Учитель: Агеева О.Н.
Конкурс по русскому языку «Вершина Олимпа»
Ход мероприятия:
Арсен : Начинаем конкурс- игру «Вершина Олимпа». (Представление участников игры-конкурса)
команда 7В класса:
команда 7Г класса:
Айгерим: Русский язык –это язык Александра Сергеевича Пушкина, Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева, Константина Георгиевича Паустовского и других великих хранителей красоты и образности русского языка.
Русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали его различные стороны, особенности, своеобразие.
Лингвистический Олимп – 2019 посвящен теме «Образ Родины в произведениях русской литературы» (слайд 28)
Арсен : об Олимпе.
Айгерим: об Олимпе
Арсен Первый тур нашего конкурса традиционный – это визитная карточка .
Слово команде 7 В класса
Айгерим: Слово команде 7 Г класса
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Учитель: «На необитаемом острове» (слайд 31)
Двоечники.
- Неужели мы на необитаемом острове?
- Можно ничего не делать!
- Не учить какие-то орфограммы правильного написания.
- не склонять слова!
- Клево!
- Скучно только, что весёлых перемен нет!
- Ой, что-то есть захотелось…
- Да, сейчас хотя бы пирожок.
- Так, обед откладывается. Солнце припекает.
- Давай построим шалаш!
- А ты умеешь?
- Может, лодку построим?
- Ты что, здесь физику надо знать.
- Ура! Придумал! Давай напишем письмо!
- Точно, давай писать.
(Пишут письмо на листе ватмана. Затем показывают письмо зрителям)
«Мы, ученики 21-й школы, папали на ниабитаемый остров и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».
- По-моему, здесь нужна запятая (исправляют ошибки)
- Теперь точно спасут. (Раздается гром, двоечники встают на колени, протягивая руки к небу)
- Господи, спаси нас!
- Помогите нам выбраться отсюда!
- Я буду хорошо учиться!
- Я выучу все падежи!
- А я – орфограмму правописания безударных гласных!
- Мы все будем делать правильно – только спаси!
Арсен :: Вот что бывает, если не учить русский язык!
Айгерим:И Следующий тур «Орфография», мы назвали его «Долой кляксы». Уважаемые участники конкурса! Перед вами на столе находятся листочки. Пожалуйста, возьмите их и запишите слова с пропущенными буквами, вставьте их и обозначьте орфограмму. Перед вами текст на слайде. ЗАДАНИЕ: необходимо удалить кляксы, а вместо них вставить нужные буквы. На это задание дается 1 минута. |
Учитель : (После того как участники выполнили задание и сдали работы на проверку жюри, идет коллективная проверка вместе со зрителями.
Арсен ::
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
3 тур «Орфоэпия». Возьмите следующий листочек. ЗАДАНИЕ: за одну минуту во всех словах поставить ударение. Слова на слайде. Квартал, каталог, груженый, начал, звонит, средства, договор, дефис, предложить, щавель, углубить, жалюзи, прибыла, красивее. |
(проверка (слайд 37), выставление баллов)
Айгерим:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
4 тур, который вам придется пройти, называется «Лексикология». (слайд 38) Состоит он из двух этапов. |
Первый этап называется «Черный ящик». (слайд 39) На слайде вы видите загадочные «черные ящики», в которых лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет, который находится в ящике. Каждый угаданный предмет приносит вам 1 балл. Итак, начнем. В нее можно поместить водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. И это все о? (вода) Ее нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Ее помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что это за съедобный предмет? (соль) Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Ее можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка) Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в этом «черном ящике». Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И.А. Крылова. Я надеюсь, что вы догадались, кто это? (рак) Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые садисты любят вставлять в него палки. На нем даже можно жить, а можно в нем вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Что это? (колесо) Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «черном ящике»? (Ключ) Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда его просят, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб) Имя апостола Петра в переводе с древнегреческого обозначает то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень) С ее помощью древнегреческий герой Тезей нашел выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а в непогоду ни одной ее сухой не остается. Что это за предмет? (Нить) За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко) |
