Лэпбук "Экологическая безопасность" для старших дошкольников

Основная дидактическая цель лэпбука «Экологическая безопасность» – формирование экологических представлений, главным образом путем, непосредственно практической деятельности. Формирование правильных представлений и понятий об окружающем мире, активизация самостоятельной деятельности детей, воспитание бережного отношения к природе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Лэпбук

«Экологическая безопасность»

для старших дошкольников

Лэпбук «Экологическая безопасность» / сост. В.П. Славгородская, Камышлов, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019.

Руководитель: Семенова А.В., преподаватель валеологических дисциплин

Лэпбук «Экологическая безопасность» включает в себя дидактические игры, сказки, стихи, загадки, видеофильмы и мультфильмы, иллюстрации направленные на формирование экологических представлений старших дошкольников.

Лэпбук может использоваться педагогами, студентами при подготовке к практике и ее проведении, родителями, заинтересованными в формировании экологических представлений у детей.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019

Пояснительная записка

Актуальность

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить»

М. Горький.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, а игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.

Что такое лэпбук? "Лэпбук" (lapbook) в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" Лэпбук это такая самодельная книжка раскладушка или тематическая папка с разными карманами и подвижными деталями. Одна из форм совместной деятельности детей и взрослых.

Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Это позволяет нам формировать экологические представления старших дошкольников (56 лет), не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делая обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды:

информативен; полифункционален; может использоваться как одним ребенком, так и группой детей одновременно (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка;

вариативен; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; способствует вовлечению воспитанников в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность;

доступен: лэпбук обеспечивает доступность для всех детей, и для детей с ОВЗ, и для детей инвалидов, возможность его использования в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

насыщен: соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе ООП «От рождения до школы», а также соответствует возрастным особенностям детей, то есть, в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал. Также имеет такое качество, как

трансформируемость: лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Лэпбук соответствует самому главному требованию к организации предметно-пространственной развивающей среды это безопасность.

Содержание представляет собой дидактические игры по формированию у детей экологических представлений, загадки, сказки, экологические пазлы, мультфильмы и многое другое.

Содержание лэпбука можно периодически пополнять, усложнять, менять материалы в соответствии с сезонностью или тематикой недели.

Данное пособие является средством развивающего обучения, а также хорошо подходит при проведении педагогической диагностики (мониторинга) в группах, где одновременно в совместной деятельности будут заняты несколько детей.

Основная дидактическая цель лэпбука «Экологическая безопасность» – формирование экологических представлений, главным образом путем, непосредственно практической деятельности. Формирование правильных представлений и понятий об окружающем мире, активизация самостоятельной деятельности детей, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

формировать правильные представления и понятия об окружающем мире;

закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

закреплять знания детей о правилах поведения человека в природе;

активизировать самостоятельную деятельность детей,

Развивающие:

– развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

– развивать активную речь детей;

– развивать логическое и ассоциативное мышление, произвольное внимание

– развивать индивидуальные способности ребенка, познавательный интерес, речевые и коммуникативные навыки и творческое воображение;

– развивать умение понимать задание и точно выполнять его;

Воспитательные:

– воспитывать культуру поведения на улицах города, уважительное отношение к природе;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи;

формировать умение договариваться, помогать друг другу;

Значение Лэпбука:

– способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

– способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

– способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

– способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования.

– способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

– обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Лэпбук «Экологическая безопасность» отличный помощник в работе воспитателя!

Изготовление и структура лэпбука «Экологическая безопасность»

Изготовление лэпбука и его содержимого, оказалось достаточно трудоёмким и затратным по времени, главными помощниками послужили: компьютер, интернет и цветной принтер. Немаловажным оказались и умения работать в программах: Power Point, Publisher, Paint.

Для изготовления лэпбука и его содержимого понадобилось: плотный коробочный картон, пластиковые конверты с кнопками, двусторонний и прозрачный скотч, линейка, ножницы, канцелярский нож, степлер, белый картон, бумага для принтера, принтер с цветной печатью, выход в интернет.

Изучая в сети интернет, опыт других педагогов и знакомясь с их лэпбуками, уже имелось представление об алгоритме изготовления. Для начала, был подготовлен необходимый материал и на черновике намечен план расположения материала, поэтому имелось чёткое представление о конечном продукте.

В первую очередь необходимо было вырезать из плотного коробочного картона части каркаса – листы книги, склеить их и обклеить с обеих сторон распечатанными на принтере фоновыми листами. Кармашки с кнопками, купленные в магазине, приклеивались к каркасу на двусторонний скотч по плану, на них наклеивались названия прозрачным скотчем.

Подобранный дидактический материал был распечатан на цветном принтере и обклеивался прозрачным скотчем или ламинировался.

