Мастер – класс по теме:
«Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к окружающей природе через игру»
Воспитатель: Климович Н.П.
Тема: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к окружающей природе через игру»
Цель: Показать наиболее эффективные игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой.
Теоретическая часть
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.
Игра - одна из форм обучающего взаимодействия взрослого и ребенка. Игра даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.
Деятельность детей дошкольного возраста разнятся по видам и содержанию, а следственно, по возможности проявлять воздействие на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком появляются неодинаковые познавательные задачи, решение которых составляет органическую долю той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников реализовывается в игровой деятельности, в намерено созданных взрослыми подвижных, дидактических играх, в которых находятся всевозможные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.
Игровая деятельность
Детские игры сформированы для социализации детей и подготовки к жизни. Поэтому они обладают связью со всеми видами деятельности человека и выступают как свойственно детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.
Практическая часть
- Сегодня хочу познакомить вас с играми, которые направленны на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой, которые использую в своей практике.
Игра «Шарики с загадками»
- Эти шарики не простые в них находятся разные загадки. Давайте вместе найдем на них отгадки.
Зрителям предлагается взять шарик и зачитать загадку.
Загадки:
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки-подростки
Белостволые… (берёзки)
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же… (крапива)
Голодная – мычит, сытая – жует,
Всем ребятам пить дает. (Корова)
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
Познавательные вопросы:
- Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
- Когда с деревьев падает листва?
- Какие лесные обитатели зимой впадают в спячку?
- Сок, какого дерева полезен людям?
Как правило, загадки направленны на развитие таких психических процессов, как память и внимание, на закрепление отличительных особенностей и названий объектов природы. Подбирая подобные загадки для детей средней группы, обращается внимание на признаки наблюдаемых объектов, а детям старшей группы для решения тех же задач – предлагаются уже познавательные вопросы. Варианты игры могут меняться, например: загадываются загадки, дети находят отгадки на картинках.
Игра «Кубики с картинками»
- Прошу выйти коллег, немного побыть в роли детей. На столе перед вами кубики с картинками, одному ребенку нужно выбрать картинки на кубиках с изображением диких птиц и называть их, другому ребенку домашних. На это задание вам отводиться две минуты. Пока игроки выполняют задание, поиграем со зрителями.
Игра – раскрепощение «Дотронься до…!
- Я называю до чего нужно дотронуться, вы – выполняете. ( Дотронься до… - жёлтого, гладкого, круглого, бумажного.)
Заслушиваются ответы участников игры с кубиками.
В игре с кубиками закрепляется умение детей классифицировать и называть перелетных и зимующих птиц, варианты выполняемого задания могут меняться, например: «Дикие и домашние животные», «Хищники и травоядные» и т. г.
Игра «Фотоохотник»
- Для участия в следующей игре прошу выйти двух участников .Один из вас будет изображать животное, картинку с изображением которого я покажу, другой «фотоохотник» будет фотографировать, но сделать снимок он сможет в том случае, если угадает какое животное перед ним (медведь, заяц, кенгуру, слон, обезьяна и т. д.).
Эта игра развивает у детей умения имитировать голоса, движения различных объектов живой природы, а также развивает память, внимание, наблюдательность. И просто доставляет положительные эмоции.
Игра «Аукцион»
- А сейчас предлагаю всем зрителям принять участие в игре «Аукцион»
Не сидите, не скучайте,
Все о фруктах вспоминайте!
- На аукционе апельсины, яблоки, лимоны и т. д. Купить их можно в обмен на знания, касающиеся данного фрукта. Все новые и новые знания повышают цену на товар. Итак: апельсин (мандарин, яблоко, груша, персик, ананас, и т. д.), начальная цена – фрукт…Ваши предложения.
Игра со зрителями «Аукцион» обогащает словарный запас детей и в зависимости от тематики развивает их познавательную деятельность.
Игра «Какое время года?»
- Приглашаю принять участие в следующей игре. Играть будем в игру «Какое время года?». На столе лежат картинки с изображением времен года, я буду по очереди игрокам читать стихотворение о времени года, игрок должен определить, о каком времени года идет речь и показать соответствующую картинку.
На полянки, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под елкой снег лежит. (Весна)
И светла, и широка,
Наша тихая река.
Побежим купаться,
С рыбками плескаться… (Лето)
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Оземь на полях
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет. (Осень)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зима)
Игра со зрителями «Самый сообразительный»
Сколько ушей у двух мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?
Чем питается еж зимой?
Под каким кустом сидит мокрый заяц?
Цель данной игры –развитие логического мышления, сообразительности.
Заключение
- Большое спасибо участникам игр. В заключении хотелось бы сказать, включая в свою работу такие простые, доступные, а главное интересные детям задания, мы сможем посеять в их душах маленькие ростки большой любви к природе нашей Земли и желание сохранить ее. И благодаря разнообразию и постоянству использования игры и игровому занимательному материалу, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность, развивается познавательный интерес.