие «Имя числительное».

- Давайте откроем учебник на стр.43 и посмотрим, совпадает ли наше определение с тем, которое есть в учебнике.

Есть ли неточности в формулировке?

Дети заполняют таблицу.

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете, отвечает на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ?

Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Они изменяются по падежам. Имена числительные могут быть разными членами предложения

6.

Применение понятия (или правила) на новом языковом материале

(цель: закрепить понимание нового понятия/правила) а) выполняются упражнения на выявление единиц (форм) по определенным существенным признакам (сначала устно, затем письменно); б) с выявлением параллельно графически оформляются единицы-носители этого признака; в) фиксируются существенные признаки и выводится обобщающая схема; г) выводится схема действий – алгоритм по применению понятия или правила.

Прочитайте текст. Как его можно озаглавить и к какому стилю речи отнести?

Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в тысяча сто сорок седьмом году, а в тысяча сто пятьдесят шестом город укрепил суздальский князь Юрий Долгорукий.

За восемьсот шестьдесят лет наша столица значительно изменилась. Сейчас её территория составляет более девятисот квадратных километров. Около сорока процентов всей площади (около тридцати пяти тысяч гектаров) занимают одиннадцать естественных массивов, около ста парков и бульваров, более семисот скверов.

2. Укажите употреблённые в тексте числительные.

Какова их роль?

Какими членами предложения являются выделенные сочетания числительного с существительным?

Выполняем морфологический разбор числительного сорока.(письменно)

Ученик: Мой заголовок: Москва. Я думаю, это научный стиль.

Дети называют числительные.

- Выделенные сочетания выполняют роль обстоятельства времени и дополнения.

СОРОКА – имя числительное, обозначает количество процентов

Занимают (сколько?) около сорока процентов.

Н.ф. сорок; колич.,целое;в Р.п, во мн.ч.

Занимают около (чего?) сорока процентов (дополнение).

7.

Итог урока

(цель: сформулировать новое знание: ЧТО – предметное содержание – и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности)

Какое понятие мы сегодня исследовали на уроке? К какому пришли результату?

Как мы этого достигли?

Мы исследовали имя числительное. Наблюдали за этой частью речи в разных текстах и пришли к выводу, что имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете, отвечает на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ?

Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Они изменяются по падежам. Имена числительные могут быть разными членами предложения

8.

Задавание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Какие умения вы будете тренировать дома?

Д/ з по выбору.

Сочинение «Вдруг числительные исчезли….» или упр. из учебника.

Будем учиться находить числительные в текстах, определять их падеж, синтаксическую роль.

Дети выбирают себе домашнее задание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области