Охарактеризуем структуру лэпбука «Экологическая безопасность», это книга, состоящая из 6 листов, на внешней обложке и корешке указано название лэпбука (см. рисунок 1), внутри книги пластиковые кармашки, на которых указаны названия заданий и дидактических игр. На последней страничке информация для родителей и воспитателей.

Рисунок 1 Обложка лэпбука

Основная часть лэпбука содержит непосредственно сами дидактические игры, направленные на формирование экологических представлений старших дошкольников.

На первом развороте находится (см. рисунок 2):

– интерактивное панно «Отчего планета грустит отчего планета радуется?»;

– иллюстрации с видами природы «Сохраним планету».

Рисунок 2 Первый разворот лэпбука

На втором развороте (см. рисунок 3):

– информация – размышление «Что случится, если на Земле исчезнут насекомые?»;

– дидактическая игра «Пищевые цепочки»;

– дидактическая игра «Расскажи кто, где живет и чем питается»

– лото «Живая и неживая природа».

Рисунок 3 второй разворот лэпбука

На третьем развороте (см. рисунок 4):

– дидактическая игра «Так нельзя вести себя на природе»;

– лото «Экосистемы: луг, лес, водоем»;

– пазл «Лесное озеро»;

– пазлы «Правила поведения на природе» (10 штук);

– раскраски «Раскрась и запомни!» (о правилах поведения на природе).

Рисунок 4 Третий разворот лэпбука

На четвертом развороте (см. рисунок 5):

– дидактическая игра «Сортировка мусора»;

– карточки «Вещи из отходов»

– картотека опытов с почвой и ветром;

– диск с развивающими видео и мультфильмами для детей «Берегите природу!».

Рисунок 5 Четвертый разворот лэпбука

На пятом развороте (см. рисунок 6):

– сказки: «Природа и ее друзья», Е. Арефьева, «Сова», В. Бианки, сказка – эксперимент «Путешествие утенка или чудесный мир за забором птичьего двора»;

– «Жалобная книга природы»;

красная книга Свердловской области;

стихотворения об экологии;

– загадки: «О ягодах»; «О насекомых»; «О деревьях»;

– книжка – малышка: «Кому нужны деревья в лесу»;

– настольная игра – бродилка «Заколдованный лес».

Рисунок 6 Пятый разворот лэпбука

На последней странице расположен карман, в котором содержится информация для родителей и воспитателей (см. рисунок 7):

– буклет для родителей «Формирование экологических представлений у детей»;

– буклет – раскраска о бережном отношении к природе;

– информация для родителей на стенд «Мой дом Земля»;

– рекомендации для воспитателей по использованию лэпбука «Экологическая безопасность».

Рисунок 7 – Последняя страница лэпбука

Состав лэпбука «Экологическая безопасность»

Интерактивное панно «Отчего планета грустит отчего планета радуется?»

Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о влиянии жизнедеятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.

Организация и методика проведения

Дошкольник должен развернуть и назвать: что изображено и почему планета грустит радуется. Этот элемент в виде раскрывающегося цветка. Внутри изображения плохого и хорошего отношения к природе. Задание на развитие связной речи.

Иллюстрации с видами природы «Сохраним планету»

Цель: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе; воспитание желания охранять природу и содержать её в чистоте.

Информация – размышление «Что случится, если на Земле исчезнут насекомые?»

Цель: закрепление знаний детей о пищевой зависимости; воспитание гуманного экологически целесообразного отношения детей к природе.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки»

Цель: формировать представления детей о пищевых цепях и месте в них разных видов животных.

Материал: набор карточек из 20 штук, с иллюстрациями различных видов животных и растений, насекомых составленные таким образом, что бы в итоге сложились цепочки (например: гриб – белка – куница).

Организация и методика проведения

Дети должны составить пищевые цепочки и объяснить, что произойдет, если нарушить данную цепь.

Дидактическая игра «Расскажи кто, где живет и чем питается»

Цель: расширение представлений детей о диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге); формирование умения составлять небольшие рассказы на предложенную тему.

Лото «Живая и неживая природа»

Цель: формирование знаний о живой и неживой природе.

Задачи: обогащать словарный запас детей; расширять кругозор; развивать логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Дидактическая игра «Так нельзя вести себя на природе»

Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения человека в лесу; упражнение в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Задачи: формировать бережное отношение и любовь к природе, ко всему живому; развивать представления о том, какие действия вредят природе; расширять словарный запас.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков прямоугольной формы с изображением лесных объектов (муравейник, мухомор, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер и др.).

Организация и методика проведения

Дети поочередно изображают лесника. Он выбирает один из экологических знаков, лежащих перевернутыми на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляет; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Лото «Экосистемы: луг, лес, водоем»

Цель: закрепление умений классифицировать растения и животных по месту обитания, развивать внимательность и наблюдательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем; карточки с изображением растений, животных и насекомых обитающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение или животное. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле.

