МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 14 «Солнышко» г.Салаир
Методический материал подготовила учитель-логопед: Кутенева Марина Александровна
Речевое развитие ребенка средствами загадки
Пояснительная записка
Современные формы и методы коррекционного речевого развития детей органично сочетаются с народной педагогикой, с сокровищницей национальной мудрости – фольклором: загадкой. Ю.Г.Илларионова пишет: «Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного(прямого) или предполагаемого(скрытого) вопроса» 3,с.6.
Ознакомление с загадкой развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и обычаям. Совершенствуется речь, формируются нравственные принципы, расширяются знания о природе.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Современный мир богат разнообразными событиями: появляются новые достижения культуры, технического прогресса- тематика загадок значительно расширяется. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, характеризующих его с разных сторон.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Ребенок познает богатые изобразительно-выразительные возможности слова: употребление в переносном значении, сравнение, олицетворение, использование в качестве метафоры, эпитета. Размышление над загадками тренирует у детей различение словообразовательных и формообразующих элементов слова-морфем. Загадка помогает детям осваивать синтаксис родной речи на привычных, доступных, понятных примерах.
Использование в логопедической работе загадок способствует всестороннему развитию речи и мышления ребенка:
*Обогащает лексический строй речи:
-расширяет словарь существительных, местоимений. прилагательных, числительных, глаголов, наречий;
-знакомит с различными значениями слова;
-изучает антонимы и синонимы;
-объясняет задачи и способы употребление метафор (образных сравнений), эпитетов. олицетворений, создающих выразительную характеристику предмета.
* Формирует грамматический строй речи:
Учит:
-образовывать формы существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-образовывать слова различными способами (с помощью приставок, суффиксов и др.);
-согласовывать имена существительные с прилагательными и числительными;
-изменять глаголы по временам, видам, родам (в прошедшем времени), числам;
-использовать в речи предлогов;
* Развивает связные высказывания:
Учит:
-строить предложения с противопоставлением, используя союзы –а- и –да-, вопросительное предложение;
-использовать однородные члены.
Лексическая тема «ЛЕС» в загадках
В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес.)
Что не сеяно родится? (Трава.)
Платье потерялось, пуговицы остались. (Черемуха.)
Под ярусом стоит зипун с красным гарусом. (Рябина.)
Над водой, водой стоит красной с бородой. (Калина.)
Как роза красив, как ёж колюч. (Шиповник.)
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох.)
Не огонь, а жжётся. (Крапива.)
Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна.)
Весна пригревает – он шубу надевает,
Зима подойдёт – он шубу снимает. (Лес.)
Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падёт – почернеет. (Лист.)
Осенью кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают,
Тут и гниют. (Листья.)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
Кудри в речку опустила
И о чём – то загрустила. (Ива.)
Весною на кусточке,
На гладеньком пруточке
Белые цыплятки
Расселись без оглядки. (Верба.)
Все паны скинули кафтаны,
Один пан не скинул кафтан.
(Лиственные деревья и сосна.)
Этой бабке сто лет,
Горба у ней нет,
Высоконько торчит,
Далёконько глядит,
Придут за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна.)
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (Гриб.)
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (Мухомор.)
Росло, повыросло,
Из кустов повылезло,
По рукам покатилось,
На зубах очутилось. (Орех.)
Деревья
Занятие по развитию речи с использованием загадок по лексической теме «Деревья» для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Учитель-логопед Кутенева М.А., МБДОУ «Детский сад №14 « Солнышко», Муниципальный Гурьевский район, г. Салаир
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи, связности высказывания.
Задачи:
*Коррекционно-развивающие:
- помогать овладевать нормами речи;
-обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Деревья».
-развивать связное высказывание;
-развивать операции мышления(обобщение, анализ), внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.
*Коррекционно-обучающие:
-учить строить диалог и монолог;
-учить образовывать формы существительных с уменьшительно—ласкательными суффиксами, относительные прилагательные;
-учить согласовывать имена существительные с числительными –два- и-пять-
-учить подбирать антонимы;
-учить находить однокоренные слова.
* Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать свободное общение логопеда и детей;
-воспитывать самостоятельность в разных видах деятельности;
-воспитывать любовь к русскому языку.
Предварительная работа:
-изучение лексической темы «Деревья»;
-чтение художественных текстов, стихотворений, пословицы по теме;
-заучивание наизусть загадки;
-рассматривание и описывание иллюстраций.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением различных деревьев, наборы семян, шапочки-маски (береза, дуб, клен, осина, рябина, липа, ель), аудиозапись звуков леса.
Организационный момент
Логопед. Ребята, я сегодня получила посылку. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает посылку).
Дети. Листья деревьев, желуди, шишки, веточка ели, ягоды рябины, березовая кора.
Логопед. Ребята. а вот на этом листочке что-то написано (Читает письмо.) «Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. У нас случилась беда. Баба Яга перепутала все деревья в лесу. Помогите нам вернуть их на свои места. Очень надеемся на вашу помощь». Поможем лесным жителям?
Дети. Да!
Логопед. Давайте произнесем волшебные слова:
Я на ножке покручусь-
В лесу волшебном окажусь.
Включена аудиозапись звуков леса.
Пальчиковая гимнастика «Лес»
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Дети поднимают руки, поворачивают ладони к себе.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Дети шевелят широко расставленными пальцами.
Основная часть
Логопед. Вот мы и оказались в сказочном лесу. Посмотрите, что натворила Баба Яга! На березе растут иголки, на рябине желуди, на дубе березовые сережки. Непорядок! Мы с вами расколдуем деревья. А для этого вы должны отгадать о них загадки- тогда все станет на свои места
Игра «Отгадай и расскажи»
Логопед загадывает загадки. Дети в руках держат шапочки-маски деревьев. Если загадка отгадана и правильно выполнены задания логопеда, ребенок надевает шапочку-маску.
