Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Цель курса – развитие личности и создание условий для успешного освоения учащимися основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Задачи Развивающие -способствовать формированию универсальных учебных действий -формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска -развивать творческие, коммуникативные, познавательные потребности и способности обучающихся, креативность мышления Образовательные -развивать умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве -развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации, Интернет-ресурсами сбор, систематизация, хранение, использование -формировать практические навыки пользования техническими средствами, используемыми при создании проектов, мультимедийных презентаций, стендовых докладов и др. Воспитательные -формировать умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы -способствовать повышению личной уверенности учащихся -формировать способность к организации самостоятельной и совместной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоталицкая средняя школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Я – исследователь»

для 7-х, 10-х классов на 2018 - 2019 учебный год

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Сорокина Любовь Васильевна,

учитель высшей квалификационной категории

с. Ново-Талицы

2018г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3

Планируемые результаты освоения курса «Я – исследователь» .…………5

Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………6

Содержание курса «Я - исследователь» ……………..……….…………….8

Тематическое и календарно –тематическое планирование………………..9

Список используемой литературы ………………………………………….10

1. Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует использования в образовательном и воспитательном процессах технологий деятельностного типа, методов проектно – исследовательской деятельности. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: обучающийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Программа курса «Я - исследователь» разработана на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, предъявляемых к обучающемуся в части исследовательской грамотности. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.

Цель программы - развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей.

Особенностью программы является реализация педагогической идеи - формирование у обучающихся умения учиться, т.е. самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Программа обеспечивает связь внеурочной и урочной деятельности. Одним из видов внеучебной деятельности является участие в проектной и исследовательской деятельности, так как ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность курса «Я - исследователь» обусловлена также его методологической значимостью. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную, практическую направленность и носит метапредметный характер. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, станут основой не только для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, но и расширят кругозор школьников, повысят их эрудицию, уверенность в себе. В рамках освоения курса происходит реализация актуальных в настоящее время компетентностного, личностно – ориентированного, системно – деятельностного подходов, реализация которых позволяет развивать универсальные учебные действия.

Цель курса – развитие личности и создание условий для успешного освоения учащимися основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

-способствовать формированию универсальных учебных действий;

-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

-развивать творческие, коммуникативные, познавательные потребности и

способности обучающихся, креативность мышления;

Образовательные:

-развивать умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

-развивать умения самостоятельно работать с различными источниками

информации, Интернет-ресурсами (сбор, систематизация, хранение, использование);

-формировать практические навыки пользования техническими средствами,

используемыми при создании проектов, мультимедийных презентаций, стендовых

докладов и др.;

Воспитательные:

-формировать умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы;

-способствовать повышению личной уверенности учащихся;

-формировать способность к организации самостоятельной и совместной

деятельности.

Практическая направленность курса обеспечивается приобретением знаний и умений, позволяющим в дальнейшем использовать их в процессе освоения разных дисциплин, так как для исследовательской и проектной работы в любой отрасли знания характерна общая логика.

Принципиальным условием реализации данного курса является использование ИКТ обучающимися в процессе обработки информации, подготовки и защиты проектной и исследовательской работы, поскольку в современном мире информационно - коммуникативные технологии являются необходимым ресурсом образования школьника.

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность.

Курс состоит из четырех разделов, автономных и самодостаточных. Логика содержания разделов обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной и исследовательской деятельности и предполагает, как теоретические, так и практические занятия. Содержание разделов предполагает также освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.)

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференции, консультация.

Технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно коммуникативные, здоровье сберегающие технологии и технология самооценки.

Для проверки знаний обучающихся используются различные формы контроля: анкетирование, тестирование, отчеты о проделанной работе, результаты исследований, создание продуктов проектной и исследовательской деятельности.

Продуктом деятельности обучающихся в рамках освоения данного курса может являться: проект (индивидуальный, групповой), паспорт проекта, презентация проекта (мультимедийная презентация, стендовый доклад т.д.), защитная речь, газета, сборник, разработка праздника, конспект и проведение практических занятий и др.

2. Планируемыерезультаты освоения курса.

В соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО ФГОС обучение на уроках проектной и исследовательской деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

-формирование устойчивой мотивации к обучению;

-развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения;

-развитие критического и творческого мышления;

-способность к самооценке на основе критериев успешности;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся:

Регулятивные:

учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании;

осуществлять итоговый и промежуточный контроль над результатами;

оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

-осуществлять поиск и запись необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием необходимых источников информации;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

-умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-умение координировать свои усилия с усилиями других;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

-осуществлять взаимный контроль;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

Основными ожидаемыми результатами курса «Я - исследователь» являются:

1.Получение новых образовательных результатов, обучающихся (формирование аналитических, информационных, коммуникативных компетентностей).

2.Внесение дополнений в части проектных и исследовательских умений во все учебные курсы, программы.

3.Обучение методам исследовательского поиска.

3.Требования к уровню подготовки обучающихся.

По результатам курса обучающиеся должны овладеть:

знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));

пониманием смысла исследовательской деятельности («знаю зачем»);

научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);

знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.), владение информацией о содержании, формах, историческом развитии теории и практики научного исследования («знаю что»);

методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.); представлениями о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем («знаю как»);

правилами оформления списка использованной литературы;

навыком логического построения системы доказательств;

общими правилами успешной презентации, защиты работы;

правилами оформления работы;

способами хранения информации.

Обучающиеся должны уметь:

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

разделять исследовательскую деятельность на этапы;

формулировать и ставить проблему исследования;

составлять план исследования;

анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;

выделять объект исследования;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

пользоваться и анализировать литературные источники;

делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;

работать в группе;

отстаивать и публично защищать свою точку зрения.

Обучающиеся приобретают опыт:

работы с различными информационными ресурсами;

анализа и конспектирования литературы;

постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;

определения целей и задач исследования;

самостоятельной организации исследовательской деятельности;

рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;

публичной защиты результатов собственного исследования.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в библиотеке, работа в компьютерном классе.

Место курса в учебном плане школы.

Программа рассчитана на 34 часа в год. В программе курса предусмотрены часы, отведенные на теоретические и практические занятия. Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания основ проектной и исследовательской деятельности. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков выполнения проектов, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, успешной социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Дни занятий выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Состав группы одновременно работающих детей может меняться. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. На занятиях используются групповая и индивидуальная формы работы. При необходимости проводятся индивидуальные консультации. Программа рассчитана на реализацию во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Критерии и показатели усвоения материала:

В ходе освоения программы курса целенаправленно формируются универсальные учебные действия (приложение 1)

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:

- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Методические особенности организации занятий:

- методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

- задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

- занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Формы контроля:

диагностика исследовательских умений, обучающихся (приложение 2);

диагностика знаний, умений, навыков, учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;

презентации проектов обучающихся;

научно-практические конференции;

анкетирование;

выполнение самостоятельных работ.

3. Содержание программы курса.

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

Виды исследовательских работ. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (15 часов)

Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.

Практическая работа № 1.

Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.

Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет.

Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования.

Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации.

Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.

Практическая работа № 4. Представление отчета.

Раздел 3. Оформление работы (7 часов)

Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.

Правила оформления учебно-исследовательской работы.

Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (8 часов).

Подготовка к защите. Требование к докладу.

Практическая работа № 6. Составление текста доклада.

Культура выступления.

Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.

4.Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Введение в исследовательскую и проектную деятельность.

4

Этапы работы в процессе исследования.

15

Этапы работы в процессе исследования.

7

Подготовка к защите учебно-исследовательской работы.

8

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Введение в исследовательскую и проектную деятельность.

4

Этапы работы в процессе исследования.

15

Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.

2

Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.

2

Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Сбор информации по своей проблеме исследования.Способы обработки полученной информации.

6

Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.

2

Представление отчета.

3

Этапы работы в процессе исследования.

7

Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Структура проекта.

2

Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила оформления проекта.

3

Оформление и демонстрация работы.

2

Подготовка к защите учебно-исследовательской работы

8

Подготовка к защите. Требование к докладу

1

Культура выступления. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.

7

Итого:

34

Список используемой литературы.

Новожилова М.М. Как корректно провести исследование, от замысла к открытию М: 5 за знания, 2011. - 216 с.

Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.

Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.

Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике /. – 2004. - №5. - С. 61-66.

Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебное пособие. /Н.А. Заграничная. И.Г. Добротина. - Москва: «Интеллект-Центр», 2013. – 196 с.

Интернет – ресурсы. Сайт «Веселая школа». Как сделать школьный проект: практические советы.

Интернет – ресурсы. Сайт «Pandia. ru». Учебный проект в школе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области