Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
« Детский сад № 11 « Золотой петушок»
г. Ртищево Саратовской области.»
Конспект ОД по познавательному развитию
с элементами
экспериментальной деятельности
" Удивительная соль"
( в рамках проекта
«Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»)
Провела: Беляева Е.А.
2019г
Цель: Создание условий для формирования познавательной активности детей в процессе экспериментирования с природным веществом – солью.
Задачи:
- Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- Формирования у детей представления о свойствах и видах соли, применении и значении в жизни человека;
- Продолжать знакомить с правилами поведения при проведении опытов;
-Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с правилами алгоритмов; логического мышления, познавательную активность, связною речь, актуализацию глагольного словаря, умения делать выводы и умозаключения, наблюдательности, внимания; мелкую моторику;
- Воспитывать у детей дисциплинированность;
Материалы и оборудование: конверт с письмом; листы картона, лупы, соль в пластиковых стаканчиках, чайные ложки; ёмкость с водой, мешочки из ткани и полиэтилена с солью, пластиковые стаканчики с водой; мяч; тарелочки с солью, лупы, тарелочки с солью
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: Беседа на темы: -Зачем нужна соль? -Как её используют?
-Где добывают соль? -Качества соли? -Какие бывают виды соли?Опыты,Чтение Чешской народной сказки "Соль" (Проект Что такое СОЛЬ и зачем она нужна»)
Ход:
Орг. Момент:
Здравствуйте, - слово, какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте, - скажем, мы этому дню
Здравствуйте, - скажем, мы всем и всему.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам с вами передали конверт. Как вы думаете, что в нём? (письмо). От кого? (предположения детей) Как узнать? Что будем делать с письмом? (Читать).
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Настенька, мой отец купец, он торгует солью и вот однажды он плыл на своем судне по морю и налетел на них ужасный шторм, а мешки с солью на палубе лежали И когда шторм закончился, то обнаружил, что мешки пустые. Куда же делась соль? Помогите узнать».
Воспитатель: Что такое соль? (ответы детей). Где в природе находится соль? Какие виды соли вы знаете? (поваренная, йодированная, морская, экстра, для ванн).
Воспитатель. Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия.. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (смячом, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
Воспитатель: Что бы узнать, куда делась соль мы проведём опыты, узнаем что-нибудь новое и интересное о соли
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
. И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Возьмем тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите?
(соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»
- Ребята,перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.
Вывод: Соль состоит из кристаллов поэтому кристаллы соли передают цвет друг другу
Опыт № 4: .«Соль растворяется"
- Ребята, перед вами стакан с водой В стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде;
Опыт № 5: Если мешки у купца намокли, значит, из какого материала они сделаны? (из ткани) Как проверить? (высказывания детей) Возьмите ваши мешочки из ткани с солью, и опустите в стаканчик с водой. Что происходит?
А теперь возьмите мешочки из полиэтилена с солью, и опустите в стаканчик с водой. Что происходит?
Вывод:
Из какого материала нужно было сделать мешки, чтобы они не промокли? (из полиэтилена, который не пропускает воду) Как проверить? Опускаем полиэтиленовые мешочки с солью в воду, что наблюдаем? Какой ещё можно дать совет Незнайке? (использовать мешки из непромокаемого материала)
Воспитатель: Молодцы ребята, как вы думаете мы помогли узнать Настеньке куда делась соль из мешков ее отца?
Воспитатель: А как вы думаете для чего ещё нужна соль? Почему соль можно назвать художницей? (ею можно рисовать). Как можно рисовать? (предположения детей)
Для начала разомнём пальчики:
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим - рубим,
Мы капусту мнём – мнём,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём.
А сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
Ты весь мир обогреваешьИ усталости не знаешь,Улыбаешься в оконце,А зовут тебя все ... Солнце |
(дети пальчиками рисуют солнце на соли) .
Расцвели весной на кочке
В поле первые...( цветочки)
(дети пальчиками рисуют цветок на соли) .
ЦВЕТОЧКдети рисуют елку)
Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это… дом
(дети рисуют дом)
Как красиво у вас получается!
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль?
Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека
.- Давайте вспомним и скажем
. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)
- Как вы думаете ребята
. Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
Что нового вы узнали о соли? /
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось делать? Что было трудным для вас? Что нового узнали о соли? Какие советы мы дали Настеньке?