«Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения»

В данной теме рассматриваются нетрадиционные формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации, их сущность, методический потенциал, особенности применения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения»

Аннотация. В данной теме рассматриваются нетрадиционные формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации, их сущность, методический потенциал, особенности применения.

Ключевые слова: творческие микрогруппы, деловая игра, дискуссия, круглый стол, брифинг, эстафета педагогического мастерства, тематические (методические) выставки, музыкальный салон, дебаты, литературная газета, художественная копилка, творческая гостиная, смотр-конкурс, коучинг.

Дошкольное образовательное учреждение — основополагающая ступень в структуре системы образования. В условиях быстро развивающейся инновационной образовательной деятельности именно от него зависят интенсивность процессов и результатов обновления содержания дошкольного образования. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами ДОУ, что, в свою очередь, предполагает изменение содержания методической работы. Сегодня практика управления дошкольным образованием, по мнению А. Н. Морозовой, определяет наличие системы методической работы, обладающей возможностью решать образовательные проблемы в русле изменившихся социально-культурных ценностей и приоритетов: осуществлять дифференцированный, системный подход к организации работы с воспитателями; учитывать их индивидуальные способности, возможности, профессиональные запросы; развивать творчество и инициативу каждого члена педагогического коллектива; создавать условия для вариативности образования; стимулировать образовательные инициативы. С этой целью многие современные руководители детских садов применяют нетрадиционные (инновационные) подходы к организации методической работы с кадрами.

Творческие микрогруппы - перспективная форма методической работы по освоению передового опыта и разработке инновационных идей. Это добровольные объединения нескольких педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов, где главное внимание уделяется поисково-исследовательской деятельности по определенной тематике. Имеет следующую деятельностную структуру:

изучение вопроса;

подготовка информации;

обмен мнениями, выбор оптимальных вариантов;

внедрение в практику своей работы;

обобщение результатов опыта, творческий отчет.

Деловая игра — форма организации деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленных на решение управленческой, производственной, учебной задачи. Предполагает наличие определенных компонентов:

• проблемы;

• имитации реальной ситуации;

• реального различия интересов, мнений, точек зрения участников, соблюдения игровых правил;

• игрового стимулирования.

Дискуссия относится к интерактивным формам методической работы и позволяет рассмотреть, исследовать, обсудить актуальные спорные вопросы с точки зрения каждого члена педагогического коллектива. Имеет разнообразные формы проведения:

• «панельная» дискуссия (намеченную проблему обсуждают представители команд);

• форум (аналогичная форма обсуждения, мнениями обмениваются все участники);

• симпозиум (выступающие с сообщениями отвечают на вопросы по обозначенной проблеме);

• «аквариумное» обсуждение (обмен мнениями по конфликтным вопросам представителей групп участников с использованием высказывания мнений остальных участников в письменной форме).

Круглый стол предполагает обсуждение любых вопросов воспитания и обучения дошкольников на уровне равного взаимодействия. Организатор продумывает вопросы к обсуждению.

Брифинг — интерактивная форма методической работы, представляющая собой встречу, на которой кратко излагается позиция по какому-либо злободневному вопросу. Организатор заранее готовится к ответам на определенную тему. Возможные принципы взаимодействия: одна команда воспитателей задает вопросы — другая отвечает; организатор задает вопросы — воспитатели отвечают.

Эстафета педагогического мастерства предполагает соревнование между двумя группами педагогов, где один участник начинает освещение проблемы, другие продолжают и раскрывают ее. Последний участник подводит итоги.

Творческая гостиная является активизирующей формой организации взаимодействия воспитателей в соответствии с их интересами и предпочтениями; характеризуется наличием обстановки свободного, непринужденного общения.

КВН стимулирует активность педагогов в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков, дает возможность показать свои творческие способности, профессиональную компетентность, объективно оценить знания коллег.

Тематические (методические) выставки являются содержательной формой обмена опытом педагогов; по средством представления наглядных материалов способствуют обогащению знаний воспитателей.

Музыкальный салон представляет собой форму эстетического развития педагогов, детей и родителей, способствует формированию благоприятного климата в коллективе (К. Ю. Белая, А. И. Васильев, В. П. Дуброва, Л. П. Ильенко). [1, c. 33]

Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова предлагают такую форму организации методической работы, как дебаты. Авторы считают целесообразным применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров. Дебаты – технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты можно применять в качестве организационной формы проведения методической работы в ДОУ, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придаёт возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

Литературная газета - интересная форма методической деятельности, объединяющая сотрудников. Цель - показать творческие возможности педагогов, детей и их родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Художественная копилка. В такую копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства; фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Это хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу последующей методической выставки.

Творческая гостиная - форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

Смотр - конкурс - способ проверки профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Коучинг – это развивающее консультирование. Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова). Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. В деятельности детского сада данная идея может использоваться в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций заместителя заведующего по УВР, приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Использование нетрадиционных, активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, повышает компетентность, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Список литературы.

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.

– М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Айрис – пресс, 2008.

4. Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.07.2020