Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста при помощи словесно- дидактических игр"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида, корпус № 3

Коновал Татьяна Михайловна

Воспитатель: высшая квалификационная категория

г. Северодвинск

Игры практикум: «Развитие грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста при помощи словесно-дидактических игр»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

В грамматическом строе языка выделяются морфологический строй, к которому относится умение изменять слова по формам и создавать новые слова на базе другого с помощью специальных средств, и синтаксический строй, который предусматривает владение моделями сочетания слов в высказывании.

Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Грамматический строй речи формируется, прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности.

Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться:

со всем коллективом детей на занятиях;

в совместной деятельности с небольшими подгруппами детей;

индивидуально.

С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках.

Используя д/и для развития грамматически правильной речи детей решаются следующие задачи:

освоение морфологической системы родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам);

овладение синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

сообщение знаний о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

В работе с детьми следует учитывать следующие принципы:

систематичность

последовательность

доступность

наглядность

индивидуальность

Чтобы заинтересовать детей, помочь каждому ребенку проявить себя можно использовать:

художественное слово

сюрпризные ситуации

проблемные ситуации

игровые обучающие ситуации

Для обогащения и уточнения словаря используются приемы:

я скажу, а ты повтори;

подсказка;

новое слово выделить голосом, затем объяснить смысл;

образование слов по аналогии;

договаривание и проговаривание слов пропущенных воспитателем;

закончи предложение.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических конструкций. Благодаря динамичности, эмоциональному проведению и увлечённости детей они дают возможность много раз упражнять детей в повторении нужных словоформ.

Предлагаю познакомиться с системой игр и упражнений, которые выстроены с учетом последовательности, в овладении грамматической структуры предложения.

В основе их – работа над формированием грамотной фразы. Путешествуя и играя, ребенок учится понимать структуру фразы, грамотно ее организовать, увеличить ее объем за счет включения новых слов. Одновременно он овладевает грамматическими категориями частей речи, разными видами связи.

Всю работу я условно разделила на 3 этапа. Каждый из них имеет определенные цели:

I этап

Закрепление умения составлять простое двухсоставное предложение.

Знакомство с грамматическими категориями существительного и глагола.

Раздел № 1: «Нас окружают предметы». Дети знакомятся с миром предметов. У каждого предмета свое название.

Игры: «Назови предмет», «Куда ни пойдешь – предметы найдешь» В этих играх ребенок может поупражняться в самостоятельном придумывании названий для тех или иных предметов. Необходимо побуждать ребенка пользоваться в игре назывным предложением («Вот стол» или «Это стол» – с указательным местоимением).

Игра «Живые – неживые». Дети закрепляют знания об одушевленности, неодушевленности предметов. В ходе игр ребенок учится различать «живые» и «неживые» предметы. На материале этих игр отрабатывается умение грамотно задавать вопросы: кто это? что это? и отвечать развернутой фразой. Знакомлю с символами (условными обозначениями).

К вопросам: что это? кто это? дети подбирают предметную картинку, определяют живой это предмет или нет и ставят соответствующий символ.

Игра «Жили были Гном и Гномик» учит различать большие и маленькие предметы и образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Продолжает закреплять умения использовать развернутую фразу.

Гном подберет яблоко. Гномик возьмет яблочко и т.д.

Игра «Он, она, оно» знакомит детей с категорией рода. Понятие принадлежности существительного к роду воспринимается детьми с трудом, поэтому приходится заменять привычные термины «женский род», «мужской род» доступными символами-рисунками – «девочка», «мальчик». Поскольку непонятно, кто появится из яйца, то целеобразно использовать его в качестве символа среднего рода.

Дети подбирают картинку к символу: коза она моя; забор он мой, облако оно моё.

Раздел № 2: «Все предметы совершают действия»

Игра «Что делают предметы?» знакомит детей с символами (условными обозначениями) основных действий, учит устанавливать связи между предметом и его действием, показывает, как грамотно составляется фраза. Дети запоминают символ действия и могут самостоятельно составить схему простого предложения.

Утка летит (плывет). Коза стоит (бежит, лежит) и т.д.

Игра «Что делал? Что делала? и Кто что делал, расскажи...» закрепляют умение согласовывать глагол в роде и числе, учат задавать вопрос и грамотно отвечать на него. В ходе игры дети составляют предложение по схеме «предмет → действие». Так ребенок подводится к пониманию, что начинать нужно с главного слова, что без предмета не будет действия

Девочка сидит на стуле. Мальчик летит на самолете.

II этап

Научить детей правильно строить фразу из 4-5 слов.

Усвоение и закрепление правильного употребления в речи малышей падежных окончаний существительного.

Знакомство с простыми (непроизвольными) предлогами и обучение детей правильному употреблению их в речи.