Пазл «Лесное озеро»

Цель: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе; воспитание желания охранять природу и содержать её в чистоте; развитие логического мышления; умения из отдельных частей составить сюжетную картинку

Пазлы «Правила поведения на природе»

Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения человека на природе; развитие логического мышления, умения из отдельных частей составить сюжетную картинку (правила поведения на природе, которые отражаются в сюжете картинок); активизировать речь, расширять словарный запас.

Материал: пазлы (10 наборов) картинки с изображением правил поведения в природе.

Организация и методика проведения

После того, как пазл будет собран, ребенок может рассказать о правиле поведения, которое он собрал. Так же дети могут собирать пазлы одновременно, на скорость.

Раскраски «Раскрась и запомни!» (о правилах поведения на природе)

Цель: повторение правил поведения в природе; развитие памяти, творческих способностей; воспитание познавательного интереса, любови к родной природе, бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Дидактическая игра «Сортировка мусора»

Цель: Воспитание культуры поведения на улицах города, уважительного отношения к природе.

Задачи: уточнить знания детей о значимости чистоты улиц и роли человека; расширить знания детей о видах мусора, его утилизации и вторичном использовании; развивать речь детей; закреплять умение отвечать полным предложением.

Материал: карточки с изображением разных видов бытового и строительного мусора. Кармашки – контейнеры для сбора разного вида мусора. На каждом кармашке картинка с изображением того материала, который нужно в него складывать: бумага, пластик, железо, стекло, пищевые отходы.

Ход игры: дети, определяя материал, из которого сделан предмет, должны разложить карточки по контейнерам.

Данную игру можно использовать в индивидуальной работе и с подгруппой детей. Детям предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Помоги разобрать его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». Вот видите, как много мусора. Кучи мусора образуются очень быстро. Представьте, что получается в нашем городе каждый день …

А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что же с ними делать? Какую вещь, в какой контейнер выбросить? Что потом с ней станет, когда ее заберут на переработку? Какие вещи можно сделать из этих материалов?

Карточки «Вещи из отходов»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о способах решения некоторых экологических проблем; повышение уровеня экологической культуры дошкольников.

Картотека опытов с почвой и ветром

Цель: формирование умения детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования; воспитание нравственных и духовных качеств детей во время общения с природой.

Диск с развивающими видео и мультфильмами для детей «Берегите природу!»

Цель: формирование познавательного интереса, любови к родной природе, бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Подборка стихотворений, сказок, загадок экологической направленности

Цель: развитие памяти, творческих способностей; воспитание познавательного интереса, любови к родной природе, бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды; активизация речи детей.

«Жалобная книга природы»

Цель: формирование потребности в сбережении, защите и в охране окружающей среды.

Задачи: расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

«Красная книга Свердловской области»

Цель. Изучение редких видов растений, встречающихся в Свердловской области.

1)Ребенок раскладывает карточки с изображением редких видов растений и животных в кармашек «заповедник».

2)Нарисовать «Красную книгу».

Настольная игра – бродилка «Заколдованный лес»

Цель: повторение правил поведения в природе; развитие памяти, творческих способностей; воспитание познавательного интереса, любови к родной природе, бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды; активизация речи детей.

Оборудование: набор включает яркое игровое поле с двумя дорожками: длиной и короткой, волчок с шестью гранями, на которых написаны цифры от одного до шести (кубик) для определения количества ходов и 4 фишки разных цветов.

Описание: Чтобы пройти через заколдованный лес, придётся встретиться с лесными жителями и ответить на вопросы. В игре принимают участие 24 ребенка. Для начала игроки должны выбрать себе цвет игровой фишки и определить, кто будет ходить первым, бросив кубик. Игра повторяется два раза, каждый игрок должен пройти по длинной и короткой дорожке.

Путешествие начинается, поэтому все фишки в начале игры нужно установить на кружочке с надписью СТАРТ.

Игроки крутят волчок (бросают кубик) по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало. На пути участников могу возникнуть препятствия, которые заставят их пропустить ход или призовые секторы, позволяющие перемещаться вперед.

Если фишка остановилась на кружке розового цвета, игрок должен ответить на вопрос, написанный на кружке, при правильном ответе, бросает кубик еще раз, если нет остается на месте.

Побеждает тот, кто первым дойдет до ФИНИША (остановится на последнем кружке или пройдет его).

Можно усложнить игру, например: ребенок, ответивший на вопрос, придумывает свой вопрос для следующего игрока.

Подвижная игра «Живые цепочки»

Цель: расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Материал: карточки (на ленточках) животных и растений.

Примечание: могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем) рожь, мышь, аист (поле).

Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры

Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают карточки на ленточках на шею, один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.

Воспитатель: по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

Команда, которая первой правильно построится, а так же объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинить.

Информация для родителей и воспитателей

Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование экологических представлений у старших дошкольников.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.10.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.