Логопед.
Стоит Алена-платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)
Дети отвечают.
С чем в загадке сравниваются листва и ствол березы?
Дети. Листва сравнивается с зеленым платком, а тонкий ствол- с белым сарафаном.
Логопед. Какая у березы листва? Какой ствол? Какая кора?
Дети. Листва зелена, ствол тонкий, кора белая.
Логопед. А какие части деревьев вы знаете?
Дети. Корень, ствол. Большие и маленькие веточки, листья, весной появляются почки и у некоторых деревьев-цветы.
Логопед. Правильно. Мы расколдовали березу. Отгадайте следующую загадку:
Темной он покрыт корой. Лист красивый вырезной,
А на кончике ветвей много-много желудей. (Дуб.)
Дети отвечают.
Скажите, какой лист и какая кора у дуба в загадке?
Дети. Темная кора и вырезной лист.
Логопед. А что растет на кончиках ветвей?
Дети. Желуди.
Логопед. Молодцы, ребята и дубу помогли надеть свой наряд. Послушайте еще одну загадку:
Осенью, как только свиснет зыбкий ветер-дождевик,
У него зеленые листья пожелтеют в тот же миг. ( Клен.)
Дети отвечают.
Какого цвета становятся листья клена осенью?
Дети. Красными и желтыми.
Логопед. Помогите клену и подберите слова-родственники к слову – лист-.
Дети. Листок, листочек, листик, лиственный.
Логопед. Молодцы! Вот и клен у нас принарядился. О каком дереве следующая загадка?
Если дунет ветерок.
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (осины).
Дети отвечают.
Правильно. Что всегда делают листочки осины?
Дети. Дрожат.
Логопед. Внимательно послушайте загадку еще раз и найдите в ней слова-родственники.
Дети. Задрожит, дрожит.
Логопед. Верно. Попробуйте отгадать такую загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина.)
Дети отвечают.
Какие птицы любят ягоды рябины?
Дети. Дрозды.
Логопед. Вы правы. Осенью перед долгим путешествием в жаркие страны эти птицы наедаются ягодами рябины. Их даже называют дрозды-рябинники. Ребята, а с чем сравниваются ягоды в загадке?
Дети. С красным факелом. Ягоды красные и огонь факела тоже красный.
Логопед.
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок-то медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. ( Липа.)
Дети отвечают.
Ребята, скажите, что происходит с деревьями зимой, весной, летом, осенью?
Дети. Зимой деревья спят. Весной просыпаются и начинают расти. Летом цветут. Осенью сбрасывают листья.
Логопед. А как вы догадались, что это липа?
Дети. Цветы липы очень полезны. Они лечат от кашля.
Логопед. Молодцы. Теперь и липа может принарядиться. А мы отгадаем еще одну загадку:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Сама ничего не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Дети отвечают.
Правильно, ель. Как называются деревья, у которых вместо листьев растут иголочки?
Дети. Хвойные.
Логопед. Какое еще хвойные деревья могут расти в наших лесах?
Дети. Сосна, кедр, лиственница, пихта.
Логопед. А как называется лес, где растут и лиственные и хвойные деревья?
Дети. Смешанные.
Логопед. Вот и елочку мы с вами расколдовали. А теперь пусть оживет наш лес.
Лесная зарядка
Дети выполняют указания логопеда.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к вам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
С какого дерева лист
Логопед. А теперь покроем наши деревья листвой. Скажите, как мы назовем листья наших деревьев?
Дети. Листья рябины –рябиновые листья; листья дуба – дубовые листья; листья клена – кленовые листья; листья осины – осиновые листья; листья липы – липовые листья; листья березы – березовые листья.
Логопед. А шишки и ягоды?
Дети. Шишки ели – еловые шишки. Ягоды рябины – рябиновые ягоды.
Сосчитай
Логопед. А теперь мы должны правильно сосчитать деревья в нашем лесу.
Дети. Две белоствольные березы, пять белоствольных берез. Две зеленые ели, пять зеленых елей. Два могучих дуба, пять могучих дубов. Две дрожащие осинки, пять дрожащих осинок. Две красные рябины, пять красных рябин. Две цветущие липы, пять цветущих лип. Два кленовых листа, пять кленовых листьев.
Что здесь лишнее
Логопед. Ребята, определите, какое из четырех деревьев лишнее? Ель, клен, береза, дуб.
Дети. Ель – хвойное дерево, остальные деревья – лиственные.
Сосна, береза, дуб. Шиповник.
Дети. Шиповник – кустарник.
Логопед Дуб, липа, береза, яблоня.
Дети. Яблоня – фруктовое дерево, остальные деревья не приносят плодов.
Слова наоборот
Логопед. Ребята, я называю вам словосочетание, а вы подбираете противоположное значение. Дерево старое…
Дети. Дерево молодое.
Логопед. Ствол толстый…
Деревья высокие…
Ветка длинная…
Плоды на деревьях висят высоко, а ягоды на кустах…
Итог занятия
Включена аудиозапись звуков леса.
Логопед. Ребята, мы помогли сказочному лесу. Помните, что леса надо беречь и охранять. Деревья приносят большую пользу. А теперь пора возвращаться в детский сад.
Дети. Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес.
Логопед. О каких деревьях мы говорили на занятии? Чем эти деревья похожи и чем отличаются?
Дети отвечают.
Список литературы
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
Загадки. Пословицы. / Сост. К. и Д. Солертовские. М., 2000.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
Ра, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. М., 1995.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1974.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практ. пособие. М., 2004.