Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект НОД

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром с использованием технологии исследовательской деятельности детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

Тема: «Воздух - невидимка».

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

расширять знания о воздухе.

Задачи:

1. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

1.Социально-коммуникативное развитие:

1.Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе экспериментирования, доводить начатое дело до конца

2. Познавательное развитие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

3.Речевое развитие:

1. Развить диалогическую речь.

2. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, презентация. Оборудование и материалы: на каждого ребенка-мини-лаборатория с набором необходимого инструментария (веер, стакан с водой, трубочка для коктейля, полиэтиленовые прозрачные пакеты на каждого ребенка, таз с водой, камень ,пуговица, бутылка и шар).

Ожидаемые результаты:

1. Дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу.

2. Дети имеют представление воздуха.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа с детьми: занятия детей в мини-лаборатории, опыты с водой; чтение детской научно-популярной литературы «Почемучка»; «Все обо всем», наблюдения на прогулке. Чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);  рассматривание иллюстраций, картин об охране чистоты воздуха; - беседа «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;- наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром; составление картотеки опытов с воздухом.

Методы и приёмы: наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).

наглядный: демонстрационный материал, просмотр мультимедийной презентации.

Словесный: беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок,

игровой: Физкультминутка, дыхательная гимнастика.

Словарная работа: прозрачный, невидимый, безвкусный.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка

Коммуникативная

Беседа, вопросы - ответы.

Познавательно- исследовательская

Экспериментирование.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Динамическая пауза

Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь . Поздоровайтесь с гостями.

Дети здороваются

Дети проявляют доброжелательность, приветливость; сформировано представление о культуре поведения, порядке и способах приветствия старших.

2

Воспитатель:– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,Чтобы шарик надувать.С нами рядом каждый час,Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 1) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Проявляют интерес.

Дети отвечают (Это воздух)

Дети садятся

Дети включаются в образовательную деятельность, заинтересовываются.

Сформированы умения отвечать на вопросы.

3

Основная часть.

Воспитатель:напоминает правила поведения при проведении опытов: «В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего не трогать руками.

Опыт 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

Опыт 2(с пакетиками)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?Воспитатель:Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Воспитатель:Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?Подводит детей к самостоятельному выводу 

Дети берут веер, машут перед своим лицом.

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.Воздух занял всё место в пакете. 

Дети: Из пакета выходит воздух.

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

Отвечают на вопросы Вывод (делают дети): Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Закреплены правила безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов.

Воспитаны умения у детей внимательно слушать, не перебивать.

Формируется умение обосновывать суждения.

У детей сформировано умение выполнять действия по словесному указанию, сформировано умение делать логические выводы и умозаключения.

Умеют поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

Развита дилогическая форма речи.

4

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем - физминутку проведем.

Воздух-невидимка, Выходи гулять! Воздух-невидимка, Как тебя поймать? Если быстро-быстро в поле убегу,

Чистого-пречистого воздуха найду! Если вместе с дедушкой по лесу пойду, Самого полезного воздуха найду! Если вместе с папой в горы я пойду, Самого кристального воздуха найду!

Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с еще одним свойством воздуха.

Опыт 3. Опыт с соломинкой.

Воспитатель: А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать?

– Что находится внутри мыльных пузырей?

Вывод: Воздух находится везде.

Опыт 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой, и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах?

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

Дети выполняют движения в соответствии со словами

(Руки вверху вправо-влево)

(Зовут)

(Руки вверху вправо-влево)

(Хлопки руками в разных местах)

(Бегут на месте)

(Потирают руки)

(Шаги на месте)

(Руки накрест к плечам)

(Тянутся вверх на носочках)

(«Фонарики»)

Дети отвечают (мыльные)

(воздух)

Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента.

(Предметы тонут ,падают на дно)

Снять статистическое напряжение. Дети интересуются игровыми упражнениями, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе экспериментирования, доводит начатое до конца.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

Дети проявляют интерес ,отвечают на вопросы.

5

Воспитатель:

Опыт 5. Воздух занимает место.

Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Воспитатель: Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 2)

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

(Ответы детей)

В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

(Ответы детей)

( Воздух повсюду)

(Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха)

(Легче воды)

Умеют поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

Дети внимательны, у них сформированы и закреплены представления о воздухе, его свойствах.

6

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Узнай по запаху»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 3)

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

(нет, нос бал закрыт)

(Запах мандарина)

Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Дети высказывают свои мнения.

Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Умеют определять и называть вещества по запаху.

7

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем?

Дыхательная гимнастика.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко –легко.

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.Глубокий вдох – руки вверх,Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

Воспитатель: Для чего человеку важно правильно дышать?

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – Экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 4)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Опыт 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

(Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается)Воспитатель демонстрирует детям опыт: воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Воспитатель:Что вы видите?Воспитатель:В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?Воспитатель:При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.Подводит детей к самостоятельному выводу. 

– А где человек использует это свойство воздуха?  (слайд 5)

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

(Зимой, изо рта выходит пар).

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

(Чтобы не болеть)

Ответы детей

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Внимательно наблюдают за ходом эксперимента, проявляют заинтересованность, отвечают на вопросы.Дети: Шарик надулся, а почему?Дети: Шарик сдулся, почему?

Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

(воздухоплавание) 

Воспитаны умения у детей внимательно слушать, не перебивать друг друга.

Активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении познавательных задач.

Дети интересуются проявляют любознательность.

Проявляют речевую и познавательную активность, отвечают полным предложением. Сформировано умение делать умозаключения и выводы, использовать в речи конструкции «Я думаю, что...», «Я считаю что...», активно использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений,

8

Заключительная часть.

Воспитатель: Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 7)

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях,интернете.

Спасибо, вам ребята , за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воздух – часть природы.

Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воздух невидим, прозрачен.

Воздух может двигаться.

Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Активно используют речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Выказывают желание участвовать в дальнейших экспериментах, узнавать новое. Они уверены в своих силах.

Литература:

«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области