Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоталицкая средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
для 7-х, 10-х классов на 2018 - 2019 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Сорокина Любовь Васильевна,
учитель высшей квалификационной категории
с. Ново-Талицы
2018г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………3
Планируемые результаты освоения курса «Я – исследователь» .…………5
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………6
Содержание курса «Я - исследователь» ……………..……….…………….8
Тематическое и календарно –тематическое планирование………………..9
Список используемой литературы ………………………………………….10
1. Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует использования в образовательном и воспитательном процессах технологий деятельностного типа, методов проектно – исследовательской деятельности. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: обучающийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Программа курса «Я - исследователь» разработана на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, предъявляемых к обучающемуся в части исследовательской грамотности. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
Цель программы - развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей.
Особенностью программы является реализация педагогической идеи - формирование у обучающихся умения учиться, т.е. самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа обеспечивает связь внеурочной и урочной деятельности. Одним из видов внеучебной деятельности является участие в проектной и исследовательской деятельности, так как ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность курса «Я - исследователь» обусловлена также его методологической значимостью. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную, практическую направленность и носит метапредметный характер. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, станут основой не только для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, но и расширят кругозор школьников, повысят их эрудицию, уверенность в себе. В рамках освоения курса происходит реализация актуальных в настоящее время компетентностного, личностно – ориентированного, системно – деятельностного подходов, реализация которых позволяет развивать универсальные учебные действия.
Цель курса – развитие личности и создание условий для успешного освоения учащимися основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
-способствовать формированию универсальных учебных действий;
-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-развивать творческие, коммуникативные, познавательные потребности и
способности обучающихся, креативность мышления;
Образовательные:
-развивать умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;
-развивать умения самостоятельно работать с различными источниками
информации, Интернет-ресурсами (сбор, систематизация, хранение, использование);
-формировать практические навыки пользования техническими средствами,
используемыми при создании проектов, мультимедийных презентаций, стендовых
докладов и др.;
Воспитательные:
-формировать умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы;
-способствовать повышению личной уверенности учащихся;
-формировать способность к организации самостоятельной и совместной
деятельности.
Практическая направленность курса обеспечивается приобретением знаний и умений, позволяющим в дальнейшем использовать их в процессе освоения разных дисциплин, так как для исследовательской и проектной работы в любой отрасли знания характерна общая логика.
Принципиальным условием реализации данного курса является использование ИКТ обучающимися в процессе обработки информации, подготовки и защиты проектной и исследовательской работы, поскольку в современном мире информационно - коммуникативные технологии являются необходимым ресурсом образования школьника.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность.
Курс состоит из четырех разделов, автономных и самодостаточных. Логика содержания разделов обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной и исследовательской деятельности и предполагает, как теоретические, так и практические занятия. Содержание разделов предполагает также освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.)
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференции, консультация.
Технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно коммуникативные, здоровье сберегающие технологии и технология самооценки.
Для проверки знаний обучающихся используются различные формы контроля: анкетирование, тестирование, отчеты о проделанной работе, результаты исследований, создание продуктов проектной и исследовательской деятельности.
Продуктом деятельности обучающихся в рамках освоения данного курса может являться: проект (индивидуальный, групповой), паспорт проекта, презентация проекта (мультимедийная презентация, стендовый доклад т.д.), защитная речь, газета, сборник, разработка праздника, конспект и проведение практических занятий и др.
2. Планируемыерезультаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО ФГОС обучение на уроках проектной и исследовательской деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
-формирование устойчивой мотивации к обучению;
-развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения;
-развитие критического и творческого мышления;
-способность к самооценке на основе критериев успешности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся:
Регулятивные:
учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании;
осуществлять итоговый и промежуточный контроль над результатами;
оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные:
-осуществлять поиск и запись необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием необходимых источников информации;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
-умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-умение координировать свои усилия с усилиями других;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
-осуществлять взаимный контроль;
-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Основными ожидаемыми результатами курса «Я - исследователь» являются:
1.Получение новых образовательных результатов, обучающихся (формирование аналитических, информационных, коммуникативных компетентностей).