Арсен :: : Переходим ко второму этапу под названием «Гости из прошлого». Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. Ребята, сейчас мы с вами перекинемся на много лет назад и послушаем разговор барыни и служанки. Прислушайтесь и постарайтесь услышать и записать в столбик устаревшие для нашего времени слова. Сценка «Барыня и крепостная». - А теперь напротив каждого записанного устаревшего слова запишите то слово, которое оно обозначает сейчас. время на выполнение задания -3 мин участники могут сдать свои листочки жюри. Давайте все вместе посмотрим, какие слова встретились в сценке. На слайде (слайд 41) |
Айгерим: А пока жюри будет подводить предварительные итоги, мы немного поиграем со зрителями. (игра со зрителями по фразеологизмам) Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: … (водой не разольешь) Мы исходили городок Буквально… (вдоль и поперек) И так устали мы в дороге, Что еле.. (волочили ноги) Фальшивят, путают слова, Поют… (кто в лес, кто по дрова). Товарищ твой просит украдкой Ответ списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… (медвежью услугу). История эта давно позабыта. И вряд ли найдешь, … (где собака зарыта) В одной избе случилась ссора. Решили избежать позора – … (не выносить сор из избы) Не огорчайся, Вася! Пускай болит живот… Ты только в третьем классе – …. (до свадьбы заживет!) Не разобраться в простейших вопросах? В мире полно дураков и дурех: Очень легко … (заблудиться в трех соснах), Если считать не умеешь до трех. Если б из сыра делали книжки, Грамоту быстро освоили б мышки: Били б от Пушкина мышки в восторге И сказки читали б … (от корки до корки) |
Арсен :: Как вы догадались, мы переходим к следующему 5 туру «Фразеология» (слайд 47) Фразеологизм недаром молвится, Без них прожить никак нельзя, Они великие помощники И в жизни верные друзья! Вам предстоит отгадать фразеологизм по рисунку. За каждый правильно отгаданный фразеологизм каждый из вас получит по одному баллу. (слайды 48-58) (Выполняют задание на листочках, затем сдают работы жюри) |
Айгерим: 6 тур «Морфология» называется «В погоне за существительным» (слайды 70 - 72) Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные. Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. |
(пока конкурсанты выполняют задание, проводится игра со зрителями « Исправь пословицу» (слайды 73 - 82) Арсен :: Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости. Скучен день до вечера, коли делать уроки Кто мало говорит, тот больше съедает. Друзья познаются на контрольной. Мал ноутбук, да дорог. Трудно в учении – легко на каникулах. После драки шапками не машут. Одна голова хорошо, а две некрасиво. Чтение – лучшее мучение. Одна нога здесь, а другая в гипсе. |
Айгерим: Мы подошли к 7 разделу «Синтаксис и пунктуация» . Вам сейчас предстоит поработать над предложением. Уважаемые участники! Возьмите, пожалуйста, листочки. Работа по слайдам. (4 слайда) (слайды 85 - 88) |
Арсен : Словари – это вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь, извлечь из него. 8 тур «Словари» (слайд 89 - 95). Вам нужны теперь таблички 1,2,3. Вы должны по назначению словаря определить его название. Вариантов 3. Вы выбираете один правильный. - Он даёт лексическое значение слова. (Толковый) - Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов) - Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический) - Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический). - Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический). - Он содержит сведения о написании непроверяемых и труднопроверяемых слов. (Орфографический). |
Айгерим:
Вот и закончился наш лингвистический поединок. Мы надеемся, что он вам понравился, и вы узнали много интересного о русском языке.
Арсен: По праву русский язык велик и могуч. Почаще вспоминайте слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Пока наше строгое жюри будет подводить итоги и определять победителя, мы с вами послушаем песню ….
Подведение итогов. (слайд 97)
( зрители, набравшие жетоны в играх со зрителями, прибавляют баллы своей команде)
Ведущий: Итак, жюри готово объявить победителя.
(Подведение итогов)
Айгерим:
Мы от души поздравляем всех, кто сегодня стал лучшим, кто добрался до вершины Олимпа. Тем, у кого сегодня не все получилось, напоминаем, что это просто игра и не последнее испытание в вашей школьной жизни.