Мастер-класс для родителей
«Артикуляционная гимнастика дома»
Разработала: учитель – логопед Зайцева Е.И.
Актуальность: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.
Цель: оказать помощь родителям в развитии артикуляционного аппарата детей с проблемами речевого развития.
Задачи:
1. Познакомить родителей с приемами работы логопеда.
2. Отработать навыки развития артикуляции речевого аппарата в игровой форме.
3. Обучить родителей приемам развития речевого аппарата, фонематического слуха, правильного выдоха при произнесении звуков.
Ход мастер-класса:
Слайд 1.
Артикуляционная гимнастика
В последнее время мы слышим все чаще:
«Ребенок хороший, но не говорящий
А этот, хоть скажет, но плохо, не внятно.
И что говорит - ничего не понятно»
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять, разобраться и справится с этим.
— Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть Вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный разговор.
Слайд 2
Для чего же нам необходимо делать артикуляционную гимнастику?
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.
Как же сделать, чтоб подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны? А начинать развитие артикуляционных умений необходимо с бытовых навыков гигиены и приёма пищи, используя непроизвольные движения языка, челюсти и губ в виде игр. Приведём примеры некоторых игр
Слайд 3 Чупа – чупс как тренажер
Эта круглая карамель на палочке весьма популярна в среде логопедов. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.
Упражнения “Часики”, “Качели”, “Колесо” - берем конфетку и начинаем водить влево - вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком.
Упражнение “Чашечка” - кладем конфетку на язык и удерживаем ее
Массаж языка - водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
Удерживать леденец губами, сжимая их
После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:
кладем на середину языка и делаем трубочку языком
дуем в трубочку на ватку
ставим палочку в стакан с водой и булькаем
выкладываем из палочек буквы и фигурки
Слайд 4 соломка и съедобные палочки
Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:
“трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
“трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
“чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
“грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
“ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее
Слайд 5
Слайд 6 Печенье и сухарики
крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
покусать печенье/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
положить крошку на кончик языка и сдуть
проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут
Еще несколько упражнений для сладкоежек
Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и ребенок должен поднять язык вверх и отлепить их.
Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.
Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут вам в решении речевых проблем ребенка!