2.Внесение дополнений в части проектных и исследовательских умений во все учебные курсы, программы.
3.Обучение методам исследовательского поиска.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся.
По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
пониманием смысла исследовательской деятельности («знаю зачем»);
научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.), владение информацией о содержании, формах, историческом развитии теории и практики научного исследования («знаю что»);
методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.); представлениями о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем («знаю как»);
правилами оформления списка использованной литературы;
навыком логического построения системы доказательств;
общими правилами успешной презентации, защиты работы;
правилами оформления работы;
способами хранения информации.
Обучающиеся должны уметь:
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
разделять исследовательскую деятельность на этапы;
формулировать и ставить проблему исследования;
составлять план исследования;
анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
выделять объект исследования;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
пользоваться и анализировать литературные источники;
делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
работать в группе;
отстаивать и публично защищать свою точку зрения.
Обучающиеся приобретают опыт:
работы с различными информационными ресурсами;
анализа и конспектирования литературы;
постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;
определения целей и задач исследования;
самостоятельной организации исследовательской деятельности;
рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;
публичной защиты результатов собственного исследования.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в библиотеке, работа в компьютерном классе.
Место курса в учебном плане школы.
Программа рассчитана на 34 часа в год. В программе курса предусмотрены часы, отведенные на теоретические и практические занятия. Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания основ проектной и исследовательской деятельности. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков выполнения проектов, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, успешной социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Дни занятий выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Состав группы одновременно работающих детей может меняться. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. На занятиях используются групповая и индивидуальная формы работы. При необходимости проводятся индивидуальные консультации. Программа рассчитана на реализацию во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Критерии и показатели усвоения материала:
В ходе освоения программы курса целенаправленно формируются универсальные учебные действия (приложение 1)
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Методические особенности организации занятий:
- методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
- задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
- занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Формы контроля:
диагностика исследовательских умений, обучающихся (приложение 2);
диагностика знаний, умений, навыков, учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
презентации проектов обучающихся;
научно-практические конференции;
анкетирование;
выполнение самостоятельных работ.
3. Содержание программы курса.
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Виды исследовательских работ. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (15 часов)
Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.
Практическая работа № 1.
Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.
Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет.
Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования.
Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации.
Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.
Практическая работа № 4. Представление отчета.
Раздел 3. Оформление работы (7 часов)
Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.
Правила оформления учебно-исследовательской работы.
Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.
Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (8 часов).
Подготовка к защите. Требование к докладу.
Практическая работа № 6. Составление текста доклада.
Культура выступления.
Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.
4.Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
Введение в исследовательскую и проектную деятельность. | 4 | |
Этапы работы в процессе исследования. | 15 | |
Этапы работы в процессе исследования. | 7 | |
Подготовка к защите учебно-исследовательской работы. | 8 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
Введение в исследовательскую и проектную деятельность. | 4 | |
Этапы работы в процессе исследования. | 15 | |
Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования. | 2 | |
Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди. | 2 | |
Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Сбор информации по своей проблеме исследования.Способы обработки полученной информации. | 6 | |
Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета. | 2 | |
Представление отчета. | 3 | |
Этапы работы в процессе исследования. | 7 | |
Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Структура проекта. | 2 | |
Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила оформления проекта. | 3 | |
Оформление и демонстрация работы. | 2 | |
Подготовка к защите учебно-исследовательской работы | 8 | |
Подготовка к защите. Требование к докладу | 1 | |
Культура выступления. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом. | 7 | |
Итого: | 34 |
Список используемой литературы.
Новожилова М.М. Как корректно провести исследование, от замысла к открытию М: 5 за знания, 2011. - 216 с.
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике /. – 2004. - №5. - С. 61-66.
Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебное пособие. /Н.А. Заграничная. И.Г. Добротина. - Москва: «Интеллект-Центр», 2013. – 196 с.
Интернет – ресурсы. Сайт «Веселая школа». Как сделать школьный проект: практические советы.
Интернет – ресурсы. Сайт «Pandia. ru». Учебный проект в школе.