Активизация использования в речи дошкольников прилагательных, включение их в состав предложения, знакомство с грамматическими категориями прилагательного.

Игра «Соблюдай порядок» формирует понятие о главном и зависимом словах, закрепляет навыки малыша составлять предложения с опорой на схему (Бабушка вяжет носки. Кошка ловит мышку....).

Усложнение. Используя символы (карточки), дети самостоятельно составляют предложение (Мальчик читает книжку...).

Игра «О чем мечтают?» поможет ребенку составлять распространенные предложения, активирует его наблюдательность и фантазию. Формируется навык употребления окончания предложного падежа существительного (Медвежонок мечтает о сладком меде. Бабушка мечтает о теплых тапочках...).

Усложнение. В центре картинки закрываются. Дети придумывают свои варианты ответов.

У каждого предмета свои качества (цвет, величина, форма, вес). Невозможно перепутать камень и листок, цветок и дерево. Называя качество предмета, мы узнаем, какой он. Игры: «Раскрасим предметы», «Найди нужный цвет»

Рыжая корова лежит на зеленой траве. Зеленая лягушка прыгает по узкой дорожке.

«Какие бывают предметы?» предметы бывают разные: легкие, тяжелые, мягкие, твердые, горячие, холодные и т.д.

Дети составляют предложения – сравнения: с одинаковыми качествами и противоположными.

Самолетик легкий как воздушный шар. Свитер мягкий как вата. Снеговик холодный, а чай горячий.

«Загадки Карлсона» Дети научились определять свойства и качества предмета, познакомились с символами и по схеме учимся отгадывать загадки.

Предмет круглой формы, полосатый, тяжелый, сладкий как мед. Что это? (арбуз).

Далее дети самостоятельно составляют загадки и зарисовывают схему.

Игры «Чего не хватает?», «Собери слова в предложение». Эти игры знакомят малыша со словами-предлогами, учат понимать условное обозначение предлога, различать предлоги по их значению; позволяют понять место и значение предлога в предложении.

Санки катятся с горы. Петушок сидит на заборе.

Рыбки плавают в аквариуме.

Собака лежит под столом.

III этап

Усвоение ребенком конструкций сложно-сочиненного предложения (с союзами а, но) и сложно-подчиненного предложения (с союзами чтобы, потому что) и закрепление этих конструкций в речи.

Совершенствование умения употреблять все виды связи в предложении. Важно, чтобы ребенок понял, что сложное предложение состоит из частей, которое надо грамотно соединять друг с другом.

Малышу трудно объяснить значение термина «союз», поэтому в предлагаемых играх оно заменяется словосочетанием «соединяющее слово». Составляя в ходе игр сложно-сочиненные предложения, дошкольник учится различать значение союзов опираясь на интуицию (языковое чутье).

Игра «Солнышко проснулось». Легкий вариант игры: составлять сложно-сочиненное предложение с союзом и – здесь уже представлена готовая первая часть предложения.

Солнышко проснулось и ... (птички весело запели).

Усложнение: лучики с картинками закрываются и дети самостоятельно придумывают вторую часть предложения, проявляя творчество и фантазию.

Игра «Чудо снежинка» помогает ребенку усвоить разницу смысловых отношений между частями сложного предложения, соединенных союзом и: одновременность, последовательность происходящих событий или их причину и следствие.

Шарик улетел и девочка заплакала. Солнышко проснулось и петушок громко закукарекал...

Игра «О чем расскажут облака» знакомит детей с союзом а и его ролью в конструкции сложно-сочиненного предложения

Самолет летит, а машина едет. Самолет летит в небе, а машина едет по дороге....

Игра «Шел дождь» позволяет малышу овладеть конструкцией сложного предложения с союзом но. Ребенок строит предложение, опираясь на его готовую часть

Шел дождь, но птички не промокли, они сидели под крышей....

В капельке со знаком вопроса дети придумывают свой вариант предложения.

Игра «Что отразилось в пузырях?». Ребенок составляет сложно-сочиненные предложения и самостоятельно подбирает соединяющие слова (и, а, но).

Цветы распустились и пчелы полетели собирать нектар. Кружка стояла на столе, а кошка прыгнула и уронила кружку и т.д.

Игра «Поросенок Почемучка» позволяет развивать умение ребенка строить сложно-подчиненные предложения с союзом потому что.

С зонтика капают капельки, потому что идет дождь....

Все знания, которые дети приобрели с помощью игр и упражнений, они закрепляют в последующих этапах: рассказывание знакомых историй и сказок (развитие повествовательной формы речи), сочинение и рассказывание детьми историй и сказок (развитие самостоятельной творческой речи).

Литература:

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997.

Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи – М., Академия, 2009.

Бородич А.М., Методика развития речи детей. – М., 1974г.

Чистякова И.А. Игры для формирования грамотной фразы у дошкольников.

Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области